«Что читают современные подростки».
Д. М. Капов
Педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»
Любовь к книгам – это любовь, которая не требует ни оправдания,
ни извинения, ни обороны.
Ю. А. Лэнгфорд
(в данной статье представлено свободное исследование вопроса,
не претендующее на научное обоснование.)
Чтение книг - весьма интересный и специфический процесс познания мира, и сложно ответить на вопрос: когда все же возникает осмысленное желание читать не только то, что дается в рамках школьной программы, а выйти за рамки, и открыть для себя более широкий и яркий мир литературы.
Одни могут сказать, что интерес к чтению воспитывается в семье, другие могут смело отметить тот факт, что желание открыть новые страницы возникает совсем внезапно, а иным не требуется ничего, так как они от природы имеют некую тягу к чтению.
Зададимся вопросом: что же читают современные подростки?
Сложно представить, что в современных условиях колоссальной загруженности у подростка остается время на чтение свободной литературы, но все же, вопрос остается актуальным.
Если вернуться в недалекое прошлое и вспомнить собственные школьные годы, можно сказать, что загруженность у нас была не такая чрезмерная, но не каждый мог выделить время для осознанного чтения чего-либо, помимо школьной литературы.
Но вопрос еще не только в том, что читают современные подростки, а есть ли актуальные и интересные предложения среди множества пестрых обложек, стоящих на витринах книжных магазинов.
Книга всегда является частью досуга, как взрослого человека, так и ребенка.
Перед тем, как писать об этом, я лично решил пройтись по нескольким современным магазинам, и оценить то, что предлагается современному читателю.
Проведя ни один час, и даже ни один день в изучении книжных полок, я пришел к выводу о том, что предложение действительно велико: переизданная классика, фэнтези, романы, андеграунд, киберпанк, и тд.
В любом книжном магазине можно найти книгу, или даже серию книг на любой вкус.
Но это мой личный опыт и восприятие, которые носят субъективный характер.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно обратиться к самим подросткам, что и было сделано.
В рамках исследования вопроса был проведен небольшой опрос, в котором приняло участие 1500 школьников в возрасте от 12 до 16 лет.
Результаты опроса будут представлены ниже.
Сегодня современному человеку гораздо проще найти информацию не выходя из дома. Пара кликов мышкой на нужном интернет ресурсе, и все готово.
Именно поэтому мы не ставим разницу между чтением электронной книги, или ее бумажным аналогом, да и цена бумажного носителя порой пугает, но это небольшое отступление.
Чтение, как проведение досуга может и не совсем популярно у подростков, но читающих среди них много. А если сделать акцент конкурентно на чтении классической литературы, то интересным будет не все к ряду, а именно то, что находит отклик в душе, а такое найти не так-то уж и просто.
Говоря с позиции взрослого человека, педагога, могу отметить и то, что даже взрослому человеку не всегда понятны и интересны тома золотой и серебряной классики.
Сейчас мы обратимся к результатам проведенного опроса, в котором нам интересны три основных вопроса:
Как видно из диаграмм, из 1500 опрошенных нами подростков, лишь 10 не читают свободную (внешкольную) литературу. Но, попять же, хотим отметить, что это не показатель того, что они совсем не читают. Возможно, им интересны иные способы получения информации и познания мира.
Особой популярностью у подростков пользуется литература жанра фэнтэзи. Оно и понятно, потому как, современному подростку (да и взрослому человеку), порой хочется скрыться от суровой действительностью, и раствориться в вымышленных мирах, где все течет совсем иначе.
А вот если говорить о времени, затрачиваемом на чтение книг, то тут каждый справляется, так как может. Одни планируют каждый день с возможностью выделить 1час на чтение, вторые оставляют чтение на выходные, третьи читают книги в пути.
Ясно одно – современные подростки читают, и читают они много, и не только из того, что задает вектор школьной программы.
Завершая свое выступление, хочется сказать вот о чем:
Возможно, благодаря своей социально-активной позиции и включению в различные литературные челленджы (Прочесть 30 книг за год, Написать\снять обзор о книге, Рекомендую к прочтению и тд.), за последние несколько лет, я лично прочел достаточно много различной литературы, и откровенно скажу, что не все из того, что предлагается современному читателю, подходит для его восприятия.
Не за каждой цветной, привлекательной обложкой скрывается достойное содержание, и порой отыскать что-то стоящее куда как не просто.
Встречались книги, которые находили искренний отзыв в моем сердце, и хотелось перечитывать их снова и снова, встречались и те, закрыть которые хотелось после прочтения первых строк.
К чему все это?
Чтение всегда было и будет одной из форм проведения досуга, а вот что и когда читать выбирает сам читатель. Главным остается лишь доступность литературы, как с точки зрения восприятия, так и сточки ее стоимости.
Вспомогательные источники:
- Дементьева С. Что читают современные подростки? ;
- Крылова Н. М. О современной хорошей книге;
- Кузнецов И. В. Почему дети не читают и что делать?;
- Цветкова Б. Л. Что читают и чего не читают дети: анализ ситуации.
Калягина Ирина Владимировна
Daniel Mukhabovich Kapov
Горбачёва Марина Юрьевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Потамошнева Наталья Алексеевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Ивлиева Наталия Алексеевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Сингаевская Наталья Валерьевна