"Что наша жизнь? -Игра!".

23
20
Материал опубликован 23 August

«Что наша жизнь? - Игра!» Мотив карточной игры в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем» 11 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Тема азартных игр в литературе не нова. Карточные игры можно встретить у А.С. Пушкина в «Пиковой даме» и «Дубровском, М.Ю. Лермонтова в «Герое нашего времени» и «Тамбовской казначейше», Н.В. Гоголя в «Игроках», Л.Н. Толстого в «Войне и мире», Ф.М. Достоевского в романе «Игрок», А.П. Чехова в «Винте», И.С. Тургенева в «Нови», А.И. Куприна в «Гранатовом браслете», М.А. Булгакова в романе «Бег», Б.Л. Васильева в повести «Были и небыли» и многих других …

Карточные игры – азартные игры. Карты испокон веков имели странное воздействие на человека. Для некоторой части населения являлись развлечением, едва ли не единственным занятием прогрессивной молодежи, офицерства или обычных обывателей, которые шли из-за карт на страшные преступления против своей совести, против своей личности, жизни, чести. Сколько самоубийств было совершено когда-то по вине карт, а сколько дуэлей! Азарт - от франц. hasard — случай, риск, игра, опасность. Само понятие азарта объясняет связанный с ним риск и желание выигрыша каких-то материальных благ.

Карточные игры на  Руси появились еще во время правления  Ивана Грозного, но при Алексее Михайловиче Романове на них наложили запрет, а отъявленным картежникам вырывали ноздри.  Петр I разрешил только карточные игры без денежных ставок.   Екатерина II сама любила играть с фаворитами и придворными. В конце XVIII века появились игорные дома, и карты стали повсеместным развлечением: крестьяне, дворяне, государственные лица коротали за ними время, поэтому об этом стали писать  на страницах книг  

Пик пристрастия к азартным играм пришелся на XIX век. В это время эта проблема особенно освещалась в обществе. Людей даже начинали делить на «игроков» и «не игроков». Писатель Петр Вяземский отмечал, что только в России карточные игры нашли такое широкое применение и сравнились с неизбежной стихией. Л.Н. Толстой «Война и мир». Николай Ростов проиграл Долохову в карты А.П. Чехов Рассказ «Винт» Винт – название карточной игры

В литературе XX века тема карточной игры продолжает развиваться. Эта тема показана как игра человека с самой судьбой. Например, пьеса М.А. Булгакова «Бег». Ставкой в игре булгаковских героев является человеческая жизнь Тема карточной игры в рассказе показана как постоянное времяпрепровож­дение. Здесь игра - модель самой жизни с ее трагичностью и бессмысленностью Рассказ Л.Н. Андреева «Большой шлем» написан в 1899 году, когда еще рано было говорить о будущем признании писателя А.М. Горький считал «Большой шлем» лучшим рассказом Л.Н. Андреева. Высокую оценку произведению дал Л.Н. Тол­стой. Сам автор испытывал гордость за написанный рассказ и  положительную реакцию на него со стороны читателей

Это произведение Леонид Андреев задумал написать после поездки в Москву, где он вращался не только в кругах литераторов, но и был вхож в салоны дворянского общества. Автор увидел, что многие люди, несмотря на близкое общение, практически не интересуются друг другом, а такое понятие, как дружба, начинает отходить на второй план. Это открытие заставило Андреева задуматься о возможности написания им небольшого рассказа, посвящённого этой животрепещущей теме Произведение основано на впечатлениях, которые Леонид Андреев получил от общения с людьми. Речь идёт об игроках. Их азарт был понятен автору. Он считал, что важно получать в жизни отдушину, но нельзя терять разум.

