Что читает современный подросток?

0
1
Материал опубликован 17 November 2021

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»

 

Научно-исследовательская работа

«Что читает современный подросток?»

 

Выполнила: Бараненко Дарья Александровна,

учащаяся 8 класса

Куратор проекта:

Петроченко Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы


 

Содержание

Введение

Зачем нужно читать?

Как читают книги мои сверстники?

Что можно прочитать?

Заключение

Литература

Приложение

 

Введение

Что такое книга? Зачем её нужно читать? Что читать надо сейчас? Эти и другие вопросы в век Интернета, научного прогресса, я думаю, особенно актуальны. Многие из нас, подростков, считают, что книга – ненужная вещь, всё, что мы хотим узнать, мы можем узнать в социальных сетях, в кино. А чтение книг, скорее всего, пустая трата времени. Я с этим не согласна. Книга – это целый мир, в котором можно постичь неизведанное, источник радостей и горечи, учебник жизни, где содержатся ответы на вечные вопросы. Итак, мне захотелось узнать, что читает наше поколение, поэтому объектом моего исследования станет читательский интерес детей от 12 до 15 лет.

Актуальность данного исследования заключается в том, что от нас, подростков, зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашем будущем мире, а от этого зависит, каким будет будущее нашей страны. Конечно же книги развивают такие нравственные понятия, как доброта, честность, совесть, правда, справедливость. Я думаю, без этих основ человек как личность состояться не может.

Цель исследования: привлечь внимание к чтению как важному фактору развития общества.

Гипотеза: дети любят читать, но в данный момент у них отсутствует ориентация в мире книг. Что читать для каждого выбор сложный, и необходима помощь в подборе литературы.

Теоретическая значимость: систематизация материала по теме.

Практическая значимость: брошюра со списком интересных произведений для детей от 12 до 15 лет.

Зачем нужно читать?

Многие люди не любят читать, но они не знают, как чтение полезно для человеческого развития, поэтому я расскажу вам о пользе чтения.
Благодаря чтению улучшается наша память. Читая художественную или научную литературу, нам приходится держать в оперативной памяти мозга целый ворох персонажей, их историй, терминов. Это не так просто. И чем больше человек читает, тем легче ему удаётся запоминание подобных вещей. В жизни такой человек будет проще запоминать имена, будет склонен слушать других и проявлять внимание. Занимаясь каким-либо делом, читающему человеку будет проще сконцентрироваться сразу на нескольких вопросах, иными словами, у него развивается мультизадачность.
Чтение развивает наши аналитические способности, что развивает наш кругозор, заставляет задуматься о причинно-следственных связях, о логических цепочках и ошибках. Читая книги, мы развиваем в себе способность размышлять, убеждать других и критически смотреть на вещи и выводы других.

Кроме этого, чтение повышает нашу внимательность и концентрацию. Чем больше человек читает, тем внимательнее он становится к деталям и часто подмечает то, что другие не видят. Часто исход многих событий он предопределяет заранее, основываясь на последовательности чьих-то действий. Читающий человек редко пропускает важную информацию мимо ушей и способен легче направлять своё внимание.
Благодаря книгам человек саморазвивается, обогащается его словарный запас, речь совершенствуется.

Книги – как учителя, которые учат, как строить предложения, как правильно расставлять знаки препинания, они молчаливо наблюдают, как мы, листая страницы, познаем что-то новое, узнаем жизненные истины. Книги помогают нам фантазировать, включать воображение. Например, прочитав произведение до конца, можно согласиться с автором, а можно придумать свою концовку. Ведь это так захватывающе! А еще книга – лучший друг, она утешит, рассмешит, даст совет, поделится опытом. Книжка не обидит и не предаст, с ней так весело и занимательно проводить досуг.

Книга не только кладезь знаний. Например, книги для подростков содержат массу полезной информации о них самих, в частности, о взаимоотношениях со сверстниками и проблемах подросткового возраста.
К сожалению, люди не так часто читают, как столетие назад. Я думаю, чтоэто очень плохо. Без книг человек постепенно деградирует. С малообразованными людьми не о чем поговорить, они не могут думать обширно, четко и ясно излагать мысли. С ними неинтересно: что может рассказать человек, который за всю свою жизнь не прочитал и десятка книг? Да ничего! Поэтому, задумайтесь, что для вас лучше.

