Урок литературы в 7 классе «Обучение выразительному чтению фольклорного текста»
Урок литературы в 7 классе «Обучение выразительному чтению фольклорного текста».
Вера Легоцкая
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Есть в песнях нечто такое, что важнее их смысла, – их звучание.
М.Цветаева
Цель урока
обучение выразительному чтению русской народной песни «Белый день проходит, ночка наступает».
Задачи урока:
1) обучения: отработать навыки выразительного чтения фольклорного текста (лирической народной песни) и рассмотреть особенности его языковой организации;
2) развития: развивать воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;
3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к истории русского народа, его культуре.
ХОД УРОКА
1. Целеполагание
Учитель. Прочитайте вдумчиво эпиграф к уроку. Эти слова принадлежат великой поэтессе 20 века М.Цветаевой. Как вы их понимаете? Почему именно эти слова, на ваш взгляд, стали эпиграфом нашего урока?
Учащиеся. Вероятно, чтобы понять замысел песен, понять глубину характеров лирических героев, представить саму душу народа, отраженную в песнях, необходимо вслушаться в их звучание, постараться правильно прочитать фольклорное произведение, передавая тончайшие оттенки настроений и переживаний. Для этого нужно научиться выразительно читать произведение. (Формулируют тему и цели урока).
2. Выполнение упражнений по технике речи
1) Упражнение на дыхание: «задувание свечи».
2) Упражнение для дикции: произнесение скороговорок.
«У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась».
Задание: произнести скороговорку с двумя намерениями:
1. Восхищаясь погодой.
2. Сожалея о том, что погода сырая.
«Сыпь песочек в желтенький черепочек».
Задание: произнести скороговорку с двумя намерениями:
1. Рассказать о том, как нужно сыпать песок.
2. Выругать за то, что сыплют неправильно.
3. Выразительное чтение песни учителем и проверка восприятия
1)Учитель читает песню наизусть
Белый день проходит, ночка наступает,
Ночка наступает, заря потухает.
Ко мне, молоденьке, милый присылает,
Милый присылает и сам приезжает:
— Дома ли, милая, радость дорогая?
Вышла б на крылечко, молвила словечко! —
А я, молоденька, была тороплива,
С постели вставала, башмачки вздевала,
На двор выходила, с другом говорила.
Спрошу я милого про его здоровье,
Скажу я милому про своё несчастье:
— Сокол ты мой ясный, молодец прекрасный,
Куда отъезжаешь, меня покидаешь? —
А мой-то дружочек, сплеснувши руками,
Сплеснувши руками, залился слезами.
— Ты прости, милая, радость дорогая!
Знать, что нам с тобою долго не видаться,
Долго не видаться, нигде не съезжаться!
Пауза.
2) Беседа
Учитель. Песню нужно разгадывать, и занятие это не только увлекательное, но и очень серьёзное. Приступим к этому интереснейшему делу. Какие чувства возникли, когда вы слушали песню?
Учащиеся. Чувство жалости к девушке, которой пришлось расстаться с любимым.
Учитель. Понравилась ли вам песня?
Учащиеся. Да, эта лирическая песня наводит грусть, наталкивает на размышления.
Учитель. Можно ли пересказать сюжет песни? Перескажите.
Учащиеся. Красна девушка обращается к природе, чтобы поведать о своем горе- прощании с возлюбленным.
Учитель. Какую музыку вы услышали? Попробуйте ее напеть.
Учащиеся. Плавную, задушевную, мелодичную, нежную. Учащиеся напевают.
Учитель. Нужна ли музыка для того, чтобы напеть эту песню? Почему?
Учащиеся. Наверно, нет. Во-первых, песня создавалась народом, у которого не было возможности петь под аккомпанемент. Во-вторых, песня такая задушевная, мелодичная, напевная, что музыка слышится даже при чтении. Просто чтение должно быть правильным.
3) Устное рисование: описание зрительных и музыкальных ассоциаций (для самостоятельной работы в группах используем Приложение1)
Работаем в группах. Раз у песни есть сюжет, значит, по ней можно написать сценарий и снять потом фильм. Для того чтобы еще отчетливее понять идейное содержание песни, попробуем себя в нашем фильме в роли звукорежиссеров и художников.
Учитель. 1 группа. Попробуйте себя в роли звукорежиссеров. В вашем фильме –картина, описанная в песне. Как бы вы озвучили этот фрагмент? Какое музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого фрагмента? Может быть, звуки природы? Опишите словами.
Учащиеся. Аккомпанементом для данного фрагмента могло бы стать пение птиц, звуки вечернего луга, наигрыш гармоники и т. д.
Учитель. 2 группа. Представьте, что вы художник и ваша задача- передать с помощью красок состояние природы, которое описано словами. Что вы изобразите на своей картине? С помощью какого цвета передадите состояние природы? Почему?
Учащиеся. Я использую различные оттенки зеленого, это цвет любви, серебристо-серого; голубой и зеленый (чистота и жизнь) с пятнами красного (цвет любви)
Учитель. Как меняется ваше настроение в начале и в конце текста?
