12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Садыкова Р.Б.18

Выступление на открытии Года литературы в МР Учалинский район

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Президент России В.Путин, выступая на Российском литературном собрании, предложил увеличить количество часов преподавания литературы и русского языка в школах. «Сегодня этим предметам отведено мало времени, несоразмерно их значимости,»- заметил глава государства. Президент подчеркнул важность государственной поддержки в увеличении часов преподавания литературы. «Государство должно поддерживать литературу ещё и потому, что именно в ней всегда ставится самый точный диагноз состояния общества, обозначаются его болевые точки»,- констатировал он.

Действительно, сегодня мы вновь убеждаемся, что литература- уникальный предмет, на котором дети должны учиться осознавать себя как личность, как представителя нашей страны и наследника её культуры. Пожалуй, этот аспект в преподавании литературы- самый главный.

За эти годы отношение к литературе существенно изменилось, и связано это в том числе и с введением ЕГЭ. Наши прагматичные дети искренне недоумевали, зачем столько времени тратить на чтение книг, когда экзамен по предмету сдают лишь единицы, а для того, чтобы привести аргументы в части С ЕГЭ по русскому языку, достаточно изучить в Интернете банк данных. (К счастью, ввели сочинение, надеемся, что ситуация выправится). Мы теперь далеко не самая читающая страна в мире. Причин здесь много, однако давайте рассмотрим те, на которые может повлиять школа.

«Вначале было Слово»,- сказано в Библии. Так куда же оно исчезло? Проблемы безграмотности, низкой речевой культуры давно уже стали обыденностью. Слушая речь детей на уроках и вне их, задаёшься вопросом: как так случилось, что мы не выполнили завета «сохранить… великое русское слово»? Во многом это результат утраты культуры чтения.

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49 до 26%, не любят читать 28% младших и 30% старших школьников. То есть у нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением.

Чтение- это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Три составляющих - семья, школа, библиотека - создают окружение, формируют человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребёнке в целом.

В приобщении детей к чтению велика роль семьи. Ведь ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у родителей. Недаром ещё в 16 веке было замечено: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему». На ребёнка очень влияет то, читают родители сами или нет. Если они вечером бОльшую часть времени проводят у компьютера или ТВ, то вряд ли их дети будут любить читать. Семейная среда воспитывает внутреннюю потребность к чтению, определяет жизненный путь. Поэтому нужно просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души.

Следующая проблема- это перегруженность программы при недостаточном количестве часов на изучение произведений. Давайте откроем программу по литературе старших классов и просто посмотрим на список книг, которые предлагается изучить детям. Попробуйте предложить прочитать его среднестатистическому взрослому в течение года. Насколько это реально? А ведь мы с вами говорим о детях, и наша задача - заинтересовать их чтением, а затем- научить быть внимательным, сопереживающим читателем. Явная перегрузка программ старших классов при недостаточном количестве часов на литературу приводит к тому, что дети говорят о том, чего не читали, учатся воспринимать всё с чужих слов, выдавая чужое мнение за своё. Дети «проходят» произведение, скользя по нему равнодушным взглядом. А мы, учителя, им часто помогаем, стараясь уложиться в программу. Где уж тут соперничать Толстому с многочисленными телешоу или с Интернетом! А ведь урок литературы - это главный урок, где детей учат выражать свои мысли устно и письменно, где развивается и обогащается словарный запас, где происходит духовное развитие личности.

Другая проблема- это совершенствование преподавания литературы. В каком-то журнале прочитала, что за время учёбы каждый учащийся посещает примерно 10 тысяч уроков. И почти все уроки как близнецы- братья: опрос, изложение нового материала, закрепление, объяснение домашнего задания. Какой уж тут интерес к учёбе? Уроки литературы в наше время должны носить прикладной характер, учить детей проецировать события и героев на современность, на жизненные ситуации, с которыми они могут столкнуться. Так, при изучении пьесы «Гроза» 10-классники задались вопросом, почему так высок рост суицидов в стране, что вообще приводит человека к такому трагическому исходу. Были проанализированы Библия, Уголовный кодекс РФ, работы Н.Бердяева, статистические данные. То есть поступок Катерины Кабановой вывел ребят на рассуждения о том, есть ли другой выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Таких произведений, которые помогают ребёнку разобраться в непростых жизненных ситуациях, показывают, как сформировать и отстоять собственное мнение, много (да почти вся классическая литература). Главное - научить детей не скользить по ним равнодушным взглядом, а именно читать, т.е. мыслить, чувствовать, жить. Сегодня литература теряет главную свою функцию - воспитательную. Необходимо рассматривать художественную литературу в контексте многовековой культуры и истории России, её традиций.

В настоящее время, когда идёт усиленный поиск путей выхода из создавшегося положения, снова вспоминается истина: спасение - в литературе, в её творческом потенциале, в духовности.

Можно быть замечательным врачом, отличным шофёром, прекрасным обогатителем или чудесным руководителем, но быть просто хорошим человеком может научить только литература.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.