12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абрасёва Оксана Анатольевна20

Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: «Что такое деньги? Можно ли вырастить денежное дерево?».

Составитель: Абрасёва Оксана Анатольевна, учитель начальных классов.

Место проведения: МБОУ начальная школа-детский сад №9

Аудитория: 1 класс.

Форма проведения: классный час

Цель: способствовать формированию у обучающихся экономического мышления и культуры обращения с деньгами, а также
формирование у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности.


Задачи:

формировать знания детей о деньгах, об истории возникновения денег;

сформировать у обучающихся представление о роли денег в нашей жизни, о доходах и расходах семьи;

способствовать формированию культуры обращения с деньгами.


Метапредметные результаты:


Личностные результаты:

осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям; осознание того, что деньги не являются основой счастья;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.



Регулятивные результаты:

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, высказывать своё предположение;

давать обоснованную оценку результатов деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей.



 Коммуникативные результаты:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в группе и в парах, формулировать собственное мнение и позицию, соблюдая правила речевого этикета

готовность слушать собеседника, вести диалог;

выполнять задания в сотрудничестве с родителями.



Познавательные результаты:

умение объяснять понятия и явления, выделять и называть существенные признаки понятия;

Готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников;

воспроизводить новые понятия по памяти;

уметь приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.



Подготовительная работа строится в классе по секциям (секции выбираются по желанию и на выбор, возможна работа группой, парой, с родителями)

«Книга» (работа с книгами, работа в библиотеке) (отчёт: презентация)

«Интернет» (работа с ресурсами интернета), (отчёт: презентация)

«Человек» (общение с людьми, интервью) (отчёт: сообщение)

«Творчество» (мастер-классы с родителями.)



Ход классного часа:

Оргмомент.

Учитель: Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

Дети: Клад - это богатство, деньги, золото.

Учитель:  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Учитель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Коробочка). Послушайте загадку и догадайтесь, что в ней. Маленькая, кругленькая, из кармана в карман скачет. Что это?

(если не ответят, определить на звук)

Потрясите коробочку и послушайте, что здесь может находиться?

Дети: (Слушают) Деньги, деньги!

Учитель: Надо проверить. Открываю. И правда, деньги. Какие у нас тут деньги?.

(дети называют)

Учитель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?

Дети: Ответы (в магазине, в такси, в кино).

Учитель: Ребята, а как вы думаете, деньги были всегда?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Хотите больше узнать о деньгах.

Дети: Да.

Учитель: Тогда первый вопрос. Что такое деньги?

(дети размышляют)

Учитель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Назовите источники информации.

Дети: Размышляют. Найти в книгах, посмотреть в интернете или спросить у взрослых

Учитель: Правильно. Вот у нас ребята из секции «Книга» нашли определение. Давайте прочитаем, что же такое деньги.

Отчёт секции «Книга»

ДЕНЬГИ - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. (словарь Ожегова)

«Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы». (Детский экономический словарь)

Учитель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?

(дети размышляют)

Учитель: Ребята, мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?

Дети: Нет, да…

Учитель: А я слышала, что были. А знаете, какие? А где мы можем узнать?

Дети: Из интернета.

Учитель: Мы отправляемся в информационный центр, ребята из секции «Интернет» нашли информацию и подготовили презентацию. Давайте посмотрим, какие деньги были у древнего человека.

(показ презентации)

_Отчёт секции «Интернет» «Какие деньги были у древних людей»

Возможный материал презентации (приложение 1)

Учитель: Подумайте и скажите, из чего делают современные деньги?

Дети: Бумага, металл.

Учитель: Как называются деньги из бумаги? (Купюры). Купюры бывают разного номинала и все они разного цвета, чтобы люди не путали их между собой. А как называются металлические деньги? (Монеты). Они тоже бывают разного номинала и разного размера. А знаете ли вы историю появления монет и бумажных денег? Тогда послушайте ребят, которые этот вопрос готовили

(показ презентации)

_ Отчёт секции «Интернет»: «История монет и бумажных купюр» Возможный материал презентации (приложение 2)

Учитель: В наше время старые монеты просто собирают, коллекционируют. Есть наука о монетах, которая называется нумизматика.

Дети, посмотрите на эти купюры. Что на них изображено?

Дети: Портреты людей и достопримечательности.

Учитель:  Подумайте, почему на купюрах изображены портреты разных людей? Кто они?

