Урок математики в 3 классе по теме «Числа от 1 до 100»
Повторительно-обобщающий урок математики
в 3 классе
по теме: «Числа от 1 до 100»
УМК «Школа России»
Учитель: Медведева Елена Александровна .
Формируемые УУД: регулятивные: целеполагание, планирование – работа по плану, инструкции, удержание цели;
личностные: стремление к получению новых знаний, положительное отношение к
ола №3"уроку);
познавательные: умение сравнивать, сопоставлять; выполнение по образцу, оценка своей работы, оценка деятельности на уроке;
коммуникативные: умение договариваться, слушать и слышать;
информационные: отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы;
социально-трудовые: умение самостоятельно организовать своё рабочее место, следовать режиму учебной деятельности.
Цель: совершенствование вычислительных навыков с числами от 1 до 100 посредством развития логического мышления учащихся.
Задачи:
Образовательные: создание условий для повторения изученных приёмов сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 100, деления с остатком; решения составных задач.
Развивающие: создание условий для развития умения пользоваться изученными приёмами устных вычислений на практике, развития навыков счёта.
Воспитательные: создать условия для патриотического воспитания; привития интереса к математике.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают: приёмы устных вычислений с числами в пределах 100; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания, умножения и деления; приёмы деления с остатком.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию.
Коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Личностные УУД: стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Оборудование: мультимедийные средства, сигнальные карточки, тетрадь на печатной основе.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
||||||||||||||||
1.Организацион- ный момент. |
-Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас на занимательный урок математики. Для этого я приготовила вам рабочие тетради, сигнальные карточки, у вас на парте лежат линейка, ручка, простой карандаш. Это всё, что нам нужно для работы. |
Проверяют готовность к уроку. |
Социально-трудовые: умение самостоятельно организовать своё рабочее место, следовать режиму учебной деятельности. |
||||||||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. |
1.-«Помните!» Я предлагаю провести урок под этим девизом. -Вы помните, какая была последняя тема по математике?/деление с остатком/ -А что нужно знать, чтобы успешно выполнять деление с остатком?/таблицу умножения, названия компонентов арифметических действий, состав чисел, приёмы сложения и вычитания/. 2.-Правильно, значит, цель нашего урока – повторить ранее изученный материал. -Зачем мы повторяем изученное? Для вас это важно? Почему? -Можете ли вы хорошо решать задачи, если не умеете правильно выполнять вычисления? -Можете ли вы верно решить уравнение, не зная взаимосвязи между компонентами арифметических действий? Значит, мы повторяем изученное для того, чтобы в дальнейшем успешно учиться. -Каждое задание нашего урока мы будем отражать в рабочей тетради. После выполнения задания оцените результат своей работы и в квадрат напротив задания поставите знаки: +, если вы выполнили правильно и !, если ошиблись, и над этим вам нужно поработать. 3.-Ребята, напомните, какое сегодня число. /24/ -Вспомните, что за особенный день был вчера? -А почему мы не учились в понедельник? /праздник 23 февраля – день Защитника Отечества/, /был государственный праздник/ -Кого мы поздравляли в этот день?/ пап, дедушек, старших братьев/ |
С помощью учителя ставят цель урока. Ставят задачи на урок: - Повторить изученные приёмы устных вычислений в пределах 100, применять их в практической деятельности. |
Учебно-познавательные: умения отвечать на вопросы учителя. Учебно-познавательные:Порводила работу по форми умение ставить цель учебной деятельности. Познавательные: умение прогнозировать предстоящую работу. |
||||||||||||||||
2. Устный счёт. Актуализация знаний. |
1. Получение числа 23 разными способами. Повторение устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100 -Откройте тетради. Выполним задание №1.Получите число в предложенных примерах. Восстановите записи. 12 + … = 23 30- … = 23 …+ 8 = 23 …-20 = 23 -Сегодня мы будем работать сигнальщиками. Сверьте с эталоном: если верно, поднимите зелёный цвет сигнальной карточки, неверно - поднимите красный цвет сигнальной карточки. Не забудьте поставить условный значок в квадрат, напоминаю: + верно, ! – с ошибками. -Какое действие в 1-ом примере? -Как называются компоненты сложения? -Как найти неизвестное слагаемое? -Какое действие в 3-м примере? -Как называются компоненты вычитания? -Как найти неизвестное вычитаемое? -Как найти неизвестное уменьшаемое? |
Восстанавливают записи с пропущенными числами. Вычисляют значения выражения, показывают сигнальной карточкой правильность выполнения. |
Регулятивные: планиро- вание – работа по инструкции. Личностные: стремление к получению новых знаний. Познавательные: умение сопоставлять, сравнивать. |
||||||||||||||||
3.Применение знаний в новой ситуации. |
2. Повторение табличного умножения/игра «Шифр»/ -А сейчас мы с вами работаем шифровальщиками. Предлагаю выполнить следующее задание. -Какие действия мы должны выполнить? -Как называется результат умножения? /произведение/ -А числа, которые перемножаем? /множители/ -Каждое произведение соответствует определённой букве. Выполнив вычисления, расшифруйте сообщение. -Продолжаем работать в тетрадях. -Какое слово зашифровано? /армия/ - Р 6х7 Оцените правильность выполнения задания, поставьте в квадратик знак + или !
