Технологическая карта по русскому языку по теме «Что такое корень слова?» (3 класс)
Технологическая карта
Предмет |
Русский язык |
Класс 3 |
|||||||||
Тема урока |
«Что такое корень слова?» |
||||||||||
Тип урока |
постановка и решение учебных задач |
||||||||||
Цели |
создать условия для актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, |
||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||
Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор |
Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения |
|||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова. |
||||||||||
Образовательные ресурсы |
Учебник «русский язык» 1 часть, авторы: В.П. Канакина и В.Г. Горецкий; ИКТ-мультимедийная презентация. |
||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
|||||||
учителя |
учащихся |
||||||||||
1 |
Орг.момент |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Звучит минусовка из мультфильма «Кот Леопольд» -Добрый день, ребята Урок русского языка сейчас! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! - Поприветствуем друг друга доброй улыбкой и пожелаем удачи сегодня на уроке. |
Приветствуют учителя, готовят рабочее место Слушают стихотворение |
1 слайд. |
||||||
2 |
Мотивация и целеполагание |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
Сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны русского языка. Для того, чтобы узнать над каким понятием мы будем работать разгадаем кроссворд из словарных слов. Словарная работа 1) Приятный внешним видом. (Красивый) 2) Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. (Посуда) 3) Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани. (Картина) 4) Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе (Учитель) 5) Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку. (Карандаш) 6) Последний осенний месяц. (ноябрь) - Обменяйтесь тетрадями и проверьте записи своего товарища по образцу на слайде. Какое слово получилось в вертикальном столбике? - Что вы знаете об этом слове с точки зрения лексических значений? - Какие лексические значения этого слова вы знаете? - Какое из перечисленных вами значений относится к науке о языке? - Сформулируйте тему урока. -Какую цель поставим перед собой? |
Выполняют словарную работу. ( 1 учащийся записывает слова на доске, остальные в тетради) Взаимопроверка Корень Многозначное слово. 1. Вросшая в землю часть растения. 2. У волос, зубов, ногтей, когтей и т. п. часть, вросшая в тело. 3. перен. Начало, происхождение (книжн.). 4. перен. Основа, суть, источник (книжн.). Корень всех бед. 5. Основная часть слова без приставок и суффиксов Формулируют тему и цель урока. |
2 слайд |
||||||
3 |
Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях |
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
|
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым — Был он только словом. Это слово — слово корень — Разрастаться стал он вскоре И плоды нам принесло — Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. —О чём идёт речь в этом стихотворении? - Каким символом обозначается корень слова? Работа в группах: Подберите еще 2 однокоренных слова, выделите корень. 1 группа: рыба (рыбак, рыбачить) 2 группа: берёза (березовый, подберезовик) 3 группа: сказка (сказочный, сказочник). - Каким правилом вы руководствовались при подборе однокоренных слов? - В какой части слова заключено это общее лексическое значение? Попытайтесь сформулировать самостоятельно, что называют в русском языке «корнем слова»? Проверим правы мы или нет. Просмотр обучающего видеоролика. «Что такое корень слова?» - Расскажите соседу по парте, что называют корнем слова. |
Слушают стихотворение О корне слова Дугой Работают в группах, подбирают однокоренные слова. Слова должны иметь одинаковое лексическое значение. В корне слова Корень — слова- это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Смотрят обучающий видеоролик. Взаимопроверка. |
|||||||
4 5. 6. 7. |
Работа по теме урока Физ-минутка Закрепление полученных знаний Рефлексия |
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Работа по учебнику Упр. 130 (с. 74). — Прочитайте текст. — Найдите в тексте однокоренные слона. Докажите, что они однокоренные. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.) — Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.) — Как называется общая часть? (Корень.) — Объясните лексическое значение каждого слова. — Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.) Упр. 131 (с. 74). — Прочитайте предложения. — Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. (Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.) — Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.) — Объясните лексическое значение каждого слова. — Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов? (Корень.) — Выполните письменное задание к упражнению.(Взаимопроверка.) Выполните тест: 1. Что такое корень слова а) главная часть слова б) лишняя часть слова; в) главная часть предложения? 2. Почему корень – главная часть слова: б) корень – не главная часть слова; в) он может изменяться 3. Однокоренные слова – это: б) слова с одинаковым произношением; в) слова с одним и тем же корнем. 4. Найдите ряд однокоренных слов: а) лес, лесник, лист; б) сад, садовник, посадка; в) сажать, саженцы, сажа. 5. Какое слово не является однокоренным со словом круг? А) Круглый; Б) Кружечка; В) Кружочек Так же как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам И проверь-ка ты все сам: Все ли слова родные – однокоренные? Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Горный, горка, городок, Пес, песочный, песок, Моряки, морской, моржи, Корень, корневой, коржи. Все проверили слова? Отвечайте тогда! -Давайте проверим, какие же слова оказались лишними
- Какое понятие мы исследовали? -Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Смогли мы ее достичь? - Что называют конем слова? - Какое значение имеет корень слова в русском языке? - Приведите пример однокоренных слов?
Дополните предложения: 1) Теперь я знаю... 2) Знания, полученные на уроке, помогли мне... 3) Было интересно .... 4) Было трудно... 5) Я хочу еще узнать....
Домашнее задание: Стр. 74-правило; Стр. 75, упражнение 132 письменно
Оценивание учащихся с комментированием. |
Выполняют задания упражнения Взаимопроверка Выполняют упражнение из учебника Взаимопроверка Выполняют тест, выбирают один из правильных ответов. Отвечают на вопрос учителя Оценивают свою деятельность на уроке Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания. |