Учащиеся. Картины природы в начале песни создают настроение светлое, ясное, приподнятое. В конце песни, когда читатель узнает о расставании лирической героини, настроение становится грустным, печальным.
Учитель. Поработаем в парах и укажем, с каким чувством мы будем читать песню (пишем справа от текста песни)
4. Чтение и анализ песни с выявлением изобразительно-выразительных средств языка
1) Хоровое чтение
Учитель. Как создается мелодичность этой песни? Какие звуки чаще всего повторяются в песне? Прочитаем хором, прислушиваясь к повторяющимся звукам. Какое впечатление создает такой повтор?
Учащиеся. Повторяются гласные звуки, слоги преимущественно открытые. Именно такой повтор и создает впечатление напевности, музыкальности впечатление напевности, музыкальности. При помощи повтора И, Е, Ю изображается нежность, ласка, плачевность, близость.
Учитель. Прочитаем еще раз, выделяя голосом звукопись. (При многоголосом чтении учу передавать мысль и чувство в речевой интонации, использовать средства выразительности: усиливать и ослаблять громкость, ускорять и замедлять темп, повышать и понижать тон, пользоваться различными тембровыми красками).
2) Словесное портретирование
Учитель. Работа в парах: выпишите в два столбика ключевые слова, характеризующие лирических героев. Какие из них являются постоянными эпитетами? Попробуйте описать героев, используя выписанные слова.
молоденька милый
милая молодец прекрасный
радость дорогая дружочек
3) Аналитическая беседа
Учитель. Ребята, обратите внимание на то, что явления окружающей природы тоже являются героями сюжета. Как правило, в народных песнях персонаж сливается с природой в радости и горе, одушевляет, оживляет ее. Как называется такой прием? Вспомните определение понятия. (Индивидуальное задание: работа со словарем лингвистических терминов).
Учащиеся. Олицетворение. Это художественный перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных).
4) Стилистический эксперимент
Учитель. Продолжаем лексический анализ песни. Проведем стилистический эксперимент. Подберите синонимы к слову милый.
Учащиеся. Приятный, дорогой, желанный, любезный, ласковый, славный и др.
Учитель. Можно ли ими заменить слово в данном контексте? Аргументируйте. Что хотел подчеркнуть автор, употребив данный синоним?
Учащиеся. «Милый присылает», «милая, радость дорогая». В данных примерах слово «милый» нельзя заменить синонимами, оно более звучное, нежное, задушевное, проникновенное.
Учитель. Найдите примеры повторов в этом тексте. Попробуйте заменить их синонимами. Что изменилось? Как вы думаете, с какой целью автор повторяет отдельные слова? Какой эффект достигается таким повтором?
Учащиеся. В песне повторяются слова милый, молоденька, ночка наступает, милый присылает, сплеснувши руками. Пробуем заменить синонимами- песня «не звучит». Вывод: повторы придают песне мелодичность, протяжность, напевность, усиливают эмоциональность звучащих слов.
5) Проверка индивидуальной работы (опережающее задание: ответы готовятся заранее и проверяются учителем накануне занятия)
Учитель. Укажите примеры повтора слов одной словообразовательной модели. Какова роль такого повтора?
Учащиеся. Как правило, в народных песнях используются морфологические средства художественной выразительности. Это прежде всего уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые в лирических песнях повторяются. Основное назначение слов с уменьшительными суффиксами в лирических песнях – служить средством выражения любви, ласки и нежности. Именно с такими чувствами следует читать повторы слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учитель. Укажите время глаголов и определите их художественную функцию в данной песне.
Учащиеся. Глаголы употреблены в настоящем времени, а также в прошедшем в значении настоящего. Переносное употребление времени глагола придает описанию большую яркость, живость, красочность, так как события, о которых идет речь в песне, словно приближаются к читателю.
Учитель. Укажите фигуры в данной песне. Какова их стилистическая функция?
Учащиеся. Это прежде всего инверсии, риторические восклицания, обращения. Именно используемые в песне фигуры способствуют передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей.
5. Ритмико-интонационный анализ песни
Учитель. Чтобы читать выразительно, надо иметь определённые знания. Отметим тон, паузы, логические ударения — знаки, ноты выразительного чтения. С каким чувством будем читать песню? Какой тон изберете?
Учащиеся. Вначале читаем светло, радостно, затем с грустью, сожалением, печалью.
1) Самостоятельная работа
Учитель. К.С.Станиславский говорил «Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!»
Определите, на какие слова падает логическое ударение. Объясните, почему вы так думаете? Воспользуйтесь «Правилами постановки логического ударения» (Приложение 2).
Учащиеся. Работают на листочках, расставляя логические ударения в тексте песни.
Учитель. В чем особенность интонации текста? Объясните постановку знаков препинания. Определите, совпадают ли паузы со знаками препинания.
2) Построение партитуры песни
Учитель. Продолжаем работу на листочках с текстом песни. Найдите наиболее подходящий темп чтения. Обоснуйте свой выбор. Справа подпишите темп чтения. Слева - с каким чувством будем читать. Отмечаем логические паузы и логические ударения. Заканчиваем построение партитуры стихотворения.
