Урок-путешествие по теме «Что мы узнали о воде?»
Класс: 5 Дата:
Урок-путешествие по теме «Что мы узнали о воде?»
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме «Вода»
Задачи урока:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний о свойствах и состояниях воды через повторение и воспроизведение изученного материала; закрепление представления о круговороте воды в природе, охране воды.
Коррекционно–развивающие: коррекция и развитие зрительных восприятий через работу с презентацией; коррекция и развитие памяти через вопросно-ответную форму, поиск ответа на проблемный вопрос, работу с текстом.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету природоведение, воспитание бережного отношения к воде, понимание значения экологически чистой воды для жизни всего живого на нашей планете.
Оборудование: презентация, ноутбук, ММ экран, глобус, карточки-задания, посуда для опыта: вода, пластиковые стаканчики, ложечки, сахарный песок, мел, воронки, бумажные фильтры.
Класс делится на две команды: «Капелька» и «Снежинка».
Ход урока:
Организационный момент. (Слайд 2)
Учитель: - Сегодня мы с вами раскроем тайну одного самого распространенного и удивительного вещества на земле, отгадайте какого?
(Слайд №3) (В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю падает опять).
Дети: вода.
Учитель: абсолютно верно.
Определение темы и постановка задач
- Ребята, посмотрите на это цветок (демонстрация увядшего цветка).
-Что вы можете о нем сказать? Почему он завял?
-А для чего растениям нужна вода? (Чтобы расти и жить).
-Действительно, растениям вода необходима. Давайте польем наш цветок.
-А только ли растения нуждаются в воде? (Животные, люди).
(слайд №4) Эпиграфом нашего урока станут слова писателя Антуана де Сент - Экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете».
Тема нашего урока «Что мы узнали о воде?».
Мы с вами совершим сегодня путешествие в царство Воды, и вспомним все, что знаем о ней. Поговорим о том, как надо охранять и беречь воду. Наше путешествие будет необычное, самое важное мы будем заносить в свой бортовой журнал.
Ребята, прежде чем отправиться в путешествие, послушайте одну маленькую историю о воде. (Слайд 5)
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя.
И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
Учитель: Открываем первую страницу нашего журнала - «Географическую». Здесь мы вспомним о нахождении воды в природе. Чтобы вспомнить природные источники воды, посмотрите на экран. (Слайд №6). Попробуйте отгадать, какие пресноводные водоёмы встречаются в природе. Р.…к, б….о, о…о, р..а (родник, болото, озеро, река). Дети подписывают на листочках (вставляют буквы).
Вспомните, а какие водоёмы с солёной водой встречаются в природе: (Слайд № 7) - М..е, о…н, (море, океан). Дети подписывают на листочках (вставляют буквы). Вы, прекрасно, справились с этим заданием. Да, действительно воды в природе очень много, она занимает 2/3 поверхности Земли. (Демонстрация глобуса). Она бывает пресной и соленой. Какая из них считается питьевой?
Страница «Загадки в стихах». (Слайд 8)
Проверим, у какой команды лучше развито воображение.
Игра. Если говорится о жидком состоянии воды, то учащиеся поднимают вверх капельку, если о твердом - снежинку.
Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)
Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (Снег)
Мост, как синее стекло.
Скользко, весело, светло. (Лед)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали. (Роса)
На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)
Не колючий,
Светло – синий,
По кустам развешен…(Иней)
Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина. (Туман)
Без рук, без ног,
А вверх ползет. (Пар)
- Ребята, как одним словом можно объединить отгадки: дождь, снег, лед, град, иней, роса, туман, пар?
– Правильно, все это вода, но только в разных состояниях.
Молодцы! Вы хорошо поработали, пора отдохнуть.
Физкультминутка (Слайд 9)
Игра «Вода – не вода»
Я называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны поднять руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – потопайте ногами:
Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.
Переходим к следующей страничке «Познавательная» (Слайд 10)
- Ребята, давайте вспомним какой-нибудь летний день. Светит солнце, через некоторое время пошел дождь, ливень. Мокрая трава, кругом лужи. Но стоит выглянуть солнцу, и вся вода волшебным образом исчезает. Как это происходит? (часть воды впитывается в почву, часть испаряется)
(Постановка проблемного вопроса. Работа с слайдом).
- А сейчас я задам вопрос всем. Почему, если земля впитывает воду, и часть воды постоянно испаряется с поверхности, то моря и океаны постоянно наполнены водой? Ответить на этот вопрос вам поможет фрагмент мультфильма «Заяц Коська и родничок» (Слайд 11) Как вы думаете, как называется это явление природы?(Круговорот)
Фронтальная работа по схеме круговорота воды. Кто желает рассказать по схеме об этом явлении? (Слайд 12)
Учитель: - Итак, мы вспомнили схему круговорота воды в природе. Скажите, в каких состояниях здесь встречается вода? (жидкое, твердое, газообразное).
Задание: Подпиши под стрелками, как вода путешествует в природе. (Слайд 13)
-Ребята, переходим на следующую страничку «Научная». (Слайд 14)
К нам, в гости заглянули веселые облака, и приготовили нам очередное задание (карточки-задания).
В каких трех состояниях может находиться вода? (твердом, жидком, газообразном)
При каких условиях вода превращается в газообразное тело? (при кипении, при испарении)
Какими свойствами обладает вода? (не имеет запаха, вкуса, текучесть, не имеет цвета, формы)
4. Почему в природе бывает роса? (за день земля нагревается, а ночью остывает, и влага в воздухе оседает на траву в виде росы)
Где содержится вода на Земле? (океаны, моря, реки, болота и т.п)
Приведите пример газообразного состояния воды в природе (облако, туман).
Практическая часть. (Слайд 15)
Доказать, что вода является растворителем некоторых веществ.
-Я, думаю, и с этой страничкой нашего журнала вы прекрасно справились.
Народ сложил много пословиц и поговорок о воде. Давайте найдем окончания пословиц и соединим их по смыслу.
Страница «Народная. Собери пословицу» (Слайды 16-17)
Заключительная страница нашего путешествия
«Экологическая» (Слайд 18)
Задание командам: опираясь на рисунки слайда, составить рассказ из 5-6 предложений
1 команде - о значении воды,
2- команде – об охране и бережном использовании воды.
Ну, что ж, ребята, сегодня Вы показали свои знания о воде в природе, узнали, какое важное значение имеет вода для жизни на Земле. И, конечно, никогда не позволите себе, загрязнять водоёмы или оставлять мусор на берегу реки.
На этом наше путешествие закончилось.
Рефлексия.
Закончить урок я хочу такими словами:
Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Что мы узнали о воде?PPTX / 42.61 Мб