Родительское собрание «Современный подросток – кто он?»

5
1
Материал опубликован 16 January 2017 в группе

Мастер – класс родительского собрания

«Современный подросток – кто он?»

Цель мастер-класса: показать одну из форм проведения родительского собрания с использованием современных технологий.

План работы мастер-класса:

Выступление завуча «Различные виды и формы родительских собраний»

Элементы родительского собрания «Современный подросток – кто он?»:

а) Вступительное слово классного руководителя о целях и задачах родительского собрания, плане проведения и создании рабочих групп из присутствующих: 1 гр. – родители, 2 гр. – дети, 3 гр. – эксперты. Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

б) Погружение в тему – упражнение «Портрет современного подростка».

в) Подведение итогов родительского опроса в виде вики-газеты «Подростковый возраст...»

г) Педагогический тренинг «Современный подросток – кто он?»

Просмотр видеофрагментов конфликтных ситуаций:

  1. ребёнок – родитель,

    учитель – ученик,

Обсуждения в группах: «родители» и «дети»; выводы экспертов (эксперты: подростковый врач, инспектор детской комнаты милиции, психолог школы, редактор местной газеты «Лиманский вестник»).

Во время обсуждения видеофрагментов конфликтных ситуаций идет анализ итогов интернет-опроса учащихся 8-х классов на социальном сервисе «anketer.ru»

 

д) Подведение итогов. Рефлексия. Распространение памяток для родителей.

3. Подведение итогов работы мастер-класса.

Ход мастер класса.

Выступление «Различные виды и формы родительских собраний»

Общая цель родительского собрания состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимоотношений учащихся класса, педагогов, родителей и администрации школы для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения.

Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.

Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний:

оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и

неудачи детей в учёбе;

тема должна учитывать возрастные особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер – разбор ситуации, тренинги, дискуссии и т.д.;

собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.

По содержанию родительские собрания могут быть:

Организационные – это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;

Тематические – это собрания, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;

Итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время.

 

А по форме самые разнообразные:

педагогические ринги (столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю);

собрание – диспут;

деловая игра;

родительская конференция по обмену опытом воспитания;

конференция отцов;

итоговые совместные собрания детей и родителей;

собрание – чаепитие «за круглым столом»;

презентация семейного воспитания;

пикник и т.д.

Сегодня все мы будем участниками родительского собрания в 8-х классах «Современный подросток – кто он?», который подготовили классные руководители.

Родительское собрание «Кто ты, подросток?»

Откуда берутся трудные дети?

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Цель: научиться понимать внутренние мотивы ребёнка, помочь в построении нормальных отношений, оказание помощи родителям в общении с подростком.

Задачи:

помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций;

побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка, научить некоторым правилам и приёмам, облегчающим общение с подростком;

тренировать родителей в разрешении конфликтных ситуаций;

обратить их внимание на собственное поведение в этот период.

а) Вступительное слово классного руководителя о целях и задачах родительского собрания, плане проведения и создании рабочих групп из присутствующих: 1 гр. – родители, 2 гр. – дети, 3 гр. – эксперты: инспектор по делам несовершеннолетних, врач , психолог школы.

Мини-лекция о трудностях воспитания подростков.

Подростковый возраст детей у всех родителей вызывает массу беспокойства и предчувствий. Благодаря тому, что сейчас на всех каналах телевизора и во всех газетах рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются родители при достижении их детьми переходного возраста, часто без особого повода появляется страх и настороженность.

Но что же делать родителям, чтобы предотвратить или смягчить особенности подросткового возраста для самого ребенка и всех, кто его окружает. Этим вопросом занимаются многие психологи, но до сих пор нет однозначного сценария поведения подростков и перечня мер, которые помогут преодолеть кризис взросления.

Родители начинают проявлять первое беспокойство, после того, как дома начинаются первые конфликты и ссоры, свойственные любой семье.

Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребенка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Часто возникает мнение, что конфликты переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплескивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами.

б) Погружение в тему – упражнение «Портрет современного подростка».

