12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Викторова Л.В.20

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Варыпаево

Пензенского района Пензенской области

Конспект урока русского языка в 6 классе

« Буквы о и а в корне -кос- - -кас- »

Викторова Лариса Васильевна

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Варыпаево

Пензенского района Пензенской области

Предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: Н.М. Шанский

Тема урока: Буквы о и а в корне –кос-//-кас-

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов деятельности при выборе орфограммы с чередованием гласных в корне -кос-//-кас-.

Задачи:

Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корне -кос-//-кас-.Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.

Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба), распечатка карточек, записи на доске, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

Организационный этап /3 мин./

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

проверить подготовку домашнего задания;

создать положительный настрой учащихся на урок.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи цветных смайликов. Розовый отличное, радостное; зеленыйя устал, красный – я злой. В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение.

Сдайте, пожалуйста, тетради с домашней работой. Вы должны были написать сочинение-описание помещения, используя план и материалы к сочинению, подготовленные нами на уроке. Анализ ваших творческих работ мы проведем на следующем занятии.

А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Учащиеся поднимают карточки.

Учащиеся сдают тетради с домашней работой.

Записывают в тетрадях число.

Личностные:положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний /5 мин./

Цель: повторить и обобщить сведения о правописании безударных гласных в корне слова.

На доске записаны 2 группы слов.

Собираться

Замереть

Располагать

Заблистать

Вырастать

Возлагать

Роскошный

Сожалеть

Объединить

Наслаждаться

Показаться

Приближаться

Ребята, как вы думаете, почему мы именно так сгруппировали эти слова? По какому признаку они объединены?


 

Объясните правописание гласной в корнях слов, вспомните известные вам правила, сформулируйте их.

Какую информацию мы вспомнили? Предположите, над чем будем работать сегодня на уроке?


 

Первый столбец – слова с чередующимся гласными в корне, второй – с безударными проверяемыми гласными в корне слова.


 

Учащиеся отвечают.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Метапредметные:

умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.

Познавательные:

умение строить высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи

/3 мин./

Цель:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

На слайде презентации помещены слова: ПРИКАСАТЬСЯ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ, ЗАБИРАТЬ, ПРОТЕРЕТЬ, ЗАМИРАТЬ.

Задание: 1.Выделите корни во всех словах.

2. Объясните правописание тех корней, которые вам известны.

3. Правописание каких слов вы не можете объяснить? Являются ли эти слова однокоренными? Почему же в корнях этих слов пишется то буква а, то буква о?Что происходит?

4. Попробуем сформулировать тему урока.

5. Запишем тему урока в тетрадь.

Знаем ли как нужно действовать, чтобы правильно выбрать гласную в корне -кас-//-кос-?

Возникла проблема. Давайте вместе попробуем разобраться. Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель?

Учащиеся объясняют правописание слов забирать, протереть, замирать.

Учащиеся называют однокоренные слова прикосновение, коснуться, касаться. В корнях этих слов происходит чередование гласных о и а.

Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Метапредметные

логические: формирование логических действий анализа объектов.

Регулятивные действия:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Объяснение нового материала /5 мин./

Цель: сформулировать правило написания о и а в корне - кос- - -кас.

Чтобы лучше понять новую тему, предлагаю послушать сказку о двух братьях – Кас - - Кос.Оживим наши суффиксы.(Работа с презентацией «Сказка о двух братьях Кос и Кас»)

Попробуйте сформулировать правило.

А теперь откройте учебники, прочитайте правило в учебнике, познакомьтесь с образцом рассуждения. Сравните свои выводы с материалом учебника.

Познакомимся с графическим обозначением орфограммы.

Учащиеся отвечают.

Наблюдают и слушают образец обозначения орфограммы.

Затем учащиеся записывают словаприкосновение, коснуться, касаться, написание которых они не могли объяснить, и сами, проговаривая, обозначают орфограмму.

Метапредметные: формирование логических действий анализа объектов.

Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

/24 мин./

Цель: развивать умения решать учебно-познавательные задачи.

Работа в парах. (Слайд презентации)

К?саться дна, к?снуться плиты, к?сание мяча, к?сались растений, к?снулся ветвями воды, к?саюсь темы разговора, только не к?сайтесь истории, к?сается рукой, к?сательная линия.

Нежное к?сание, к?сательно данного вопроса, провести к?сательную к окружности, одно к?сание руки, прик?снуться к ране, распорядиться к?сательно убранства дома, к?снуться плеча, к?саться прошлого, нек?сались земли.

Запишите словосочетания в тетрадь, выделите орфограмму в корне, обменяйтесь тетрадями и объясните написание слов с пропущенной буквой в корне.

«Третий лишний»

Прочитайте слова (слайд презентации):

1. Коситься, коснуться, касаться.

2. Прикосновение, коса, касательная

Попробуйте сформулировать задание, которое нужно выполнить. Порассуждайте, какая запись по какому признаку может быть «третьим лишним». На что надо обращать внимание, чтобы не ошибиться в написании слов.

Игра «Корректор»

Составьте предложения. Запишите их в тетради. Прочитайте предложения, назовите слова с изучаемой орфограммой.

1. Солнце, деревьев, вершин, коснулось.

2. И, чуть, лодка, берег, коснулась, остановилась.

3. Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.

3. Луч, каждого, солнца, касался, цветка.

4. Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берез.


 

Работа с текстом.

Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

Как появилась страна Япония.

Легенда о происхождении Японии связана с хризантемой. В древности в Китае правил жестокий император. Однажды ему сообщили, на соседнем острове есть растение хризантема. Легкое касание этого цветка дарит человеку богатырское здоровье, а из сока хризантемы можно приготовить целебный настой. Прикоснуться к цветку может каждый, но сорвать хризантему под силу только с добрыми помыслами. Император заявил, что его не касаются эти глупые рассуждения о добрых помыслах, и отправил на остров триста юношей и девушек за хризантемами. Люди знали, что император был злым и жестоким человеком. Они не захотели, чтобы грешник прикасался к магическому цветку. И не вернулись домой. Природа острова очаровала молодых людей, они основали здесь новое государство.

Учащиеся делают записи в тетрадях, обозначая изучаемую орфограмму.

Обмениваются тетрадями, и проверяют правильность выполнения задания у товарища. При проверке проговаривают условия выбора орфограммы.

«Найти третье лишнее»

От слов с чередующимися гласными в корне следует отличать слова с другим лексическим значением.

Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища.

Метапредметные:

формирование логических действий.

Коммуникативные:

развитие умения строить монологическое высказывание.

Метапредметные:

формирование логических действий.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Рефлексия /3 мин/

Цель:формировать умения самоконтроля и самокоррекции.

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Какую орфограмму сегодня изучили?

Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при выборе гласной в этих корнях?

Интересно ли было? Все ли вам было понятно на уроке? Со всеми ли заданиями вы справились успешно? В чем была причина затруднений?

Покажите при помощи карточек ваше настроение.

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.

 

Личностные:формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание / 2 мин./

Цель: формировать умение самостоятельно организовать свою учебную деятельность

с. 63 орф. № 26 упр. 138, 139 (упражнения дифференцируются между слабыми и сильными учениками).


 

 

 Личностные:формирование умения самостоятельно организовать свою учебную деятельность.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.