Как читают книги наши сверстники

Я провела анкетирование среди учащихся 7-9 классов Георгиевской школы. Анкета состояла из 7 вопросов:

1. Любите ли вы читать?

а) да

б) нет

Что вы читаете чаще всего?

а) газеты

б) журналы

в) художественную литературу

Как часто вы посещаете школьную, городскую, районную библиотеки?

а) не посещаю

б) 1-2 раза в месяц

в) 1-2 раза в неделю

Какие литературные жанры предпочитаете?

Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?

а) да б) нет

Хотели ли получить книгу в подарок? А) да б) нет

Читаете ли вы сейчас художественную книгу? Какую?

Опрос среди учащихся показал, что 72% любят читать книги.

52% опрошенных любят читать художественную литературу, в то же время библиотеку посещают всего 22% учащихся.

Из предложенных жанров художественной литературы выяснилось, что фэнтези предпочитают читать -52%, романы-30%, комиксы- 15%, детективы-16%.

Новинками художественной литературы в сетях Интернета интересуются всего 33% опрошенных.

61 % учащихся хотели бы получить в подарок книгу.

На момент анкетирования 88% учащихся читают в настоящее время художественную литературу. И вот какую. Учащиеся 7 класса читают такие книги: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Вий» Н.В. Гоголя, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Всадник без головы» М. Рида, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Лунный камень», «Таинственный остров» Ж. Верна.

Учащиеся 8 класса читают повесть Пушкина «Капитанская дочка», «Майская ночь или утопленница» Гоголя, «Говорящий грач», «Живи и помни» В. Распутина, «Изумрудный город», «Гарри Поттер», «Граф Дракула», «Глаз Дракона», «Робинзон Крузо» Д. Дефо.

В 9 классе читают «Коты-воители», «Хроники Нарнии», «Расплавленное море», «Маскарад», «Герой нашего времени», «Волк и полнолуние».

Таким образом, проанализировав читательские интересы ребят, я обнаружила, что они совершенно не интересуются новинками художественной литературы в Интернете, редко посещают библиотеку, поэтому выбор чтения у них невелик. Чтобы изучить этот вопрос, я обратилась за помощью к нашему библиотекарю. Анна Евгеньевна Сафронова с радостью рассказала о новинках. Оказывается, книг в библиотеке много интересных, но о них мало кто знает. Поэтому моя задача – составить список произведений для чтения.

 

Что можно прочитать

Сегодня подрастающее поколение не очень увлекается литературой. Книги не пользуются спросом среди молодёжи, а зря. Ведь чтение не только способствует саморазвитию, но и улучшает логическое мышление, развивает фантазию и формирует правильное понятие о добре и зле.

На что нужно обращать внимание при выборе книги:

1.Издание должно быть со смыслом и нести позитивный посыл.

2.Возрастная категория. Помните, научные книги или пособия по психологии заинтересуют лишь малое количество подростков.

3.Интересы. Выбирайте литературу исходя из своих предпочтений.

Конечно, дети должны читать классическую литературу, потому что она формирует уже устоявшиеся нормы морали, но нужно читать и современную литературу, которая рассказывает о проблемах современного времени.

Как мы заметили, большинство ребят любят читать фэнтези, да это литература не дает представление о современности, но, на мой взгляд она достойна нашего внимания, хотя бы потому, что показывает, что добрый, бескорыстный человек получает больше силы, чем злой и коварный. Поэтому добро в них всегда побеждает зло, правда и справедливость, корысть, несправедливость и бесчестие. Это серия книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Список могут продолжить следующие произведения: С. Лукьяненко «Мальчик и Тьма», Дж. Мерфи «Самая плохая ведьма», А. Плишот «Лес потерянных», Р. Риордан «Герои Олимпа», У. Тэд «Книга драконов»,   Астрид Линдгрен. – «Братья Львиное Сердце». «Рони, дочь разбойника», Терри Прачетт. - «Цвет волшебства» и другие произведения о Плоском мире, Отфрид Пройслер. - «Крабат», Клиффорд Саймак. – «Заповедник гоблинов», Урсула Ле Гуин. – «Земноморье» (цикл)

Диана Уинн Джонс. – «Ходячий замок». «Миры Крестоманси» (цикл). «Квартет Дейлмарка» (тетралогия). 