Каждой подгруппе (родители и дети) выдается карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники групп совместно выбирают черты, которые им свойственны, дополняют этот список и таким образом составляют портрет современного подростка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение (См. приложение 1.)

в) Подведение итогов родительского опроса в виде вики-газеты «Подростковый возраст...»

г) Педагогический тренинг «Современный подросток – кто он?»

Сейчас вы посмотрите видеофрагменты конфликтных ситуаций, возникающих у подростков с окружающими людьми. Просим Вас проанализировать каждую ситуацию: группа «Родители» - со стороны родителей, группа «Подросток» - со стороны не менее сложной роли ребят. В ходе дискуссий вам необходимо рассмотреть ситуации и предложить выход из них, исходя из своей роли. А эксперты должны подвести итог обсуждения групп. На работу групп даётся по 2 минуты.

Помните: мы не ищем, кто прав, это может быть бесконечно. Мы ищем эффективное решение. Обсуждаем возможные последствия хороших и плохих решений.

Показ видеофрагментов «Проблемы подростка, создаваемые в кругу семьи, школы, сверстников».

Действие происходит дома у подростка.

Мать: Ты опять не прибрал в своей комнате.

Сын: Сейчас уберу (сам не встаёт с места)

Отец: Ты не заполнил дневник? В чем дело? Это же твоя обязанность.

Сын: Успею. Дайте мне посмотреть фильм.

Мать: Ты опять получил двойку по контрольной работе. Опять Вера Ивановна будет вызывать нас в школу. Как все это мне надоело! Иди, учи уроки!!!

Сын: Ну, началось… Я уже взрослый и сам решу, когда мне надо убираться, когда учить уроки. Мне тоже всё это надоело. Всё вам не так, да не эдак. Лучше уйду жить к бабушке, если вам мешаю.

Вопросы для обсуждения ситуаций.

Какой конфликт был показан в данном видеофрагменте?

Назовите причину конфликта.

Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?

Во время обсуждения видеофрагментов конфликтных ситуаций классный руководитель анализирует итоги интернет-опроса учащихся на социальном сервисе «anketer.ru»;

Действия происходят на уроке математики.

Учитель: Данил, ты сегодня опять забыл учебник?

Данил: Я думал, что сегодня алгебра.

Учитель: А домашнюю работу сделал?

Данил: Но я же сказал, что принёс алгебру.

Учитель: А по алгебре сделал домашнюю работу?

Данил: Но сегодня же геометрия. Вы же сами только сейчас сказали.

Учитель: Подай, пожалуйста, дневник.

Данил: Один раз забыл и уже – дневник. Я его дома забыл.

Учитель: Завтра пусть родители придут в школу.

Данил: Зачем? Эта школа мне поперёк горла встаёт! Как всё надоело! Быстрее бы школу закончить.

Собирает вещи, хлопает дверью и уходит.

Вопросы для обсуждения ситуаций.

Какой конфликт был показан в данном видеофрагменте?

Назовите причину конфликта.

Каковы, на Ваш взгляд, пути разрешения конфликтной ситуации?

Обсуждения в группах: «родители» и «дети»; выводы экспертов (эксперты: подростковый врач, инспектор детской комнаты милиции, психолог школы, редактор местной газеты «Лиманский вестник»).


 

д) Подведение итогов. Рефлексия. Каждой группе раздаются бумажные силуэты ребёнка и родителя, на которых написаны фразы: «Теперь я знаю…», «В общении с родителями я буду…» (подростки); «Теперь я знаю…», «В общении с ребёнком я буду…» (родители).

Распространение памяток для родителей. Информационный стенд (советы профессора Валентины Зайцевой).

Притча. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».

Подведение итогов работы мастер-класса. Карагызова Л.К.

«Каковы ваши впечатления? С каким настроением вы сегодня уйдёте с нашего мастер-класса?»

На доску прикрепляется изображение солнышка. Всем присутствующим раздаются смайлики (грустные и смешные), они выбирают смайлик, соответствующий результатам увиденного мастер-класса и отдают его ведущему. Все смайлики прикрепляются к солнышку.

