Урок русского языка в 6 классе на тему «Числительные, обозначающие целые числа».

4
0
Материал опубликован 9 February 2021

Тема урока: Числительные, обозначающие целые числа.

Цель:

- закрепить знания о числительных, обозначающих целые числа;

- уметь отличать количественные числительные от порядковых;

- закрепить умения правильно склонять, писать и употреблять

Задачи урока:

-числительные в речи, находить ошибки при употреблении числительных;

- развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

-формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать доброту.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: презентация, раздаточный материал


Ход урока

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке русского языка. Зовут меня Гузель Минирамзилевна. Ребята, чтобы урок прошел интересно и продуктивно, предлагаю вам «рецепт хорошего настроения». Итак, берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, жадности, огорчений, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем четыре полные ложки оптимизма, большую ложку доброты, три пятых ложечки терпения, зерен девять вежливости и порядочности по отношению ко всем. Всю получившуюся смесь заливаем, посмотрев друг на друга, улыбкой. Ребята, настроились на хорошее настроение? Готовы поработать на уроке? Ребята, запишите сегодняшнее число.

3. Актуализация знаний

- Ребята, обратите внимание на наш «Рецепт хорошего настроения», выделенные слова относятся какой части речи?

- к именам числительным

-назовите числительные

-четыре, три пятых, девять

- А какому разряд относятся эти имена числительные?

- количественным

- А какие бывают количественные числительные?

-Целыми, дробными, собирательными

- У вас на парте лежат карточки. На карточке изображена таблица под названием «Количественные числительные», которая состоит из 3 колонок (целое, дробное, собирательное). Распределите по колонкам количественные числительные из «рецепта хорошего настроения». Ребята, какого разряда нет. А теперь продолжите дополнять таблицу числительными, которые даны на слайде.

Слова на слайде: два, пятеро, одна вторая, сто двадцать, семеро, пять седьмых, три четвертых, двое, восемь, три шестых, четверо, четырнадцать.

Количественные числительные

целые

четыре

девять

Дробные

Три пятых

собирательные

два

сто двадцать

восемь

четырнадцать

одна вторая

пять седьмых

две четвертых

три шестых


пятеро

семеро

двое

четверо

- Проверяем.



4. Постановка учебной задачи (цель, тема)

- Прежде чем мы с вами сформулируем тему нашего урока, я предлагаю вам предложения. 3 секунды, которые потрясли мир (И.П.); Игрок нападения находится в зоне штрафного броска более 3 секунд (Р.П.); Есть целый сайт, посвященный этим 3 секундам. (Д.П.)

-Прочитайте предложения.

- Ребята, что заметили в данных предложениях? Чем отличаются формы?

- Числительные в разных формах, изменились формы, изменяются по падежам.

-Определите падеж у этих числительных.

-Назовите недостающие падежи.

- Давайте просклоняем числительное ТРИ?

И.п. Три секунды

Р.п. Трех секунд

Д.п. Трем секундам

В.п. Три секунды

Т.п. Тремя секундами

П.п. (о) трех секундах

- Проверяем. Смотрим на экран. Что мы с вами делали?

(Просклоняли по падежам числительное три).

-Какому разряду относится числительное ТРИ.

-Целым

- Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Склонение числительных)

- Тема нашего сегодняшнего урока склонение не просто числительных, а склонение числительных от 1 до 4, от 5 до 30 и числительные 40,90,100

Запишите число и тему нашего урока.

Склонение числительных, обозначающих целые числа (от 1 до 4, от 5 до 30, числительные 40, 90, 100)

- Ребята, а как вы думаете, какова цель нашего урока, чему мы должны научиться, что нового должны узнать? (По какому принципу (как научиться) склоняются числительные от 1 до 4 и от 5 до 30, числительные 40, 90, 100).

- Ребята, возникает вопрос, как вы думаете, почему склонение числительных делится на группы: от 1 до 4 и от 5 до 30, числительные 40, 90, 100? (сходные признаки)

- Для этого мы сейчас проведем работу, которая поможет нам ответить на этот вопрос. Рассмотрим, как склоняются числительные от 1 до 4. Давайте выполним небольшое упражнение. Посмотрите на экран. ТАБЛИЦА.






И.п.

Один

Одно

Одна

Одни

Два

Две

Три

Четыре

Р.п.

Одного

Одной

Одних

Двух

Трех

Четырёх

Д.п.

Одному

Одной

Одним

Двум

Трем

Четырём

В.п.

Один

(одного)

Одно


Одну

Одни

(одних)

Два

Две

Три

(трех)

Четыре

(четырёх)

Т.п.

Одним

Одной

Одними

Двумя

Тремя

Четырьмя

П.п.