В подростковом возрасте ребята часто сталкиваются с проблемами неразделенной симпатии, разногласием с другом, конфликтом с учителем – всё кажется важным! Современная подростковая литература отражает всё то, что может происходить в жизни юных читателей; именно из книг они узнают о том, как в такой же ситуации вели себя литературные герои, как они смогли пройти подобные «испытания»: А. Жвалевский и Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось!», И. Костевич «Мне 14 уже два года», У. Старк «Чудаки и зануды». Джером Д. Сэлинджер — «Над пропастью во ржи». Гектор Мало — «Без семьи». Николай Внуков — «Один». Крис Муни - «В память о Саре»

 

Для кого-то из ребят трагедия заключается лишь в том, что родители их до конца не понимают, а кому-то приходится переживать настоящие жизненные невзгоды: тема сиротства, тема брошенных детей, к сожалению, тоже актуальна: Д. Сабитова «Где нет зимы».

Ребятам могут быть интересны книги, в которых говорится о великих открытиях человечества, представлена история. Познавательная литература для подростков очень важна, поскольку расширяет кругозор юных читателей: Н. Назаркин «Три майские битвы на золотом поле», А. Орлов «Истории, которые нашептали деревья», В. Роньшин «Семь историй о сэре Исааке Ньютоне».

Конечно же, всех подростков интересуют приключения, и здесь не обойтись, я думаю, без тех книг, что читали еще наши родители. Ведь это классика приключений:

Марк Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий». Р. Стивенсон «Остров сокровищ». Жюль Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой», «Вокруг света за восемьдесят дней». Джек Лондон «Белый Клык», «Морской волк». Александр Дюма «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо». Джеймс Фенимор Купер «Последний из Могикан», «Зверобой, или Первая тропа войны».

В мир прогресса и научных открытий современных детей должна волновать и фантастика: Алексей Толстой — «Гиперболоид инженера Гарина». Аркадий и Борис Стругацкие — «Обитаемый остров». Александр Беляев — «Человек-амфибия». Герберт Уэллс — «Война миров», «Машина времени». Владислав Крапивин — «Ковёр-самолёт». Сергей Лукьяненко — «Рыцари сорока островов». Фрэнсис Корсак — «Робинзоны космоса». Айзек Азимов. — «Три закона роботехники». Рэй Брэдбери — «451 градус по Фаренгейту». Роберт Шекли — «Рассказы». Роберт Хайнлайн — «Дверь в лето».


 

Думаю, что книги о природе и животных тоже имеют место быть, ведь именно они помогают нам рассмотреть все тайны и загадки удивительного мира природы: Джеймс Оливер Кервуд – «Бродяги Севера». Джеральд Даррелл — «Моя семья и другие звери». (И другие книги этого замечательного автора). Эрнест Сетон-Томпсон — «Рассказы о животных». Гавриил Троепольский — «Белый Бим Черное ухо».

Каждый человек, на мой взгляд, должен знать свои корни, свою историю, а исторические романы и повести помогают приоткрыть нам завесу истории, рассказать о характерах исторических личностей, глубже постичь смысл событий: Жозеф Анри Рони-старший — «Борьба за огонь. Пещерный лев. Вамирех». Сергей Писарев — «Повесть о Манко Смелом». Эрнест Д’Эрвильи — «Приключения доисторического мальчика». Рафаэлло Джованьоли — «Спартак». Морис Дрюон — «Проклятые короли». Вальтер Скотт — «Квентин Дорвард». Болеслав Прус — «Фараон». Софья Радзиевская – «Остров мужества. Болотные робинзоны».