Дети: Эти люди — герои нашей страны, они известны почти всем. Своими поступками они заслужили, что бы их изобразили на купюрах.

Учитель: А что это за здания изображены на купюрах?

Дети: Это самые древние, самые красивые и популярные достопримечательности нашей страны.

Учитель:

( Рассматривание с детьми денежных купюр на экране, знакомство с достопримечательностями, )

Назовите купюру, на которой изображена Красноярская гидроэлектростанция. (10 рублей)

Назовите купюру с изображением памятника Ярославу Мудрому. (1000 рублей)

Назовите купюру, на которой изображен Хабаровский мост через реку Амур. (5000 рублей)

Назовите купюру с изображением памятника Петру I в Архангельске. (500 рублей)

Назовите купюру с изображением женской скульптуры. (50 рублей)

Назовите купюру, на которой изображен Московский Большой театр. (100 рублей)

Назовите купюру, на которой изображен мост в г.Владивостоке. (200 рублей, 2000 рублей)


Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем - разжимаем кулачки)

Один и два - оплатим дом

Дом, в котором мы живем (загибаем мизинец и безымянный)

Третья монетка – одежду купить (средний пальчик)

На четвертую монетку

Купим с вами есть, и пить (указательный)

Ну, а пятую, дружок,

Пока спрячем в кошелек (прячем большой палец в кулачок)

Учитель: Вы большие молодцы. Кто-то уже знал про особенности купюр, а кто-то получил новую информацию. А сейчас, ребята, мне хочется обратиться к сказкам. Вспомните, что нашла Муха, когда пошла по полю в сказке Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» (денежку)

Герои этой сказки отправились в лес искать клад, чтобы купить корову. (Дядя Федор, Шарик, кот Матроскин, Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

Если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить хоть немного наличными… ,чтобы я мог купить  маленького щеночка? (Малыш и Карлсон)


Учитель: Наверное, все из вас держали в руках деньги и вы даже делали покупки. Напомню вам сказку, в которой главный герой встречает лису Алису и кота Базилио, они рассказывают ему о чудесном месте. Если в полночь там зарыть деньги, из них вырастет денежное дерево, на котором вместо плодов будет висеть множество монет. Как называется сказка?

Дети: «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Учитель: Ваши карманные деньги может тоже с денежного дерева?

Дети: от родителей, бабушки, родных..

Учитель: А у них деньги откуда?

Дети: взрослые зарабатывают, т.е. трудятся.

Учитель: А почему тогда Буратино поверил им и закапал монеты?

Дети: Он не знал, откуда берутся деньги.

Учитель: Правильно, ребята, мы с вами должны быть грамотным в финансовых делах. У каждого из вас есть семья. Семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

Дети: Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)

Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)

Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)

Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)

Что делает дедушка? (Ответы детей.)

Учитель: Получается, что все в семье заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить... (продукты). Для того, чтобы мыть и стирать белье, нужно иметь... (порошок, мыло).

То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: Без денег.

Учитель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают.

Учитель: Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам... (пенсию).

Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Учитель: Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет, доходы семьи. Запомните это, ребята.

Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей.)

Учитель: Хочется вспомнить финскую сказка о том, как отец, умирая, рассказал сыну о том, что зарыл богатство в поле, и велел ему копать, чтобы найти закопанное. Как только настала весна, парень вместе с работниками отправился в поле, перекопал его, но золота не нашел. Опечалился он. А имущество, накопленное отцом, между тем растрачивалось.

Сын собрался и пошел по свету посмотреть, как люди живут. Остановился он у одной вдовы и рассказал о своем горе. Она и объяснила герою замысел отца. Если сын будет пахать землю, сеять и не лениться, будет у него богатство. Мужчина вернулся домой и сделал все, как советовала вдова. И вскоре приумножил свое имущество. Чему, ребята, нас учит сказка.

Дети:  Сын понял, что богатство – это закопанные деньги. А на самом деле, отец имел ввиду, что сын может обрабатывать землю, выращивать что-нибудь. Сказка учит трудолюбию.

Учитель: Она показывает, что в любых условиях можно найти источник заработка, построить бизнес, даже не имея сбережений. Но придется проявить смекалку и много времени отдавать работе.

А теперь поговорим о том, что же такое «расходы». На что тратятся деньги у вас в семье?

Дети: За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то развлечения, на хозяйственные дела, на лекарства, за свет, интернет ит.д.

