12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина40
Россия, Архангельск

Гигиена что это?

Гигиена — это ряд простых правил, которые помогают человеку оставаться здоровым. К ним относятся режим работы и отдыха, режим сна, рациональное питание, физическая культура, уход за кожей, гигиена одежды, обуви и жилища.

Даже животные заботятся о некоторой гигиене, инстинктивно понимая, что от чистоты зависит здоровье. Люди заботятся о гигиене своего тела так, как принято в обществе и как диктует здравый смысл. Но основные гигиенические навыки закладываются в детстве. Первое время родители берут на себя все заботы о гигиене ребенка. Малыша ежедневно купают, умывают, подмывают после отправления естественных надобностей. Мама чистит ребенку ушки, носик, подстригает тоненькие ноготочки. Когда появляются первые зубки — мать и дитя вместе переживают этот сложный период, а потом мама начинает приучать ребенка к чистке зубов.

Первые шаги к самостоятельности

Когда ребенок немного подрастет, приходит время приучать его заботиться о чистоте своего тела самостоятельно. Педиатры советуют начинать обучение гигиеническим навыкам в возрасте 1,5-2 лет. Что может ребенок делать сам в этом возрасте? Учиться самостоятельно умываться и мыть ручки с мылом. Малышу нужно дать свое отдельное полотенце и детское мыло. Задача родителей — объяснить ребенку, как правильно мыть ручки и приучить делать это каждый раз после посещения туалета, игр с домашними животными, после прогулки и обязательно — перед едой. Начать овладевать искусством пользования зубной щеткой. Даже взрослые не все умеют чистить зубы правильно. Нужно с раннего детства показывать малышу правильные приемы чистки зубов. У ребенка должна быть своя детская щеточка, удобная для его маленькой ручки и маленького ротика. Зубную пасту тоже нужно выбирать специальную детскую. Но не стоит останавливать свой выбор на самых вкусных пастах: слишком приятный вкус может вызвать у ребенка желание съесть пасту, а она для этого все-таки не очень годится. Учиться пользоваться расческой. И расческа у ребенка должна быть своя. Малыш должен привыкнуть приводить в порядок свои волосики. Родители должны объяснить ребенку смысл гигиенических процедур, их важность. Не стоит только рассказывать слишком яркие истории о том, как супергероиня Зубная Щетка с помощью Пасты героически борется с полчищами Вредных Бактерий во рту и спасает Зубы. Фантазия ребенка так богата, что он может домыслить себе что угодно, обзаведясь страхами или комплексами на много лет вперед. Важно дать понять малышу, что средства и предметы личной гигиены должны быть индивидуальными. Нельзя пользоваться чужой щеткой, полотенцем, расческой и давать другим людям свои. Для детей 5-6 лет по мере взросления малыша нужно прививать ему новые навыки: мытье своего тела в душе или ванной, навыки пользования мочалкой, умение обсушивать тело полотенцем; самостоятельное пользование салфетками после дефекации и мочеиспускания; формирование привычки к ежедневной смене нижнего белья; обучение приемам ухода за половыми органами. Последний пункт одинаково важен и для мальчиков, и для девочек. Девочек необходимо приучить следить за гигиеной интимных мест, деликатно показывая правильные приемы подмывания. Пользоваться каждый раз мылом не только не нужно, так как мыло может вызывать сильное раздражение, аллергию или даже воспаления слизистой. Достаточно теплой проточной воды. Мыло используется при подмывании не чаще одного раза в день. Лучше всего подходит детское жидкое мыло, предназначенное для грудничков. Мальчикам нужно показать, как правильно ухаживать за половым органом. Родители должны следить за тем, чтобы нижнее белье ребенка было не слишком тесным. Лучше всего выбирать хлопчатобумажное белье. Если ребенок с самого раннего возраста приучится заботиться о гигиене, шанс избежать детских болезней значительно увеличится — большинство из них можно смело назвать «болезнями грязных рук» и недостатка гигиены. Это и кишечные инфекции, и гепатит, и многие другие заболевания.