Учащиеся.
медленно Белый день проходит, / ночка наступает,/ светло
плавно Ночка наступает,/ заря потухает.//
быстрее Ко мне, /молоденьке,/ милый присылает,/ радостно
плавно Милый присылает/ и сам приезжает://
ускоренно -Дома ли, /милая, /радость дорогая?// воодушевленно
Вышла б на крылечко, /молвила словечко!-//
А я, /молоденька, /была тороплива,/ весело
плавно С постели вставала, /башмачки вздевала,/
На двор выходила,/ с другом говорила.// восторженно
напевно Спрошу я милого про его здоровье,/
Скажу я милому про своё несчастье:// грустно
медленнее Сокол ты мой ясный, /молодец прекрасный,//
-Куда отъезжаешь, меня покидаешь? —//
протяжно А мой-то дружочек, /сплеснувши руками,/
Сплеснувши руками, /залился слезами.//
медленно -Ты прости, /милая, /радость дорогая!// печально
Знать, /что нам с тобою долго не видаться,/
Долго не видаться,/ нигде не съезжаться!// обреченно
6. Выразительное чтение песни учащимися
1) Хоровое чтение
Учитель. Сейчас, пользуясь нотами выразительного чтения, прочитаем песню. Помним, что при чтении мы должны истолковать песню, раскрыть тему и идею, а поэтому используем средства речевой выразительности: усиливаем и ослабляем громкость, ускоряем и замедляем темп, повышаем и понижаем тон, пользуемся различными тембровыми красками.
Учащиеся. Читают хором (делимся на три группы: слова девицы читают девочки, молодца -мальчики, третья группа -слова автора).
Учитель. Песня в чтении звучит музыкально. Вы убедились в том, как велик язык поэзии. В песне выражаются чувства и мысли народа, ярко и выразительно.
2) Индивидуальное чтение и обсуждение
7. Рефлексия
Учитель. Когда вы более глубоко поняли эту песню: в начале или в конце нашего урока?
Учащиеся. Конечно, в конце занятия, после подробного анализа передо мной открылась вся глубина горя девушки, я представила ее печальные глаза, грустный голос, парень, вероятно, тоже грустит, но, может быть, меньше.
Учитель. Какие чувства пробудила в вас работа над выразительным чтением песни? О чем заставила задуматься?
Учащиеся. Я задумалась о глубине человеческих чувств, о силе любви, работа над выразительным чтением побудила меня к написанию собственной песни, к желанию никогда не расставаться с теми, кого любишь и т.д.
Я еще больше убедился в красоте и певучести русского языка, еще больше стал гордиться тем, что мой родной язык-русский.
Я увидел красоту лирических народных песен, их особую задушевность и поэтическую красоту, искренность, простодушие, «сердечную тоску».
8. Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение песни наизусть.
Приложение 1
Группа звукорежиссеров
Попробуйте себя в роли звукорежиссеров. В вашем фильме –картина, описанная в песне. Как бы вы озвучили этот фрагмент? Какое музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого фрагмента? Может быть, звуки природы? Опишите словами.
Когда я слышу лирическую песню «Белый день проходит, ночка наступает», то слышу (какие звуки?)_______________________________________________________. Это музыкальное произведение (или эти звуки природы) созвучны переживаниям лирической героини, потому что________________________________________________ и передают (какие чувства?)____________________________________________________.
Группа художников
Представьте, что вы художник и ваша задача- передать с помощью красок состояние природы, которое описано словами. Что вы изобразите на своей картине? С помощью какого цвета передадите состояние природы? Почему?
В лирической песне «Белый день проходит, ночка наступает» природа изображена
(в какой момент?)________________________________________________________
Я вижу (какие деревья, цветы, травы, небо, воздух?)__________________________ ____________________________________________________________________________Все вокруг словно сочувствует девушке. В картине использованы (какие цвета и оттенки? почему?)____________________________________________________________.
Приложение 2
Правила постановки логического ударения (ЛУ)
1) ЛУ нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
2) ЛУ, как правило, ставится на именах существительных и на глаголах
3) При сочетании двух существительных ЛУ всегда падает на имя существительное в родительном падеже
4) Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ЛУ на каждом слове с возрастающим усилием.
5) Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ЛУ
6) Не рекомендуется и «злоупотреблять» ЛУ: речь, перегруженная ударениями, теряет смысл.
Использованная литература
АзадовскийМ.К. История русской фольклористики, т.1-2, М., 1963.
Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.
Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения.- М.: «Экзамен», 2004.
Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс.-М.: «Московский лицей», 1997.
Любичева Е.В. Диалог с художественным текстом. 5-11 классы.- СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2002.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 1996.
Русова Н.Ю. Пишем сочинение: анализ лирического стихотворения.- М.: Мнемозина, 2006.
Надежда Владимировна Кучмина
Легоцкая Вера Сергеевна
Касимова Людмила Михайловна
Легоцкая Вера Сергеевна