Урок математики в 3 классе на тему «Числа от 1 до 1000. Нумерация»
Тема: «Числа от 1 до 1000. Нумерация»
Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию понятия «трехзначное число» и новой счетной единицы «тысяча» в процессе выполнения математических упражнений.
Актуальная цель: сформировать у учащихся представление о записи трехзначных чисел и их разряды в процессе выполнения математических упражнений.
Задачи:
Обучающая: моделировать ситуации, иллюстрирующие процесс записи трехзначных чисел и разряды трехзначных чисел.
Развивающая: развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.
Воспитательная: воспитание у обучающихся интереса к математике, позитивного опыта познавательной деятельности.
Тип урока: урок-открытие нового знания.
Вид урока: урок- беседа.
Принципы: наглядности, доступности, связи теории с практикой, научности.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приёмы: работа с учебником, работа в диалоге, работа с индивидуальными карточками.
Литература: УМК «Школа России», учебник Математика 3 класс, 2 часть, М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.
Технологическая карта
Предмет, Тема, Класс, УМК | Методы | Тип, вид урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | |||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | | | ||||||||||
Предмет: Математика; Тема:«Числа от 1 до 1000. Нумерация» Класс: 3 «а» УМК «Школа России» | Словесный, наглядный, практический | Тип: урок- открытие нового знания. Вид:урок-беседа | Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Самостоятельно формулировать цели урока с помощью учителя; Понимание значения математики в повседневной жизни; уметь выражать свои мысли в устной и письменной форме. | Развивать умения: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме;следовать им, доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Уметь записывать трехзначные числа, знать определение понятия «разряд чисел»,знание названий разрядов чисел. | Индивидуальная; фронтальная. | Учебник, тетрадь, тетрадь для самостоятельных работ, индивидуальные карточки |
Конспект урока
Этапы урока. Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Присаживайтесь. - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? У вас должен быть учебник, пенал и дневник, тетрадь и тетрадь на печатной основе. - Присаживайтесь. -Ребята, что вы изучали на прошлом уроке? -Из чего образуется трехзначное число? - Молодцы, ребята, сегодня мы продолжим работать с трехзначными числами, и знания этого материала помогут вам на нашем уроке. | Приветствуют учителя. Дети проверяют свою готовность к уроку. -мы узнали, как образуются трехзначные числа -трехзначное число образуется из сотен, десятков и единиц | Регулятивные: уметь контролировать свои действия,организация своего рабочего пространства и собственной деятельности. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения математики. Предметные: знание образования трехзначных чисел |
2. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Ребята, назовите мне число, которое содержит 5 сот. 7 дес. 1ед.? (высвечивается на слайде 1) -Теперь число, которое содержит 9 сот. 9 дес. 9 ед.? (высвечивается на слайде 2) -Назовите число, которое содержит 3 сот. 8 дес. 0 ед.? (высвечивается на слайде 3) -Назовите число, которое содержит 1 сот. 0 дес. 7 ед.? (высвечивается на слайде 4) -Теперь назовите число, которое содержит 4 сот. 2 дес. 6 ед.? (высвечивается на слайде 5) -Назовите число, которое содержит 5 сот. 3 дес. 1 ед.? (высвечивается на слайде 6) -Ребята, чему равно 10 единиц? -Чему равно 10 десятков? -А чему равно 10 сотен? -На каком месте, считая справа налево, записывают единицы? Десятки? | Отвечают по поднятой руке -это число - пятьсот семьдесят один -это число - девятьсот девяносто девять -это число - триста восемьдесят -это число - сто семь -это число - четыреста двести шесть -это число – пятьсот триста один -10 единиц равны 1 десятку - 10 десятков равны 1 сотням -10 сотен равны 1 тысячам Затрудняются ответить | Регулятивные: составление последовательности действий. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Предметные:знание состава чисел. |