Правила личной гигиены на каждый день

1.Умывание. Каждое утро ребенка должно начинаться с умывания теплой водой. Следите за тем, чтобы ребенок тщательно промыл глаза, щеки и рот;

2.Чистка зубов. Детские зубки, даже молочные, следует чистить утром и вечером. Детям младше 3 лет чистят зубы родители. Дети до 6-7 лет чистят зубки под присмотром родителей (при необходимости, взрослые помогают им);

3.Мытье рук. Руки следует мыть в обязательном порядке: перед едой, после улицы, после туалета. Важно не просто сполоснуть руки водой, но хорошенько их намылить мылом в течение минуты. Хорошую помощь в привитии этого навыка могут стать специальные картинки, на которых изображена последовательность при мытье рук;

4.Расческа, носовой платок и влажные салфетки — обязательные атрибуты маленького чистюли. При этом важно не только показать, как ими пользоваться, но и объяснить в каких случаях следует это делать;

5.Купание ребенка следует проводить не реже 1 раза в неделю, при этом тщательно вымыть все тело мочалкой, а голову – детским шампунем;

6.Уход за ногтями. Подстригать ногти следует по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю. В противном случае малыш может оцарапать себя или окружающих. Маленькие дети часто засовывают пальцы в рот и грызут ногти. А ведь под ногтями скапливается множество вредных бактерий. Поэтому так важно регулярно подстригать ногти. Если ваш ребенок не любит стричь ногти и капризничает, попробуйте отвлечь его. Спойте песенку, включите мультфильм или превратите эту неприятную для него процедуру в игру во время купания. Это поможет ему расслабиться и полюбить подстригать ногти.

7.Чистая одежда. Нижнее белье следует менять ЕЖЕДНЕВНО, носки и колготки – через день. Следует с раннего детства приучать кроху к тому, что внешний вид одежды должен быть чистым и опрятным. Переодевайте одежду по мере ее загрязнения.

Пусть соблюдение правил личной гигиены станет ритуалом для всей семьи. Пример взрослых вдохновит детей, поможет им быстрее усвоить правила личной гигиены, и со временем они войдут для ребенка в привычку.

Раскраски

Дети любят рисовать: красками, карандашами, фломастерами. Почему бы не использовать это увлечение для пропаганды здорового образа жизни и личной гигиены. Просто распечатайте раскраски соответствующей тематики и предоставьте ребенку возможность творить. А пока она будет занят делом, расскажите ему простым языком о важности ухода за собой.


 


 

Стихи, рассказы, сказки

В настоящее время существует множество книг, посвященных теме детской гигиены и здоровья. В доступной и понятной форме малышам объясняются основные правила гигиены, что бывает с теми, кто «По утрам не умывался и грязнулею остался» и многое другое.

Мультфильмы

Дети обожают смотреть мультики и могли бы смотреть телевизор хоть целый день, но смотреть телевизор маленьким детям дольше 30 минут в день – не рекомендуется. Впрочем, и это время можно провести с пользой. Существует огромное количество мультфильмов, посвященных данной тематике.

Составление советов по соблюдению гигиены жилища

Раздевайся в прихожей

Переобувайся в домашнюю одежду и обувь

Мусор выбрасывай в контейнер

Убирай за собой после еды, игры, занятий

Не захламляй комнату

Проветривай комнату

Вовремя делай уборку в квартире, помогай старшим

Раз микроб, два микроб 
 

Поселился раз микроб
И ещё один микроб,
И ещё один микроб,
Под ногтём у Паши.

– Хорошо! – сказал микроб
И ещё один микроб,
И ещё один микроб, –
В новом доме нашем.

Здесь тепло, светло, уют,
Грязно тут и гадко тут.
А такая гадость
Нам, микробам, в радость.

Жил бы дальше тот микроб
И ещё один микроб,
И ещё один микроб,
Дети их и внуки.

Стали б строить небоскрёб,
Счастье быть у них могло б,
Только Паша взял и оп, –
С мылом вымыл руки.

(В. Бредихин)

Не забудь о гигиене!

Во дворе играл в песок,

Рядом ямку рыл щенок.

Дома нужно очень быстро

Вымыть ручки чисто-чисто.

Хороша морковка с грядки:

Вкус приятный, очень сладкий!

Вымой прежде корнеплод,

Чем отправить его в рот.

Часто врач спешит на помощь,

Где едят немытым овощ.

Там живот болит, озноб,

А всему виной — микроб.

Он малюткой-невидимкой

Ждет на ягодах в корзинке,

Вдруг малыш в один присест

Горсть немытых ягод съест.

Лето — время закаляться,

Загорать, в реке купаться,

Но в веселье развлечений

Не забудь о гигиене!

 

Загадки про предметы гигиены

Плещет теплая волна 

В берегах из чугуна. 

Отгадайте, вспомните: 

Что за море в комнате?

Ответ: Ванна

Белое корыто 

К полу прибито.

Ответ: Ванна

Озеро белое – 

То полно, то мелеет, 

С неба чистая вода – 

То наполнит озерцо, 

А то исчезнет без следа.

Ответ: Ванна

 

В доме небольшом 

Полно людей живет, 

Все честны да просты, 

Все прозрачны да чисты, 

А как гость придет – 

Выбежит народ, 

На гостя накинется – 

Да гость не обидится, 

Раз обнимется, другой – 

Засияет чистотой.

Ответ: Душ

А что было! А что было! 