Рассказ «Большой шлем» начинается с того, что главные герои собираются три раза в неделю поиграть в «Винт». Это игра требует от игроков острой наблюдательности, хорошей памяти, быстрой реакции и неукоснительного соблюдения правил Винт – игра, которая объединила героев рассказа. В винт играть лучше всего вчетвером. В классическом варианте играли командами по двое. Для партии брали колоду на 52 карты и раздавали поровну по 13 штук каждому участнику. Определялись команды путем жеребьевки. Участники клали по одной карте, масть били той же мастью или козырем. В конце игры идёт подсчёт: команда, которая первой набирает 500 очков, побеждает в партии

Герои повести «Большой шлем» Леонида Андреева, например, всегда хотели быть в одной команде: «Толстый и горячий Масленников играл с Яковом Ивановичем, а Евпраксия Васильевна — со своим мрачным братом, Прокопием Васильевичем. Дело в том, что для нее и ее брата не представляло никакого интереса играть отдельно, друг против друга, так как в этом случае выигрыш одного был проигрыш для другой и в окончательном результате они не выигрывали и не проигрывали» Герои не готовы делать большие ставки, поэтому сумма их выигрышей остаётся минимальной, если не чисто символической. Однако они продолжают сходиться за карточной игрой трижды в неделю: во вторник, четверг и субботу. Данный вид досуга — единственное развлечение в их жизни, одинокая радость на старости

Большой шлем – это символ того, к чему стремятся во время игры все игроки (выигрыш), стремился Николай Дмитриевич при жизни. Большой шлем - цель жизни, смысл. В то время как это всего лишь карточная игра, но она заменила этим людям настоящую жизнь. Герой рассказа практически достиг своей мечты Название рассказа «Большой шлем».  Большой шлем – это термин в карточной игре, это положение в игре, при котором противник не имеет старшей карты или не может побить козырем карту у партнера

Темы 1. Азарт 2. Время провождения Проблемы Проблема развлечений, смысла жизни Проблема нравственного выбора 3. Проблема омертвления человеческой души Проблема разобщенности и бездушия «благополучных» людей Карточная игра — это своего рода метафора в этом произведении. Автор утверждает, что вся наша жизнь — своего рода соревнование, в котором есть лишь партнеры и соперники. Сюжета нет. Все сведено к описанию карточной игры, остальное – фон. Этот «фон» - сама жизнь.

Леонид Андреев в рассказе описывает карты. Складывается впечатление, что карты и люди поменялись местами: люди похожи на неодушевленные предметы, а карты ведут себя как живые существа. Автор детально описывает карточные масти. По мере усиления описания у карт появляется характер, определенная модель поведения, они становятся склонными к проявлениям эмоций. Происходит как бы обряд оживления карт. При этом происходит процесс духовного омертвения героев

Действие в рассказе происходит в одном месте: «Высокая комната, уничтожавшая звук своей мягкой мебелью и портьерами, становилась совсем глухой. Горничная неслышно двигалась по пушистому ковру, разнося стаканы с крепким чаем, и только шуршали ее накрахмаленные юбки, скрипел мелок и вздыхал Николай Дмитриевич...» Автор фиксирует обстановку, в которой происходит игра, показывает отношение к ней ее участников, героев рассказа, как к самому серьезному, поглощающему их занятию, ритуалу Все, что не касается игры – читателю почти неизвестно.

Игроки далеки от всего, что свершается вне их дома, равнодушны друг к другу. Мы ничего не узнаем о их службе, их положении в обществе, о семьях. Исчезновение из поля зрения кого-либо из игроков тревожит их всего лишь как отсутствие партнера. Исчез Николай Дмитриевич – оказалось, что арестован его сын, «все удивились, так как не знали, что у Масленникова есть сын». Шесть лет вместе играют в карты три раза в неделю!!! Николай Дмитриевич умер - никто не знал, где жил покойный

В рассказе герои в течение всего повествования заняты лишь одним: играют в карты. «Карты давно уже потеряли в их глазах значение бездушной материи, и каждая масть, а в масти каждая карта в отдельности, была строго индивидуальна и жила своей обособленной жизнью. Масти были любимые и нелюбимые, счастливые и несчастливые. Карты комбинировались бесконечно разнообразно, и разнообразие это не поддавалось ни анализу, ни правилам, но было в то же время закономерно. И в закономерности этой заключалась жизнь карт, особая от жизни игравших в них людей». Карты обесценивают духовное содержание человеческой жизни, она становится похожа на игру, в которой заключен смысл жизни персонажей. Герои рассказа обезличены, у них нет индивидуальности. Автор показывает омертвление человеческой души, но оживлением и одушевлением карт

Мы видим, как карты становятся частью человеческой жизни. Значит, они влияют на жизнь игроков. Это только кажется, что карты ничего не могут, но игра случая может спасти человека, находящегося на грани самоубийства, или подтолкнуть к этому любого более слабого. Карты для героев - это своеобразные партнеры, действия которых невозможно предугадать. Герои привыкли рассчитывать свои ходы и составлять выигрышные комбинации, которые помогают им определить, какие же масти все-таки могут сыграть счастливую роль, а какие - печальную и решающую.