Правильно, это называется расходы семьи. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Да, ваши родители поработали, чтобы вы могли для себя это приобрести.

Сейчас я посмотрю, как вы поняли этот материал. Игра называется «Доходы и расходы». Распределите карточки на две группы.

Игра по группам «Доходы и расходы». (приложение 3)

Учитель: Копите ли вы карманные деньги или тратите? Если копите, то на что?

(дети отвечают)

Держу молоток
И копилку-свинью:
– Сейчас, наконец-то,
Тебя разобью.
Куплю самолёт,
А скорей целых три –
Немало монеток
У свинки внутри.
Потом совершу
Семь покупок подряд…
Смотрю, а у Хрюшки
Доверчивый взгляд.
Смеются глаза
В ожидании забав…
Я свинку обнял
И поставил на шкаф.

Е. Степанова

Учитель: Настало время обратиться к следующей секции «Человек». Ребята проводили анкетирование среди учеников нашего класса. Давайте послушаем их результаты.

_Отчёт секции «Человек» (приложение 4)

(выступают по результатам анкетирования)

Учитель: На вопрос, копите вы или тратите карманные деньги, большинство из вас ответили, что копят. Кто-то на разные мелочи, а кто-то на серьёзные покупки. И я этому рада. Какие же правила правильного обращения с деньгами мы назовём?

(вместе с детьми формулируем правила)

Грамотно экономить приятнее и полезнее, чем оказываться в должниках.

Не покупать лишнего, а лучше сберегать немного для себя (платить себе - в копилку). Ведь деньги могут понадобиться на что-то непредвиденное не только вам, но и вашим близким.

Умение обращаться с деньгами - это очень важный и необходимый навык, который весьма успешно поддается хорошей тренировке. Замечательным тренажером вашей, ребята, финансовой самостоятельности являются карманные деньги.

Карманные деньги — это некая сумма, выделяемая вашими родителями на ваши собственные нужды. Основная их задача — научить вас тратить деньги, делая всевозможные покупки и неся особую ответственность за свой выбор.

Учитель: Так скажите, существует ли денежное дерево, с которого каждый раз собирают урожай наши родители и родные?

Дети: нет, всё достаётся трудом, плата за выполненную работу.

Учитель: Давайте подведём итоги нашего классного часа. Что такое деньги? Что такое доходы и расходы?

Я сегодня узнал…

Для меня было интересным…

Я не совсем понял…и т.д.

(Дети отвечают, проводят рефлексию)

Учитель: А сейчас мы подходим к заключительной части нашего занятия. Давайте разделимся на 3 группы. Ребята вместе со своими родителями в секции «Творчество» подготовили небольшие мастер-классы.


Отчёт секции «Творчество» (совместная работа с родителями)

Мастер-класс «Как ухаживать за денежным деревом (комнатное растение)»

Мастер-класс «Поделка своими руками. Денежное дерево»

Мастер-класс «Поделка своими руками. Копилка»

Учитель: Дорогие ребята и родители, вот и заканчивается наш с вами классный час. Сегодня мы узнали, что такое деньги, узнали историю возникновения денег, что такое доходы и расходы, узнали, что деньги нельзя вырастить, как комнатное растение, а их надо зарабатывать.

                   «Деньги, деньги и снова деньги»-
                   Слышим мы сегодня вокруг,
                    Но есть в жизни вещи важнее,
                    Не забывай об этом, мой друг.
                    И зачем они только нужны?
                    Неужели без них невозможно
                    Общаться, творить и дружить,
                    Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
                     Счастье, здоровье, семья…
                     Все золото мира бессильно,
                     Чтобы это купить, друзья.
                     Чувства людей бесценны,
                     И жизнь не имеет цены,
                     Верим мы свято в дружбу,        
                     И истине этой верны!
Какова главная мысль стихотворения?

Дети: Деньги в жизни не главное.
Учитель: Несмотря на то, что деньги играют важную роль в жизни людей, я призываю вас не ставить их на первое место. Здоровье близких людей, счастливая семья, верные друзья – вот главные ценности нашей жизни. Продолжите предложения, выбрав слова на слайде. Все ли можно купить за деньги?

За деньги можно купить часы. (но не время). За деньги можно купить книгу. (но не мудрость). За деньги можно купить телохранителя. (но не друга).

За деньги можно купить еду. (но не аппетит).

За деньги можно купить дом. (но не семью).

За деньги можно купить положение в обществе. (но не уважение людей).