М 4х3 Я 9х5
И 4х8 А 6х5
-Найдите среди ответов числа, у которых в разряде единиц стоит одна и та же цифра. Расположите их в порядке возрастания, и вы получите слово, которое неразрывно связано с армией, запишите его в тетрадь. -Работаем по алгоритму. -Какие числа вы выбрали? Почему? -Где находятся единицы в числе? Где десятки? -Проверим. -Я рада, что у многих из вас появится ещё один +. Вы не забыли: если правильно : +. Есть ошибки: !.
-Какое слово у нас получилось? /мир/ |
Повторяют случаи табличного умножения, соотносят ответы с соответствующими буквами. Составляют из букв слова данной тематики урока. Выполняют проверку. Повторяют разрядный состав чисел, последовательность чисел в порядке возрастания. |
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Информационные: отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы. |
||||||||||||||||
3.Повторение деления с остатком /игра «Десантники»/ -Во все времена армия стоит на страже мира. Кто-нибудь знает, какие войска есть в армии? /танкисты, пограничники, пехота, десантники/ -Одним из видов войск являются десантные войска. Одна из самых известный дивизий находится в г Рязани, есть десантное училище. Вы, наверное, знаете, что Рязань называют столицей ВДВ. -Служить в десантных войсках – дело непростое. Нужно уметь точно рассчитать место приземления. -В воздухе над нами появились десантники. Давайте поможем им десантироваться. Укажите каждому из них стрелкой место приземления. -Что мы должны помнить, чтобы правильно выполнить задание? /алгоритм выполнения деления с остатком, названия чисел при делении/ -Назовите компоненты деления /число, которое делим - делимое, число, на которое делим – делитель, результат – частное/. -Вспомним алгоритм деления с остатком: (на доске) 1.Вспомним, какое самое большое число до 30 делится на 8 без остатка. 2.Найдем частное. 3.Найдём остаток. -Если трудно вспомнить самое большое число до 30, которое делится на 8 без остатка, то частное можно найти способом подбора: попробовать в частном сначала 2. Проверим: 8х2, найдем произведение, остаток и сравним остаток с делителем. Остаток должен быть меньше делителя. Если остаток больше делителя, то вместо8х3 и т.д. -Для решения приглашаю к доске 3х человек, а все выполняют в рабочих тетрадях. -Выполнив вычисления, вы указываете место приземления десантника стрелкой. -Проверим и оценим правильность выполнения задания /3 ученика на интерактивной доске, все – в тетрадях/. Не забудьте поставить соответствующий знак /+ или !/ в квадрат/ -Одно из главных правил десантников: сам погибай, а товарища выручай.
