Занятие «Чертежи типовых соединений деталей. Общие сведения. Обозначение резьбы»
ЗАНЯТИЕ № 14
ТЕМА: Чертежи типовых соединений деталей. Общие сведения. Обозначение резьбы.
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с общими сведениями о чертежах типовых соединений деталей, обозначением резьбы. Формировать умения выполнять чертежи болтовых и шпилечных соединений. Закреплять умения выполнения линий, нанесения размеров. Формирование навыков самостоятельной работы.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Чертежи типовых соединений деталей. Общие сведения. 2. Обозначение резьбы. 3. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. 4. Пр.р. «Выполнение чертежа болтового соединения».
ОБОРУДОВАНИЕ: Набор инструментов чертёжных; образцы чертежей; учебник.
МЕТОД: Беседа; рассказ; практическая работа, инструктаж.
МЕСТО: Учебная мастерская.
Время: 2*40.
М.С. Геометрия, Технология – 5, 6.
Ход занятия.
В.Ч. Орг. момент.
О.Ч. 1. Чертежи типовых соединений деталей. Общие сведения.
Чертежи, содержащие изображения изделий, состоящих из нескольких деталей, и данные для их сборки (изготовления) и контроля, называют сборочными.
В изделиях (станках и механизмах) детали образуют различные соединения.
Соединения, многократно встречающиеся в механизмах различных машин, называют типовыми. Ими пользуются при создании станков, автоматических линий и др.
Соединения деталей разделяются на разъемные и неразъемные.
К разъемным соединениям относят такие, которые можно разобрать, не разрушая деталей, их составляющих. Неразъемные соединения нельзя разобрать без разрушения деталей.
2. Обозначение резьбы.
Многие детали имеют резьбу, которая служит для их соединения. С помощью резьбы осуществляют также передачу движения. Наиболее распространена метрическая резьба, имеющая треугольный профиль с углом 60° при вершине.
Резьба на чертежах изображается условно. Это значит, что ее не рисуют такой, как мы ее видим (рис. 210, а), а вычерчивают упрощенно по правилам, установленным государственными стандартами (рис. 210, б).
По наружному диаметру ее изображают сплошными толстыми линиями как на виде спереди, так и на виде слева, а по внутреннему — сплошной тонкой линией. При этом на виде слева по внутреннему диаметру резьбы проводят тонкой линией дугу, приблизительно равную 3/4 окружности. Эта дуга может быть разомкнута в любом месте, но не на центровых линиях. Заметьте, что фаску при этом не показывают.
3. Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
Среди разъемных соединений наибольшее распространение получили резьбовые. К ним относятся болтовое, шпилечное и винтовое соединения, показанные на рисунке 209. Детали этих соединений — болты, винты, шпильки, гайки и шайбы — имеют установленные стандартом форму, размеры и условные обозначения.
С изображением крепежных деталей приходится встречаться в основном на сборочных чертежах. На этих чертежах болтовое, шпилечное и винтовое соединения вычерчивают по относительным размерам. Это значит, что величину отдельных элементов определяют в зависимости от наружного диаметра d резьбы. В результате ускоряется работа по выполнению чертежа.
Размеры крепежных деталей на сборочных чертежах не наносят. Необходимые данные записывают в спецификации.
Чертежи крепежных соединений рекомендуется вычерчивать упрощенно (рис. 217, г). Это заключается в следующем. Фаски на шестигранных и квадратных головках болтов и гаек, а также на стержне не изображают. Допускается не показывать зазор между стержнем болта и отверстием в соединяемых деталях.
Обратите внимание, что соединяемые детали (1 и 2) заштрихованы в разные стороны.
Болты в сборочном чертеже показывают нерассеченными, если секущая плоскость направлена вдоль их оси. Гайки и шайбы изображают также нерассеченными.
Шпилька представляет собой стержень, имеющий резьбу на обоих концах. Одним концом шпилька на всю длину резьбы ввинчивается в глухое (несквозное) отверстие с резьбой в детали 1 (рис. 218). На другой конец навинчивают гайку, под которую подкладывают шайбу. Таким образом прижимают друг к другу скрепляемые детали (дет. 1 и 2). Отверстие в детали 2 имеет немного больший диаметр, чем шпилька (рис. 218).
4. Пр.р. «Выполнение чертежа болтового соединения».
З.Ч. Итог занятия. Ответы на вопросы. Оценка работ учащихся.
Д/З: §30-32, с.160-172.