Книгам о любви отдают предпочтение всё-таки девочки, ведь в этих произведениях читатели учатся верить в чудеса, мечтать, чувствовать, сопереживать, любить и ненавидеть: Александр Грин — «Алые паруса». Александр Куприн — «Олеся». Вениамин Каверин — «Два капитана». Галина Щербакова — «Вам и не снилось (Роман и Юлька)». Эрнест Хемингуэй — «Прощай, оружие!» Эрих Мария Ремарк — «Три товарища». Джек Лондон — «Лунная долина». Стендаль - «Красное и чёрное». Челси М. Кэмерон - «Моя любимая ошибка». Коллин Хувер - «Безнадёжность». Юлия Колесникова - «Разрешаю себя ненавидеть».

Детективы – неотъемлемая часть нашего поколения. Их читают все от мала до велика, их в современном мире написано огромное множество, и, чтобы не запутаться в их многообразии, я предлагаю обратиться к общеизвестным классическим детективам и немного современным: Артур Конан Дойль — «Записки о Шерлоке Холмсе». Гилберт Кит Честертон — «Рассказы об отце Брауне». Дик Фрэнсис-«Фаворит». Евгениос Тривизас - «Последний чёрный кот». Алан Брэдли - «Сладость на корочке пирога». 

Книги о войне – это наша помять, наша боль, которую, по моему мнению, должен испытать каждый человек. Нам необходимо помнить об ужасах и страданиях военных лет, чтобы помнить о них и не допустить их вновь. Ведь мир - такая зыбкая «вещь», и об этом мы должны знать: Борис Полевой — «Повесть о настоящем человеке». Александр Фадеев — «Молодая гвардия». Лев Кассиль — «Улица младшего сына». Эммануил Казакевич — «Звезда». Владимир Богомолов — «Момент истины (В августе 44-го)». Юрий Бондарев — «Горячий снег». Михаил Шолохов — «Судьба человека». Вадим Кожевников — «Щит и меч». Борис Васильев — «А зори здесь тихие», «В списках не значился».

 

Рекомендуемая литература для подростков включает в себя, в основном, произведения классиков. Во-первых, это книги, проверенные временем и, кроме того, это список, приведенный в школьной программе для внеклассного чтения. Во-вторых, многие замечательные произведения наших современников в современный список литературы ещё просто не успели войти.

Тем не менее, как выяснилось, важной оказывается современная художественная литература разной тематики: о любви, дружбе, семейных отношениях, взаимоотношениях с учителем и одноклассниками, науке и истории и т.д.

Классическая литература чрезвычайно необходима детям. Она помогает познать мир, открыть в себе все грани умений и талантов. Произведения зарубежных и отечественных классиков помогают раскрыть внутренний потенциал, понять, как правильно устроен мир, провести параллели между добром и злом.

Заключение

Чтение сегодня – это способ соответствовать времени, потому что мы живем в мире большой информации, научного прогресса. И проблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. В связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Утверждения о кризисе детского чтения не случайны и имеют под собой реальную основу. Сейчас дети, подростки и молодёжь читают не так, как предыдущие поколения. Идет процесс коренного изменения читательских привычек юных. Подростки предпочитают классической литературе фэнтези и детективы. Они слабо ориентируются в книжном «царстве». Поэтому и был составлен список литературы для чтения.

Конечно, данный список субъективен и не может претендовать на удовлетворение вкусов всех читателей. Он составлен на основе личного опыта (некоторые произведения прочитаны мною), а также при участии учителей литературы.

Таким образом, гипотеза о том, что ребята любят читать, но многообразие литературы приводит к растерянности в выборе книг для чтения подтвердилась.

Стоит отметить, что хорошо читающий человек быстро улавливает смысл прочитанного, выявляет главное. Высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. Если человек много читает, то обладает большим объёмом информации. И, наконец, хорошая книга дает уроки высокой нравственности. Вера в доброе, светлое поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают. И в заключение, хотелось бы отметить, что хорошо читающий человек – значит правильно и прогрессивно развивающееся общество. А в каком обществе мы будем жить - зависит от нас.

 

Литература

1. Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. Электронный ресурс http://metodistynarod.ru

2. Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. – М.: «Русская школьная библиотечная ассоциация», 2007. – 98 с.

Интернет-ресурсы

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет публикации.

17 November 2021