3. Действие целеполагание | - Какая будет цель нашего урока? | - целью нашего урока будет: узнать, как записываются трехзначные числа | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели. |
4.Построение и реализация проекта выхода из затруднения | - Откройте учебник на стр 44 и прочитаем с вами правило. Савелий читай. -Если сотни записываются на третьем месте, считая справа налево, то на каком месте записываются десятки, считая справа налево? -На каком месте будут записываться единицы, считая справа налево? -Давайте, посмотрим на задание №1( устно выполняем) -Прочитайте задание. Мадина читай. -Какое число представлено на первом рисунке? -Какое число содержит 3 сот. 2 дес. 7 ед? -Какое число представлено на втором рисунке? -Какое число содержит 3 сот. 2 дес. 0 ед? -Какое число представлено на третьем рисунке? -Какое число содержит 3 сот. 0 дес. 7 ед? - Посмотрите, как снизу записывается трехзначное число на 1ом рисунке. Ед. записаны на 1ом месте, дес. на 2ом месте, а сотни на 3ем месте, считая справа налево. -Теперь выполним задание №2. Прочитайте задание (выполняем устно) -Что нужно сделать в этом задании? -Число 894, что обозначает каждая цифра в этом числе? -Что обозначает каждая цифра в числе 809? -Что обозначает каждая цифра в числе 408? -Что обозначает каждая цифра в числе 900? | - вслух читает Савелий, остальные читают про себя -десятки записываются на втором месте, считая справа налево -единицы будут записываться на первом месте, считая справа налево -находят задание №1 -Мадина читает вслух, остальные про себя. - на первом рисунке представлено 3 сотни, 2 десятка и 7 единиц -триста двадцать семь -на втором рисунке представлено 3 сот. 2 дес. 0 ед - триста двадцать - на третьем рисунке представлено 3 сот. 0 дес. 7 ед - триста семь -читают задание про себя - нам нужно объяснить, что обозначает каждая цифра в записи этих чисел - в этом числе 8 сотен, 9 десятков и 4 единицы - в числе 809, 8 сотен, 0 десятков и 9 единиц -в числе 408, 4 сотни, 0 десятков и 8 единиц - в числе 900, 9 сотен, 0 десятков и 0 единиц | Предметные: знание записи трехзначных чисел. Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, вступать в диалог. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Теперь прочитаем правило под заданием №2. Степа прочитай пожалуйста правило. -Давайте разберем с вами один пример, чтоб вам было понятно. В числе 900, 9 сотен это единица какого разряда? -0 десятков единица, какого разряда? -0 единиц, это единица, какого разряда? -Что означают нули в числе 900? -Открываем тетради и записываем сегодняшнее число 13.03 и слова «Классная работа» -Сейчас выполним задание №4. Записываем в тетрадях задание №4. Прочитайте его про себя. -Что нам нужно сначала сделать? -Первое число прочитает Стелла. -Хорошо, как мы запишем число 283? -Стелла иди запиши на доске число 283, остальные записывают в тетрадях. -Второе число прочитает нам Артем. - Хорошо, как мы запишем число 501? - Артем иди запиши на доске число 501, остальные записывают в тетрадях. -Третье число прочитает нам Ваня. - Хорошо, как мы запишем число 460? - Ваня иди запиши на доске число 460, остальные записывают в тетрадях. -Четвертое число нам прочитает Эвелина. - Хорошо, как мы запишем число 700? - Эвелина иди запиши на доске число 700, остальные записывают в тетрадях. -Под числами написано еще одно задание, прочитайте его. -Что нам нужно сделать ? -Кто ответит на этот вопрос? -Хорошо, теперь открываем рабочие тетради на стр 42 и выполним №10. - Ясмина прочитай нам задание. -200+400, сколько будет? -Объясните, как вы вычислили. -Запишите ответ. -Сколько будет 2 сот.+ 4 сот.? -Почему? -Запишите ответ. -Сколько будет 700-400? -Объясните, как вы вычислили. -Запишите ответ -Сколько будет 7 сот – 4 сот? -Почему? -Запишите ответ. -Сколько будет 300*2? -Объясните, как вы вычислили. -Запишите ответ. -Сколько будет 3 сот.*2? -Почему? -Запишите ответ. -Сколько будет 800:8? -Объясните, как вы вычислили. -Запишите ответ. -Сколько будет 8 сот.: 8? -Почему? -Запишите ответ | -находят правило под №2, Степа читает вслух, остальные читают про себя.
