Урок русского языка в 7 классе «Что мы знаем о наречии»

4
0
Материал опубликован 9 December 2022

Урок в 7 классе «Что мы знаем о наречии»

Тип урока: урок изучения нового материала

Учитель: Рожкова Е.В.

ЦЕЛЬ: 1. Помочь учащимся осмыслить своеобразие наречия как части речи, его специфические признаки.

2. Продолжить формирование у ребят навыков отличия частей речи:

Образовательные цели и задачи:

сформировать устойчивое представление о наречии и его соотнесённости с другими частями речи;

выделить отличительные признаки наречия как части речи (грамматическое значение, главному морфологическому признаку – неизменяемости, синтаксической функции;

выяснить, что обозначают наречия, какова функция наречий в высказывании;

совершенствовать умение работать с текстом, понимать текст;

содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы.





Ход урока

1.Орг. момент.

2. Стих-е о снежинках.

В воздухе белые хлопья кружатся,
Тихо на землю падает снег,
С каждой снежинкою преображаться
Будет природа и сам человек…

С каждой снежинкой, что падает плавно,
Чище становится всюду вокруг,
Станет в душе так приятно и славно,
Если окажется рядышком друг…

Всюду снежинки приносят улыбки,
Всюду им рады, и, как ни крути,
Снег пеленою укроет ошибки,
Что приключались на сложном пути…

Оксана Варникова

-Какими чувствами наполнено это стихотворение?

-Мне кажется, что у каждого человека, при виде падающего снега, особенно первого, сияют глаза, хочется радоваться и улыбаться.

- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному положительными чувствами и эмоциями, мне удалось поднять вам настроение и создать положительный эмоциональный настрой на урок.

3. Итак, начинаем. Понять, о чём сегодня будет идти речь, нам поможет отрывок из рассказа известного русского писателя, лингвиста Льва Успенского: «Знаете, какая теперь завелась мода? Идет человек в лес и притаскивает оттуда целую кучу корявых сучков, корней, разных древесных наростов. 
   А потом начинает разбирать эти свои драгоценности, и домашние удивляются: посмотришь на этот сучок, а он, оказывается, вылитый Конёк-Горбунок. Второй как две капли воды похож на Бабу-Ягу. Третий точно вылеплен с Царевны-Лягушки... Все сучки, и все разные. Я всякий раз вспоминаю про эти лесные самородки-поделки, когда начинаю думать об одной нашей части речи – …... Удивительная часть речи».

-Эту удивительную часть речи мы и будем сегодня изучать. А чтобы определить её, обратимся к стихотворению, которое помогло нам настроиться на работу.

С каждой снежинкой, что падает плавно,
Чище становится всюду вокруг,
Станет в душе так приятно и славно,
Если окажется рядышком друг…

-Посмотрите внимательно и скажите, слова какой части речи преобладают в этих строчках. (наречия). Назовите.

-Верно, сегодня речь пойдёт о наречиях.

-Попробуйте сформулировать тему урока, учитывая, что это первый урок в череде уроков, посвящённых наречию.

Записываем в тетради число, тему.

-А к каким частям речи относятся наречия? (самостоятельным). Это первый элемент нашего кластера.

-С наречиями отчасти вы уже знакомы, но как самостоятельную часть речи вы изучаете её впервые.

-Какую цель мы сегодня поставим перед собою. (Систематизировать и расширить знания о наречии. Вспомним, что такое наречие, узнаем морфологические признаки, синтаксическую роль, научимся находить в тексте и употреблять в речи).

4. Так что же такое наречие? Давайте заглянем в глубь истории и познакомимся с этимологией названия.

(сообщение ученика)

Наречие - слово старое. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и “говорить”(глаголить).  От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни –«приглаголие». 

5. Исследовательская работа

-Вспомнить известные сведения и узнать новые нам поможет исследовательская работа. Для этого мы сегодня разобьёмся на группы. Каждый ряд проводит своё исследование и делает выводы. На партах у вас инструкционные листы с заданием, работаем в парах, пишем прямо в инструкционных листах.