|
Выполняют самостоятельную работу в тетради на печатной основе, проводят самопроверку по эталону. |
Познавательные: выполнение по образцу, умение владеть различными видами деятельности: диалог, чтение, письмо. |
|||||||||||||||||
4. Физминутка. |
4. Физминутка «Армейская» -Для того, чтобы быть сильными и выносливыми, нужно заниматься спортом. Давайте, выполним армейскую зарядку /музыкальная физминутка/. Встаньте, чтобы вам было удобно. |
Выполняют движения под музыку. |
Регулятивные: работа по инструкции. Коммуникативные: слушать и слышать. |
||||||||||||||||
5.Применение знаний и умений в новой ситуации. |
5.Повторение решения задач. Проходят столетья, мелькают года… Родную страну защищали всегда! И с самых далёких времён было так: Забудь обо всём, коль приблизился враг! Крестьянин, рабочий бросали дела, Когда их защиты Россия ждала! -Надёжность, мужество, выносливость солдат проявляется особенно ярко в трудные времена, как это было в годы Великой Отечественной войны, когда армия и народ были едины в своём желании победить фашизм. Труженики тыла снабжали армию всем необходимым. В Спас-Клепиках и Туме во время войны размещались госпитали, в которых лечили раненых на фронте бойцов. Частыми гостями в госпиталях были ваши ровесники. Они читали книги и письма для тяжелораненых, дежурили у их постели, писали письма их родным и друзьям, выступали с концертами. Для раненых это были незабываемые и счастливые минуты в их суровой жизни. В 1942 году школьники помогали госпиталю: 2 группы по 9 человек участвовали в концертах для раненых; 3 группы девочек по 8 человек вязали варежки и носки; 4 группы мальчиков по 7 человек носили дрова и воду. -Ребята, посмотрите на этот текст ещё раз. -Прочитаем его ещё раз. -Можно ли его считать задачей? Почему? /есть условие - данные, но нет вопроса, что неизвестно и надо узнать/ -Давайте поставим вопрос задачи./варианты/ -А какой вопрос надо поставить, чтобы использовать в решении все данные условия?/Сколько всего человек помогали госпиталю?/ -Вспомним алгоритм решения задачи. -Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? /составляется краткая запись в виде схемы/ -Почему? Чего не знаем? -Что найдём сначала? /количество человек, участвовавших в концерте/ -Как это сделаем?/количество человек умножим на число групп/ -Что узнаем потом? Как это сделаем? -Что сделаем, чтобы ответить на вопрос задачи? -Выполним решение в тетради, а мне нужен помощник для оформления решения задачи на доске. Решим задачу по действиям. 1)9х2 = 18(ч.) участвовали в концертах. 2)8х3=24(ч.) вязали варежки и носки. 3)7х4=28(ч.) носили дрова и воду. 4)18+24+28=70(ч.) всего -Кто согласен с решением? -У кого получился другой ответ? -Мы решили задачу по действиям, а кто сможет записать решение выражением? 9х2+8х3+7х4=70(ч.) всего. -Чего не хватает для оформления задачи? Запишем ответ: Ответ: 70 человек. -Дайте полный ответ на вопрос задачи: Сколько всего человек помогали госпиталю?/70 человек помогали госпиталю/ -Поставьте в клетке соответствующий знак (+ или!). |
Решают задачу самостоятельно, совместно дают ответ на вопрос задачи. |
Познавательные: умение ориентироваться в тетради. Коммуникативные: умение владеть различными видами деятельности: чтение, письмо. |
||||||||||||||||
6.Рефлексия. Подведение итогов урока. |
-Девиз нашего урока: «Помним!» Мы помним и гордимся тем, что наша страна одержала победу над фашизмом. Одним из символов праздника победы является георгиевская лента. Её значение: «Я помню! Я горжусь!» Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итоги. _Тема нашего урока была: «Повторение по теме: «Числа от 1 до 100». -Что мы вспомнили на уроке? /названия компонентов арифметических действий, таблицу умножения, приёмы сложения, вычитания, умножения, деления, деления с остатком, алгоритм решения задач/ -Предлагаю продолжить фразы: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… у меня получилось … -Сегодня я узнала, что в тотемской школе есть такие замечательные дети, которые так активно работают на уроке, хорошо знают математику. -А вы что узнали? -Мне было интересно общаться с вами. -А вам, что было интересно? -На последние два вопроса вы сможете ответить, проанализировав результат работы в своих тетрадях. -Я хочу поблагодарить всех учеников за хорошую и активную работу на уроке. -На память остаётся тетрадь, в ней вы найдёте интересные задания по математике, сможете дополнительно поупражняться, повторить изученный материал. -А мне на память оставьте своё настроение: если вам было интересно на уроке – зелёный салют, было безразлично – жёлтый, грустно – красный, /клеится салют/ -На этом наш урок окончен. Всем спасибо. |
Подводят итоги работы на уроке, учатся оценивать свою деятельность. |
Коммуникативные: умение слушать и слышать, высказывать свою точку зрения. Познавательные: умение обобщать. Личностные: положительное отношение к уроку, самооценка своей деятельности. Личностного самосовершенствования: умение проводить самоанализ и самоконтроль результатов своей деятельности, делать выводы. |