Проект урока русского языка по теме «Что такое корень слова?» (3 класс)
БОУ «Знаменская СШ
Омской области»
Проект урока русского языка
по теме
«Что такое корень слова?»
(УМК «Школа России», автор учебника Канакина В. П., 3 класс)
Учитель: Прошивалко Марина Викторовна
Тема. : «Что такое корень слова?»Тип урока: Формирование новых знаний.
Результаты деятельности :
а) личностные :развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях ,
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
б) метапредметные
-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать правильность выполнения действия по результату.
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам, сравнивать, обобщать ;
- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах ,группах, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной .
Предметные: -распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;
-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.
Цель: Вспомнить понятие-корень, однокоренные слова, пополнять словарный запас учащихся.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах
Этап урока |
Результат этапа |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1 Орг.момент. ( слайд 1) Самоопределение к деятельности. ( слайд 2) ( слайд 3) ( слайд 4) 2. Актуализация знаний ( мотивация) ( слайд 5) (слайд 5) (слайд 6) (слайд 7) 3Постановка учебной задачи ( слайд 8) (слайд 9) 4.Решение учебной задачи. (слайд 10) 5.Первичное закрепление (слайд 11) Физ.минутка (слайд 12) (слайды 13,14,15,16) 6.Самостоятельная работа ( слайд 17) 9.Рефлексия. ( слайд 18) |
Готовность к уроку.
Понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно
Осознание необходимости получения новых знаний.
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Учатся пользоваться алгоритмом работы
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности. Умение оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) Определение границ знания и незнания. Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Участие в учебном диалоге и строить монологические высказывания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Уметь классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Приветствие. «Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» - Почему сегодня у нас такой девиз? - А вы хотите стать сильнее? - Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка? - Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! Прочитайте отрывок из стихотворения Н. Островского: У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу : -Защити меня! Это значит: - Укрой меня , за щитом! - Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока? -Эта тема для нас новая? - Какую цель мы поставим перед собой? -Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах? уч.ник учит.ль учебный
- Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень. Проверьте по образцу. Оцените. Корень учения горек, а плод сладок.
- Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят. Какое значение у слова корень в пословице? - Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. - Что общего в значении этого слова? -Послушайте сказку про корень слова. -Что же растет от корня слова? -Как они называются? - Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова? - Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку) - Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74 Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке? -Какие качества ученика помогут в этом? Я предлагаю задать другие вопросы корню слова - На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить? - Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах. Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю. Учащиеся получают слова: I группа – лес, лесок, лесной, лесник. II группа – цветы, цветок, цветник, цветочек. III группа – гриб, грибной, грибочек, грибник. IV группа – голос, голосок, голосище, голосовые (связки). - Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования - А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75. - Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок? Предлагаю поработать в паре дидактические игры «Третий лишний», «Рассели жильцов» Самооценка. Работаем в рабочей тетради стр.41 упр.98 Учебник стр.75 упр. 132 - В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке. |
Дети приветствуют друг друга. -Чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях… -Да! - Умение грамотно писать. Развиваем орфографическую зоркость. -Да, тема урока «Корень слова» -Нет. Продолжить изучение корня в словах. Умение находить корень, грамотно писать. - Можно выделить «лишнее» слово: учебный, т. к. это прилагательное. Кроме этого, оно не является словарным. Во всех трех словах есть одинаковая часть. (Может прозвучать ответ, что у этих слов одинаковый корень, что они являются однокоренными). Запись учащимися слов. Ответы учащихся. - Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний. -Новые слова. -Однокоренные - Да. Учащиеся называют как можно больше однокоренных слов (фронтальная работа). -Что такое корень слова? -Как найти корень слова? -Внимательность , целеустремленность, желание узнавать новое, трудолюбие. - Что такое корень слова? Как его находить? Как его выделять (значок)? Какова его роль в слове? Как пишутся корни? Для чего нужно находить корень? - Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается. Учащиеся работают в группах. Один учащийся из каждой группы представляет результат работы: - Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень - главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково. Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике. - Нет. Нам нужно упражняться в подборе однокоренных слов. Дети работают в паре обсуждая и оценивая результат своей работы. Учащиеся выполняют задание и оценивают свою работу. Ученики самостоятельно выполняют упр.с последующей проверкой. Учащиеся индивидуально работают с карточкой, на которой перечислены знания и умения по теме (текст карточки на слайде № 15).
|
Рефлексивная карточка
Я знаю
что такое корень слова
как обозначается корень слова
для чего надо уметь подбирать однокоренные слова
Я умею
подбирать однокоренные слова
находить в слове корень
У меня возник вопрос: _________________________
Рефлексивная карточка
Я знаю
что такое корень слова
как обозначается корень слова
для чего надо уметь подбирать однокоренные слова
Я умею
подбирать однокоренные слова
находить в слове корень
У меня возник вопрос: _________________________