«…Черви особенно часто приходили к Якову Ивановичу, а у Евпраксии Васильевны руки постоянно полны бывали пик, хотя она их очень не любила. Случалось, что карты капризничали, и Яков Иванович не знал, куда деваться от пик, а Евпраксия Васильевна радовалась червям, назначала большие игры. И тогда карты как будто смеялись. К Николаю Дмитриевичу ходили одинаково все масти, и ни одна не оставалась надолго, и все карты имели такой вид, как постояльцы в гостинице: приезжают и уезжают к тому месту, где им пришлось провести несколько дней».

Игра в карты не просто затягивает, но подчиняет себе все человеческие чувства, мечты и инстинкты. Она заставляет действовать, рисковать, идти наперекор правилам, принципам и самому себе. «А старичок Яков Иванович строго раскладывал карты и, вынимая червонную двойку, думал, что Николай Дмитриевич легкомысленный и неисправимый человек». Он боялся риска, поэтому не рисковал… «Особенное волнение проявлялось у всех игроков, когда назначала большую игру Евпраксия Васильевна. Она краснела, терялась, не зная, какую класть ей карту, и с мольбою смотрела на молчаливого брата, а другие с рыцарским сочувствием к ее женственности и беспомощности ободряли ее снисходительными улыбками и терпеливо ждали».

Регулярность, постоянство, ограниченность мира главных героев передается с первых строк произведения. «Они играли в винт три раза в неделю: по вторникам, четвергам и субботам», «Так играли они лето и зиму, весну и осень. Дряхлый мир покорно нес тяжелое ярмо бесконечного существования... слабые отголоски... жизни приносил с собой Николай Дмитриевич». «Они ничего не знают друг о друге, встречаясь так часто. Они тяготели друг к другу, словно были родными; главное - они были одиноки в своей душе и не одиноки в своем одиночестве. Единственной связующей с жизнью нитью был Масленников, который… оставался в реальном мире»

«Николай Дмитриевич всегда рисковал и, так как карта ему не шла, постоянно проигрывал, но не отчаивался и думал, что ему удастся отыграться в следующий раз». «И вот в четверг, 26 ноября, в картах произошла странная перемена. Как только началась игра, к Николаю Дмитриевичу пришла большая коронка, и он сыграл, и даже не пять, как назначил, а маленький шлем»… Он назначал игру за игрой, и все удивлялись, даже спокойный Яков Иванович». «- Ну и везет вам сегодня, - мрачно сказал брат Евпраксии Васильевны, сильнее всего боявшийся слишком большого счастья, за которым всегда идет такое же большое горе». А ведь он был прав в своих ожиданиях. «Когда Николай Дмитриевич открыл свои карты, он тогда уже ощутил, что ему становится хуже. Перед его глазами предстала вся масть. Произнеся: «Играю большой шлем в бескозырях», он упал на пол».

Николай Дмитриевич умер. Смерть этого героя является закономерной и неизбежной. Весь ход повествования предвещает трагическую развязку. Нелепость мечты о большом шлеме свидетельствует о духовной смерти героя. После чего наступает смерть физическая: смерть от радости из-за выпавшей на его долю счастливой карты! Кончина Николая Дмитриевича символизирует пустоту многих человеческих стремлений и желаний, разрушающее влияние повседневности, которая разъедает личность и делает ее бесцветной

Масленникова во время игры поражает паралич, он умирает. Его партнеров по игре теперь волнует только один вопрос:  где найти нового игрока! Рассказ Леонида Андреева «Большой шлем» повествует о том, что современное общество сконцентрировано исключительно на своих интересах, а человеческое общение и дружба ушли на вторые роли. Автор в рассказе смог показать, что люди стали потребителями, не интересуясь теми, кто рядом с ними.