За деньги можно купить лекарство. (но не здоровье).

За деньги можно купить поцелуй. (но не любовь).

За деньги можно купить развлечения. (но не счастье).

За деньги можно купить икону. (но не веру).

За деньги можно купить клоунов. (но нехорошее настроение)









Приложение 1

Отчёт секции «Интернет» (приложение 1)

«Какие деньги были у древних людей»

Материал презентации

1. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа.

2. Кто - то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.

3. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.

4. Известно, что у разных народов были свои предметы, служившие им в качестве денег:

в Мексике деньгами были какао-бобы;

в Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей;

у некоторых племен Южной Америки и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины;

Вывод: Люди чтобы получить необходимый товар, обменивались между собой: рыбу меняли на соль, мёд на мясо, зерно на коров и курей. А что же делать, если у вас много мёда, а вам нужно молоко, а ваши соседи меняют молоко только на зерно. Вот и догадались люди, что можно использовать дорогие товары для любого обмена. Так появились первые деньги. Это были драгоценные камни, золото, серебро, красивые меха, украшения. Их можно было обменять на что угодно. Вот и сейчас на деньги можно купить, что угодно.



Приложение 2


Отчёт секции «Интернет»: «История монет и бумажных купюр» Материал презентации


Носить с собой мешки шкур или тяжелые слитки было неудобно. Это стало причиной для изготовления монет.   Поскольку золото и серебро имело большую ценность в обществе, эти металлы и стали материалом для изготовления первых денег.  

В обмене было неудобным то, что весь товар приходилось носить с собой. Это было тяжело, и товар занимал много места. Такое понятие как «гривна» появилось в Киевской Руси в XI веке.  Гривна представляла собой серебряный слиток весом 400 грамм.  Этот слиток можно было разрубить пополам, и каждая половина получала название «рубль».  Рубль можно было еще раз разрубить напополам,  получив две полтины.  А части полтины, разрубленной надвое, назывались четвертаками. 

Чеканка монет впервые возникла в Киевской Руси 9 – 10 веках. Во время правления царя, деньгами были золотые, серебряные и медные монеты. Эти монеты были самыми разнообразными, на них наносились изображения, например, портреты царей. Монеты чеканились во всех крупных городах.  Их размеры и внешний вид отличались. Было решено создать единую денежную систему, и чеканить монеты в различных княжествах власти запретили. Монеты хороши и удобны, но 15 тысяч копеек весили 15 кг- носить было тяжело.

Такие неудобства натолкнули на мысль создания бумажных денег. В России в 1769 году бумажные деньги ввела Екатерина II. Её портрет украшал сторублевую купюру, и даже кошелек раньше назывался «денежник», а сейчас бумажник.




Приложение 3

Игра называется «Доходы и расходы».

Стипендия брата

Покупка машины

Зарплата папы

Плата за газ

Премия мамы

Оплата мобильной связи

Пенсия бабушки

Билеты в кинотеатр

Дополнительный заработок

Заказ пиццы на дом








Приложение 4

Анкета для младшего школьника

1.Дают ли тебе родители карманные деньги?

Да

Иногда

Нет

2. Благодаря чему формируется, твой денежный доход?

Денежные подарки родственников на праздники и день рождения

Собственный заработок

Карманные деньги, которые дают родители

3.Сколько бы ты хотел иметь карманных денег в месяц?

500 рублей

Больше 500 рублей

Нисколько

4. Для чего тебе нужны карманные деньги?

На игрушки

На развлечения

На сладости

Свой вариант ответа_______________________

5. Что ты сделаешь с карманными деньгами?

Трачу на всякие мелочи

Откладываю в копилку

6.На что ты, в первую очередь, потратишь карманные деньги?

На книгу

На компьютерные диски, игрушки, украшения

На сладости

Свой вариант ответа___________________________________

7.Стали бы Вы лучше учиться, если бы родители платили деньги за хорошие отметки?

Да

Нет

Не знаю





























Дополнительный материал

Игра «Верю -не верю»

Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»?

(Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).

Верите ли вы, что жители островов Санта- Крус применяли деньги в виде перьев?

(Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта- Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10сантиметров).

Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики?

(Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)

Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»?

(Да. В Бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий Архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названиям Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег»)





Список литературы:

Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 176 с. — (Тропинки).

Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей /Евгения Блискавка. – М.: ОК Пресс, 2019. – 80 с.

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.

Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.