(об) одном

(об) одной

(об) одних

(о) двух

(о) трех

(о) четырёх


-Внимательно изучите таблицу и отметьте особенности данных числительных. (Кто готов, выходит к доске, рассказывает, какие особенности вы нашли)

-Что общего вы заметили между склонением числительных 1 и 2? Что общего вы заметили между склонением числительных 3,4? (Какой общий признак)

-Давайте подведем итог. Что мы можем сказать о склонении числительных один и два, три, четыре?

(1, 2 – при склонении могут изменяться по родам и числам.

3-4 изменяются только по падежам)

- А теперь давайте посмотрим, как же склоняются числительные от 5 до 30. Открываем учебники на стр. 52. Упражнение 411. Вам надо просклонять только числительное шесть и существительное метель. (выходят к доске)


И.п. Шесть И.п. Метель

Р.п. Шести Р.п. Метели

Д.п. Шести Д.п. Метели

В.п. Шесть В.п. Метель

Т.п. Шестью Т.п. Метелью

Пt1612896318aa.gift1612896318ab.gif .п. (о) шести П.п. (о) метели



Как сущ. 3 скл

-Посмотрим, что у вас получилось. Какую особенность заметили?

-Какой можно сделать вывод.

- Итак, числительные от 5 до 30 изменяются по падежам так же, как и существительные 3 склонения.

- Ребята, а какое сегодня число? (13) Сколько дней в феврале. (28), а сколько учащихся присутствуют в класса?(20) Давайте и возьмем словосочетания 13 дней, 28 суток, 20 детей.

- Вам необходимо записать эти словосочетания в форме родительного, дательного и творительного падежа. ВЗАИМОПРОВЕРКА

Р.п. Тринадцати дней, двадцати восьми суток, двадцати детей

Д.п. Тринадцати дням, двадцати восьми суткам, двадцати детям

Т.п. Тинадцатью днями, двадцатью восемью сутками, двадцатью детьми

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте словосочетание по эталону, которую видите на экране. Что общего у этих числительных? (одинаково склоняются) (ОТРАБОТКА УМЕНИЯ??)

- Молодцы. Ребята, какая группа числительных осталась. Склонение числительных сорок, девяносто, сто


И., В.,

Сорок

ДевяностО

СтО

Р., Д., Т., П.

сорокА

ДевяностА

СтА


- Ребята, открыли учебники на стр.53. посмотрите таблицу. Как склоняются числительные 40,90,100. Какую заметили особенность? Какой можно сделать вывод.

-У числительных 40, 90, 100 две формы: в И.п. и В.п. числительные 90, 100 имеют окончание О, а числительное сорок – нулевое окончание. В остальных формах эти числительные имеют окончание А.

6. Первичное закрепление

- Давайте, закрепим правило упражнением 414.

УПР. 414.

Городской парк находится в СТА (П.п.) метрах от школы.

Около ДЕВЯНОСТА (Р.п.) процентов ребят участвуют в школьных спортивных состязаниях.

В СОРОКА (П.п.) сочинениях шестиклассников почти не было ошибок в употреблении форм слов.


7.Включение в систему знаний (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Упр. 412 УСТНО


t1612896318ac.png

- Следующее задание (по рядам): надо просклонять числительные

1ряд – 8(апельсинов);

2 ряд – 1 (стул);

Выделить окончания у числительных.

И. Восемь апельсинов

Р. Восьми апельсинов

Д. Восьми апельсинами

В. Восемь апельсинов

Т. Восемью апельсинами

П. (о) восьми апельсинах


И. Один стул

Р. Одного стула

Д. Одному стулу

В. Один стул

Т. Одним стулом

П. (об) одном стуле


8. Рефлексия.

- Ребята, как вы думаете, мы достигли цели урока? (ДА)

- Чему научились сегодня на уроке? (ОТВЕТЫ)

- Нашли ответ на поставленный вопрос, почему числительные от 1 до 4, от 3 до 30, числительные 40, 90, 10 делятся на группы? (ДА)

- Где вам могут пригодиться знания, полученные на сегодняшнем уроке?


-Молодцы, ребята, а теперь внимание на экран. Перед вами даны словосочетания. из этих словосочетаний вам необходимо составить одно предложение, выбрав одно понравившееся словосочетание, в котором вы должны отразить свои впечатления от сегодняшнего урока.

Быть на седьмом небе, одним словом, в два счета, на все 100, в один голос, как свои пять пальцев, всё к нулю, на все четыре стороны.



9.Домашнее задание

-На такой веселой ноте, наш урок подходит к концу. Записываем домашнее задание.

Найти и выписать фразеологизмы с использованием числительных. Составить 3-4 предложения с этими фразеологизмами.

Упр.411 (доделать)

- Спасибо, ребята, за интересный урок!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.