-9 сотен это единица третьего разряда - 0 десятков это единица второго разряда -0 единиц это единица первого разряда -нули в числе 900 означают отсутствие единиц первого и второго разряда -открывают тетради и записывают число и слова «Классная работа» -находят задание №4 записывают номер задания и читают его про себя -записать и прочитать числа, которые нам даны - 2 сот. 8 дес. 3 ед – это двести восемьдесят три - мы запишем 2 на третьем месте, считая справа налево, на втором месте пишем 8, а потом на первом месте пишем 3 -Стелла записывает число 283 на доске, остальные в тетрадях - 5 сот. 0 дес. 1 ед- это пятьсот один - мы запишем 5 на третьем месте, считая справа налево, на втором месте пишем 0, а потом на первом месте пишем 1 - Артем записывает число 501 на доске, остальные в тетрадях -4 сот. 6 дес. 0 ед- это четыреста шестьдесят - мы запишем 4 на третьем месте, считая справа налево, на втором месте пишем 6, а потом на первом месте пишем 0 - Ваня записывает число 460 на доске, остальные в тетрадях -7 сот. 0 дес. 0 ед- это семьсот - мы запишем 7 на третьем месте, считая справа налево, на втором месте пишем 0, а потом на первом месте пишем 0 - Эвелина записывает число 700 на доске, остальные в тетрадях -нам нужно ответить на вопрос: единицы, какого разряда не могут отсутствовать в трехзначном числе? -отвечает Леша: « в трехзначных числах не могут отсутствовать единицы третьего разряда, т.е. единицы разряда тысяч» -открывают рабочие тетради на стр 42 и находят задание под №10 -Ясмина читает вслух, остальные читают про себя -200+400 будет 600 -сначала складываем единицы: к 0 ед + 0 ед получаем 0 ед. Складываем десятки: 0 дес. + 0 дес получаем 0 дес. Складываем сотки: 2 сот + 4 сот получаем 6 сот -записывают ответ: 200+400= 600 - будет 6 сот - если к 2 сот прибавить 4 сот получим 6 сот -записывают ответ: 2 сот.+ 4 сот.= 6 сот. -700-400 будет 300 - вычитаем единицы: из 0 ед- 0 ед получаем 0 ед. Вычитаем десятки: из 0 дес -0 дес получаем 0 дес. Вычитаем сотни: из 7 сот- 4 сот получаем 3 сот -записывают ответ: 700-400=300 - будет 3 сот. -потому что, если из 7 сот вычесть 4 сот получим 3 сот -Записывают ответ:7 сот.- 4 сот.=3 сот - 300*2 будет 600 -сначала умножаем единицы: 0 ед*2 получим 0. Умножаем десятки: 0 дес.*2 получим 0 дес. Умножаем сотни: 3сот.*2 получаем 6 сот. - записывают ответ: 300*2=600 -3 сот * 2 будет 6 сот -потому что, если 3 сот умножить на 2 получим 6 сот -записывают ответ: 3 сот *2=6 сот - 800:8 будет 100 -сначала 8 :8 получим 1, нули дописываем -записывают ответ: 800:8=100 -8 сот.: 8 будет 1 сот -т.к 8 сот :8 получим 1 сот - записываю ответ: 8 сот.:8=1 сот | Коммуникативные: умение слушать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения |
6. Самостоятельная работа | - Теперь закрепим полученные знания. У вас на столах лежат карточки, подпишите их с обратной стороны. - Сейчас вы будете работать самостоятельно, внимательно прочитайте 1 задание. Что вам нужно будет сделать? - Что нужно сделать во втором задании? - Отлично, приступайте. | -подписывают карточки с обратной стороны - Нам нужно будет выполнить вычисления. - Во втором задании нужно записать число, которое содержит данное количество сотен, десятков и единиц. | Предметные: закрепление навыков математических вычислений. Коммуникативные: умение слушать инструкцию учителя. Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения. |
7. Инструктаж по домашнему заданию | - Итак, домашнее задание будет в рабочей тетради на стр 43 №12 | -записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные: восприятие и осознание домашнего задания |
8. Рефлексивно оценочные действия | - Ребята, что вы сегодня узнали на уроке? - Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо Вам за урок. | - Мы сегодня узнали на уроке, как записывать трехзначное число; узнали, что отсутствие единиц какого-либо разряда обозначается 0 | Коммуникативные: умение высказывать собственное мнение, умение слушать одноклассников. Личностные: проявление интереса к математике. |