Мама речку в дом пустила. 

Речка весело журчала, 

Мама в ней белье стирала.

А потом, а потом, 

Я купался под дождем.

Ответ: Душ

Дождик теплый и густой, 

Этот дождик не простой: 

Он без туч, без облаков 

Целый день идти готов.

Ответ: Душ

Железный дом, 

Покаты стенки в нем, 

Крыши нет – есть дно, 

А на дне – окно.

Ответ: Ванна

Могу я в ней на дно нырнуть, 

Но не могу я утонуть, 

А если станет глубоко 

Открою пробку я легко.

Ответ: Ванна

Возьмите меня,

Умывайтесь, купайтесь, 

А что я такое -

Скорей догадайтесь, 

И знайте:

Большая была бы беда, 

Когда бы не я да не вода.

Ответ: Мыло

 

Кирпичик розовый, душистый 

Потри его и будешь чистым.

Ответ: Мыло

Стоит Парашка – 

Держит чашку, 

Голову склонила, 

Носик опустила, 

А из носика струится 

В чашку чистая водица.

Ответ: Умывальник

Серебряная труба, 

Из трубы – вода, 

Вода бежит и льется 

В белизну колодца, 

На трубе – два братца, 

Сидят да веселятся. 

Один в кафтане красном, 

Второй – в голубом, 

Оба друга-брата 

Заведуют водой.

Ответ: Умывальник

Гладко и душисто,

Моет очень чисто, 

Нужно, чтоб у каждого было. 

Что это?

Ответ: Мыло

 

Ускользает как живое, 

Но не выпущу его я, 

Белой пеной пенится 

Руки мыть не пенится.

Ответ: Мыло

Когда со мною умываются, 

То слезы проливаются.

Ответ: Мыло

 

Посмотрите, посмотрите -

Тонет в речке и в корыте!

Почему ж оно всегда

Только там, где есть вода?

Ответ: Мыло

Худая девчонка – 

Жесткая челка, 

Днем прохлаждается. 

А по утрам да вечерам 

Работать принимается: 

Голову покроет 

Да стены помоет.

Ответ: Зубная щетка

Вафельное и полосатое,

Ворсистое и мохнатое, 

Всегда под рукою -

Что это такое?

Ответ: Полотенце

Вытираю я, стараюсь,

После бани паренька.

Все намокло, все измялось -

Нет сухого уголка.

Ответ: Полотенце

Ускользает, как живое, 

Но не выпущу его я. 

Дело ясное вполне -

Пусть отмоет руки мне.

Ответ: Мыло

Пузыри пускало,

Пеной кверху лезло -

И его не стало,

Все оно исчезло.

Ответ: Мыло

Резинка Акулинка 

Пошла гулять по спинке. 

И пока она гуляла, 

Спинка розовою стала.

Ответ: Губка

В пещеру затекла, 

По ручью выходит – 

Со стен все выводит.

Ответ: Зубная паста

Зубастая пила

В лес густой пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила.

Ответ: Расческа

 

Зубов много, а ничего не ест.

Ответ: Расческа

Хвостик - из кости,

А на спинке - щетинка.

Ответ: Зубная щетка

Лег в карман и караулю – 

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез, 

Не забуду и про нос.

Ответ: Носовой платок

 

 На стене висит, болтается, 

Всяк за него хватается.

Ответ: Полотенце

Деревянный забор 

Ограждает двор, 

Во дворе – табун коней, 

А в заборе – сто дверей, 

Чтобы выбраться на волю 

Да побегать в чистом поле. 

Кони ринулись волной, 

Потекли живой рекой.

Ответ: Волосы и расческа

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней, 

Чем у волков и медведей.

Ответ: Расческа

 

Мы ей пользуемся часто, 

Хоть она, как волк, зубаста.

Ей не хочется кусать, 

Ей бы зубки почесать.

Ответ: Расческа

Говорит дорожка -

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко, 

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня 

Испачкаешь меня».

Ответ: Полотенце

 

Костяная спинка, 

Жесткая щетинка, С

мятной пастой дружит, 

Нам усердно служит.

Ответ: Зубная щетка

Там, где губка не осилит, 

Не домоет, не домылит, 

На себя я труд беру: 

Пятки, локти с мылом тру, 

И коленки оттираю, 

Ничего не забываю.

Ответ: Мочалка

Целых 25 зубков, 

Для кудрей и хохолков.

И под каждым, под зубком – Лягут волосы рядком.

Ответ: Расческа

 

Светло поле-сторона, 

Идет по полю борона, 

Пшеницу разгребает, 

Порядок соблюдает.

Ответ: Расческа

Чистый, зубастый 

Вцепится в чуб вихрастый

Ответ: Расческа

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.