(Один из учеников получает задание поработать с фразеологическим словарём - во веки веков).

1группа

-На какие вопросы отвечает наречие? Чтобы ответить на этот вопрос, от главного слова к наречиям задайте вопросы и впишите их.

Бежать (когда?) сегодня, завтра.

Бежать (где?) рядом, впереди.

Бежать (куда?) вперед, назад.

Бежать (откуда?) издалека.

Бежать (как?) быстро, медленно.

Бежать (зачем?) специально.

Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

-Добавляем в кластер вопросы наречия.

2группа

Определите грамматическое значение наречий.

Для этого найдите главное слово, определите его часть речи и задайте вопрос к наречию. Сделайте вывод: что обозначает наречие.

Приехать быстро

Очень интересная

Слишком загадочно

Рубаха навыпуск

-Добавляем в кластер.

3группа

Определите синтаксическую роль наречий.

Для этого найдите слово, к которому относится наречие, определите его часть речи и задайте вопрос.

Снежинки плавно опускаются на землю.

Загадочно выглядит лес в снежном уборе.

Это была встреча наедине.

Добавляем в кластер.

6. Работа с учебником.

Хорошо. А теперь обратимся к учебнику стр.80. Прочитайте материал и скажите, о чём ещё мы не вспомнили. ( Неизменяемость)

-Что это значит? (нет окончания)

Добавляем в кластер.

-Сделаем общий вывод, что такое наречие. (Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже- признак предмета, отвечающая на вопросы КАК? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? И другие. В предложении чаще бывает обстоятельством.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.Работа с текстом «Зимой»

Сегодня выдался чудесный день. Под лучами зимнего солнца весело искрится снег. Вдали виднеется лес. Лыжники отважно прокладывают путь по нетронутому снегу. Начинается очень интересный поход.

Задание: Прочитайте текст. Выпишите из текста наречия со словами, к которым они относятся.

-К какому стилю речи мы отнесём данный текст? (к художественному)

-А теперь прочтите текст без наречий. Как изменилось содержание текста?

-Какова же роль наречий в тексте? ( точно характеризуют действие, делают речь ясной, понятной).

М.Горький говорил: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

-Согласны вы с высказыванием М.Горького?

-Найдите в тексте наречия, которые не уточняют, а образно рисуют действие.(весело, отважно).

Разберите эти наречия по составу. Весело, отважно

-Такие наречия позволяют ярче выразить наши мысли и в тексте художественного стиля являются ярким изобразительно-выразительным средством – эпитетом.

2. Давайте ещё поработаем с художественным текстом. Восстановите текст В. Короленко, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу наречия.

(наречия вписываются в текст на листах)

Над землей _______ поднимается холодное солнце, __________ бежит холодный ветерок, ______________ несутся холодные тучи... Жизнь замирает _____. Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.

И __________ наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую землю ____ начинают падать миллионы _______красивых снежинок, и вся она становится ______ белой. (В. Короленко)

Слова для вставки: медленно, тихо, вдруг, ослепительно, удивительно, быстро, низко, незаметно.

Самопроверка

(Над землёй медленно поднимается холодное солнце, быстро бежит холодный ветерок, низко несутся холодные тучи… Жизнь замирает незаметно.

Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой. В небе господствуют холодные тона.

И вдруг наступает день, когда на эту притихшую землю тихо начинают падать тысячи удивительно красивых снежинок, и вся она становится ослепительно белой. )

-У кого получился оригинальный текст?

-В каких примерах наречия являются эпитетом?

ФИЗМИНУТКА

-Устали? А нашим глазам нужно отдохнуть. Вспомните свои чувства, какие вызвало стихотворение о снежинках в начале урока и понаблюдайте за движение снежинок на экране.

Закройте теперь глаза и представьте себе снегопад.