В рассказе Л. Андреева «Большой шлем» поднимается проблема ложных ценностей. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, автор описывает жизнь людей, увлекающихся игрой в карты. Раскрывая тему карточной игры как постоянного времяпрепровождения, автор говорит об игре, как модели самой жизни с ее трагичностью и бессмысленностью. Жизнь даётся человеку лишь один раз, нужно уметь ценить истинно важные вещи Автор учит: можно получать удовольствие от всего, но при этом оставаться благоразумным

В рассказе «Большой шлем» Леонид Андреев показал зависимость людей от карт. А какая еще может быть зависимость, кроме карт, которая уводит людей от реальной жизни? Кто из наших современников похож на героев рассказа? В наше время многие люди, особенно подростки, страдают от интернет-зависимости. Виртуальная реальность заменят им живое общение и окружающую действительность. Как бороться с интернет-зависимостью?

Мотив внезапной смерти сближает рассказ Л.Н. Андреева «Большой шлем» с рассказом И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором герой тоже умирает в тот самый момент, когда, наконец, должен был насладиться тем, о чем мечтал всю жизнь. Символический смысл рассказа состоит в том, что вся наша жизнь, по сути, может быть представлена как карточная игра. Подготовка к ЕГЭ по литературе Что общего между рассказом Леонида Андреева «Большой шлем» и рассказом И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Приложение. Интересные факты из жизни писателей… Во все времена азартные игры литература и живопись часто выбирали своей главной темой. Не обошла стороной азартные игры и классическая русская литература. Некоторые писатели сами были заядлыми игроками. Известна страсть к игре в картам у таких классиков как Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Г.Р. Державин. За Державиным даже закрепилась слава крайне удачливого (хоть и не всегда честного) игрока, а вот Некрасов играл в карты практически профессионально, при этом не позволяя себе больших рисков. В произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого отражены автобиографический игорный опыт, описан внутренний мир игрока, рассмотрены личностные и внешние обстоятельства, побуждающие к игре.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за интересную работу!

23 August

Марина Юрьевна, благодарю за отзыв!

23 August

С удовольствием прочитала, выводы помогли понять содержание непрочитанного самостоятельно произведения. ::smile41::

23 August

Наталья Алексеевна, спасибо за внимание к моим работам, очень приятно!

23 August

Интересная подача материала с наглядным сопровождением! Спасибо за Ваш труд, Ирина Владимировна!

23 August

Елена Владимировна, благодарю вас за поддержку! Очень приятно!

23 August

Отличная презентация! Воспользуюсь обязательно! Спасибо, Ирина Владимировна!

23 August

Юлия Васильевна, спасибо за поддержку, буду рада, если пригодится!

24 August

Обожаю Ваши презентации, хотя я не русовед, а "иностранец".

23 August

Ольга Александровна, спасибо за отзыв, поддержку!

24 August

Как всегда, отличная работа! ::smile31::

23 August

Галина Владимировна, благодарю вас за внимание к моим работам, спасибо за отзыв!

24 August

Фразеологизм без сучка без задоринки характеризует работу, выполненную качественно, безукоризненно, идеально. Изначально выражение «без сука, без задоринки» использовали только применительно к деревянным изделиям, ведь все понимают, как трудно работать с деревянной поверхностью, в которой есть сучки или неровности, затем выражение перекочевало и в другие сферы деятельности человека и стало означать работу, выполненную очень качественно, идеально, без каких-либо недочетов. Именно этот фразеологизм я использую, давая оценку Вашим презентациям, Ирина Владимировна!

23 August

Дорогая Вера Сергеевна, благодарна вам за отзыв! Приятно слышать такую оценку от профессионала!

24 August

Спасибо, Ирина Владимировна, за новую качественную работу!

24 August

Елена Владимировна, спасибо за поддержку, очень приятно!

24 August

Содержательная, качественная презентация и приятное оформление!

24 August

Марьяна Олеговна, благодарю за отзыв, внимание к моим работам

24 August

Спасибо за интересный и полезный ресурс!

24 August

Елена Гаврииловна, спасибо за поддержку, очень приятно!

24 August