Игра по русскому языку «Общие сведения о языке» (9 класс)
Класс: 9
Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Общие сведения о языке», проверить ЗУН учащихся по данной теме, развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор, воспитывать уважение к своему языку.
Оборудование: таблицы, карточки, игровое поле и фишки.
Сценарий урока:
Орг. момент, постановка цели и задач (обращение к эпиграфу).
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка».
М.В.Ломоносов.
Объяснение правил игры.
Класс делится на 2 группы (придумывается название и выбирается капитан). Игра состоит из 5 раундов. В каждом нужно заполнить определённое количество клеток поля – для этого нужно получить правильные ответы на вопросы. Команда, которая поставит первой фишку на красную клетку поля – выиграла.
Проведение игры.
1 этап «Разминка».
Вы должны быстро ответить на вопросы (3 клетки по 1 очку).
Как называется наука, изучающая язык? (лингвистика)
Назовите трёх учёных-лингвистов. (Л.В.Щерба, В.И.Даль, М.В.Ломоносов и др.)
Назовите языки, которые являются самыми родными русскому. (украинский, белорусский).
Из каких разделов состоит грамматика? (морфология и синтаксис)
Каково значение языка в жизни человека? (формирование, хранение и передача информации).
Как называют слова «урядник», «соха», «околоток»? (устаревшие).
Что такое диалог? (это речь двух и более человек).
Назовите главную значимую часть слова. (корень).
(ставят фишки в гнёзда)
2 этап «Фонетика и графика».
Что изучает фонетика? Что изучает графика?
Сколько букв и звуков в словах (3 клетки по 1 очку).
1 команда: лестница (8 б, 7 зв), яма (3 б, 4 зв), съела (5 б, 5 зв).
2 команда: праздник (8 б, 7 зв), подъезд (7 б, 7 зв), юла (3 б, 4 зв).
Алфавит=азбука. Эти слова образованы от первых букв азбуки, первое – от первых букв греческого алфавита (альфа и вита), второе – русского (аз и буки). Некоторые старые названия русских букв сохранились в составе пословиц и устойчивых выражений до сих пор. Например:
Сперва аз да буки, а там и науки.
Начинать с азов, стоять фертом (подбоченясь) и т.д. (ставят фишки в гнёзда)
3 этап «Лексика и фразеология».
Что изучает лексика? Что изучает фразеология?
«Словарь современного русского литературного языка» состоит из 17 томов и содержит 120000 слов + богатство (омонимы, синонимы, антонимы, полисемия, пословицы, поговорки, фразеологизмы).
А) Объясните значение слова (1 клетка – 1 очко).
1 команда «деликатес» - изысканное кушанье. 2 команда «гурман» - едок-эстет, любитель деликатесов.
Б) подберите к прилагательным в составе словосочетания синоним и антоним (по 1 словосочетанию) (1 клетка – 1 очко).
1 команда «свежая газета» (сегодняшняя, новая; вчерашняя, старая)
2 команда «свежий хлеб» (свежеиспечённый, сегодняшний, мягкий; чёрствый).
В) объясните смысл фразеологизмов (2 клетки по 1 очку)
1 команда «бить баклуши» - бездельничать, «белые мухи» - снег.
2 команда «развесить уши» - подслушивать, «филькина грамота» - отписка.
(ставят фишки в гнёзда)
4 этап «Грамматика».
Раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменение слов, соединение слов в словосочетания и предложения. Он состоит из двух разделов морфология и синтаксис. (4 клетки – 4 очка).
А) Подчеркните члены предложения.
Б) Выпишите все словосочетания, определив вид связи.
В глухой пустоте изредка раздаются разные звуки. (ставят фишки в гнёзда)
5 этап «Стилистика».
А) Ответьте на вопросы (4 клетки по 1 очку; кто быстрее)
1) Сколько стилей речи вы знаете? (5)
2) Какой стиль обслуживает художественное творчество? (художественный)
3) Отличительной чертой какого стиля является наличие терминов? (научный)
4) К какому стилю речи относятся такие жанры как «статья», «интервью», «публичная речь»? (публицистический)
Б) Исправьте ошибки в тексте. (5 клеток по 1 очку)
За счастье родной русской земли решил бороться Степан Тимофеевич. Он объявил войну олигархам (боярству). Однако Разин не торопился. Он знал, что сверху по Волге движутся на подводных лодках (стругах) к Царицыну большая армия (войско). У артиллеристов (стрельцов) пушки, автоматы (мушкеты). (С.Алексеев)
* Если осталось время или нет победителя, разыгрывается ещё 1 раунд «Разгадай кроссворд».
1 |
2 |
||||||||||||||
3 |
4 |
||||||||||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||||||
9 |
10 |
||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||
По горизонтали:
3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. 5. Стиль речи, обслуживающий журналистов, научных и политических деятелей. 9. Слово с противоположным значением. 11.Неизменяемая часть речи.
По вертикали:
1. Характерная черта научного стиля. 2. Совокупность языковых средств, обслуживающих определённую речевую ситуацию. 4. Главная функция языка. 6. Государство, в котором общаются на языке, родственном русскому языку. 7. Характеристика трёх частей речи: существительного, прилагательного, числительного. 8. Слова, близкие по значению. 10. Закон, требующий единообразного произношения и написания слов.
Ответы:
1) термин 2)стиль 3)фразеология 4) общение 5)публицистический 6)Украина 7)имя 8)синоним 9)антоним 10)норма 11)наречие.
4. Подведение итогов игры и награждение.
Игровая карта.
* |
||||||||||