«Как видите – сегодня у вас прекрасное настроение!»


 

Приложение 1.

«Портрет современного подростка»

Слишком говорлив

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Чрезмерно подозрителен

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Выполняет требования взрослых

Самокритичен

Не может адекватно оценить свое поведение

Увлекается музыкой

Обладает разнообразными интересами

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Послушен и исполнителен дома

Ведёт активный образ жизни

Высокая самооценка

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Самостоятелен

Приложение 2.

Анкета «Подростковые конфликты»

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время

в кругу своей семьи

с друзьями

в одиночестве

2. Чувствовал ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать свои вопросы с друзьями, чем с родителями?

Да

Нет

Иногда

3. Чье внимание для тебя важнее всего независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?

Родителей

Друзей

Классного руководителя

Учителей

Бабушек и дедушек

Незнакомых людей

4. Случались ли в твоей жизни конфликты с окружающими тебя людьми?

Да

Нет

Иногда

5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?

Родителями

Одноклассниками

Учителями

Друзьями

Свой ответ

6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7. Как ты ведёшь себя в конфликтной ситуации?

Предпочитаешь, чтобы ответственность за разрешение конфликта брал кто-то другой

Настойчиво стремишься добиться своего

Пытаешься найти компромиссное решение

8. Нужно ли людям учиться разрешать конфликтные ситуации?

Да

Нет

Не знаю

9. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?

Родителями

Классным руководителем

Учителями

Друзьями

Одноклассниками


 

Приложение 3.

«Вопросы социологического опроса»

Какие проблемы чаще всего возникают в семьях, где есть подростки?

Допускаете ли Вы, чтобы взгляды Вашего ребёнка отличались от Ваших собственных?

Был ли в вашей жизни конфликт с Вашим ребёнком и как Вы вышли из этой ситуации?

Влияет ли улица на поведение детей? Вредна ли свобода для подростка?

Приложение 4.

Основные правила, которые необходимо учитывать родителям 
при взаимодействии с подростком

Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком.

Как нежелательно вести себя с агрессивным ребенком.

- Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов

- Пересмотреть стиль воспитания ребенка. Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.

- Не злоупотреблять своим бесконечным «нельзя», «не надо», препятствующими развитию детей.

- Не применять никакие формы физического наказания по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Доказано, что чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.

- Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями

- Что-то, требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

- Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

- Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами, переводя физическую агрессию в вербальную., чтобы уменьшить нервно – психическое напряжение ребенка (можно даже разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней, можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть негативные эмоции, физическая нагрузка – от игры в мяч до соревнований в беге)

- При драчливости ребенка главное – не разъяснять, а предотвратить удар.

- Научите сочувствовать другим людям.

- Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку ребенка и затрудняет его общение.

Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность – это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия – не орудия сражения.

- Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.

- Оскорблять достоинства подростка грубыми словами.

- Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.

- Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу.


 

ЛИТЕРАТУРА И РЕСУРСЫ.

Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей. Изд-во: У-Фактория, 2004 г.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., ВАКО, 2006.

Залунина Л. М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов Издательство: ПИТЕР, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ2004 г.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: Речь, 2000.

Подростковый конфликт / Авт.-сост. С.Г. Кожарская. — Минск: Красико-Принт, 2006.

Родители глазами подростка. Издательство: РЕЧЬ, ИЗДАТЕЛЬСТВО2004 г.

Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. — М.: Школьная пресса, 2003.

Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста / Пер. с англ. — М.: РОСМЭН, 1998.

Беседа «Подростковый возраст»

http://www.school12ustlab.narod.ru/roditeli/besedapv.htm

Особенности взаимоотношения подростков с родителями

http://www.charla.ru/blog/child/1267.html

10 советов родителям подростков

http://lady.brabra.ru/articles/135/reg/

Ребенок стал подростком! Что делать?

http://www.murana.ru/articles/family/kid-teenager.ht

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо за интересный мастер-класс!

12 October 2019