3. Продолжаем разговор о наречии. Давайте посмотрим, насколько точно и метко можно владеть этой частью речи, используя её в разговоре, обогащать свою речь.

3.-Замените фразеологические обороты наречиями. Вспомним, а что такое фразеологизм?

как в аптеке-  точно

 во весь дух, сломя голову -  быстро

 как свои пять пальцев -  хорошо

яблоку негде упасть -  тесно

на край света-  далеко

кот наплакал-  мало

черепашьим шагом -  медленно

ни свет ни заря -  рано

рукой подать -  близко

(При затруднении учитель даёт употребление фразеологизмов контексте.)

Составьте предложение с одним из фразеологизмов.

4. Игра «Редактор»

Замените наречия синонимичными фразеологизмами.

Шел медленно пес Барбос

И вот что говорил невнятно:

«Мы жили с котом дружно,

Но внезапно он закон нарушил.

Теперь уйду я далеко,

Никогда не передам привета».

Вы дружбу дорого цените,

Необдуманно лишних слов не говорите. (Е.А.Полежаева)

Для справок: душа в душу, на край света, черепашьим шагом, с бухты-барахты, ни в жизнь, себе под нос ,во веки вечные, как снег на голову, на вес золота.

Будьте внимательны, у вас фразеологизмов больше, чем наречий. Один должен остаться.

Шел черепашьим шагом пес Барбос

И вот что говорил себе под нос:

«Мы жили с котом душа в душу,

Но как снег на голову он закон нарушил.

Теперь уйду я на край света,

Ни в жизнь (во веки вечные) не передам привета».

Вы дружбу на вес золота  цените,

С бухты-барахты лишних слов не говорите. 

Какой фразеологизм остался? (во веки вечные). Давайте послушаем значение этого фразеологизма.

Во веки веков (во веки вечные) -1.Навсегла, вечно.

2.Никогда.

-Какова основная мысль этого текста?


5. Вспомним пословицы о дружбе, в которых встречаются наречия.

Будь друг, да не _________.(вдруг)

Без друга в жизни__________. (туго)

Дружба от недружбы __________ живёт. (близко)

Легко друзей найти, да _________ сохранить. (трудно)

Молодцы, раз знаете пословицы о дружбе, значит должны уметь дружить.

А посмотрите на последнюю пословицу, тут только одно наречие? А как называются такие слова? (антонимы).

6.Допишите пословицы с наречиями-антонимами.

Мягко стелет, да… спать. Высоко летаешь, да …садишься. Легко сказать, да… сделать. Подальше положишь – …возьмёшь. Не делай того завтра, что можешь сделать …..

(…да жестко спать, … да низко садишься, …да тяжело сделать, … поближе возьмешь, … что можешь сделать сегодня).

-А какой ещё вариант этой пословицы есть? (Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня).

-Приходилось ли вам её слышать? При каких условиях?





Рефлексия Продолжите любую фразу

Я узнал….

Я понял..

Я могу…



Урок прошёл…..

Дом.задание. Оценки

  

- А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас сегодняшний урок, я предлагаю вам составить синквейн. Напомню правила составления этого нерифмованного стихотворения.

На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово, связанное с первым, отражающее сущность темы, выражающее личное отношение автора синквейна к теме.

Весёлые рифмы наречия

Хорошо, красиво, ладно, осторожно, аккуратно,
Чисто, ласково и нежно, бодро, холодно и снежно,
Тихо, близко, далеко, быстро, весело, легко.
Вы, конечно же, узнали, что наречия читали?
Вы запомните их прочно, навсегда, надёжно, точно.
Горько, кисло, сладко, вкусно, тяжело, печально, грустно,
Вправо, влево, издалёка, справа, слева, одиноко.
Громко, внятно, чётко, ясно, замечательно, прекрасно,
Рядом, преданно, тепло, звонко, солнечно, светло.
Смело, правильно, красиво, беспокойно и игриво.
Верно, ровно, прямо, стройно, мирно, дружно и достойно.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.