Урок русского языка на тему «Однокоренные слова. Корень» (3 класс)
Технологическая карта урока
Тема урока |
Корень слова. Однокоренные слова. |
||
Цель урока |
Научить детей находить в родственных словах общую часть (корень слова); на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение. |
||
Планируемый результат обучения |
В результате изучения темы обучающиеся должны знать: - признаки родственных слов; уметь: - выбирать из предложенных слов родственные слова; - использовать различные методы (наблюдение, сравнение), - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - работать в парах слушать собеседника и вести диалог. |
||
Основные понятия |
Однокоренные слова, корень слова. |
||
Межпредметные связи |
Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство |
||
Тип урока |
Закрепление и обобщение знаний |
||
Технологии |
Системно-деятельностный , коллективная форма работы (работа в парах), ИКТ, активные формы обучения. |
||
Оборудование |
ПК, интерактивная доска, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 3 класс, рисунок берёзки. |
||
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
1.Орг. момент. Мотивация учебной деятельности. |
Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку |
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно, какой сегодня прекрасный день. - -А у Вас какое впечатление от сегодняшнего дня? С каким настроением Вы пришли на урок? Пожелайте друг другу удачи. |
Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. Эмоциональный настрой. |
3. Минутка чистописания. Актуализация знаний. |
Познавательные УУД: самостоятельное выделение познавательной цели. |
1. Пальчиковая гимнастика. (Карандаш-горка) 2.Работа в тетрадях по чистописанию. - Посмотрите, какую букву будем прописывать? б бе бр берё…ка берёзовый березняк - -Что Вы можете сказать об этих словах? Хорошо. Что общего в этих словах? - Вспомним части речи, слово берёзка? берёзовый? березняк? |
Разминают пальчики для письма. Будем прописывать букву б. Это имя существительное, прилагательное, имя существительное. |
3.Работа по теме урока. |
Познавательные УУД: логические универсальные действия: формулирование проблемы. Коммуникативные УУД: умение вести устный диалог. |
- Как можно назвать все эти слова? - Почему? - Самое главное у всех этих слов одно значение. - Сделайте свои предположения, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Что будем повторять? - Правильно, молодцы, мы сегодня на уроке будем говорить про однокоренные слова. - Поставьте перед собой цели . - Давайте ещё раз прочитаем слова, которые написали. - Выделим в этих словах корень. -_Ребята, а как называется наша страна? - А кто мне напомнит, что является символом России? Какое дерево? - Да, Россию, многие поэты сравнивают с берёзой. - А что такое Родина? Запишите это слово: Родина и придумайте к нему однокоренные. - Эти все слова - Родина, родственники, родные - какими являются? -Правильно, однокоренными, иногда их называют родственными. -Почему? Там, где родились, где живут наши родственники, т.е. откуда пошёл наш род. - Давайте посмотрим, правы мы или нет, прочитайте правило от Совуньи в учебнике |
Однокоренные В этих словах общая часть слова - корень Речь сегодня на уроке пойдёт о однокоренных словах. Дети называют цели Дети читают слова. Берёзка, берёзовый, березняк. Символом России является – Берёза. Родина, родные, родственники, родня - Однокоренными или родственными Потому что у них у всех один и тот же корень и одинаковое значение. Читают правило. |
4.Физкультминутка для глаз. |
|
- Молодцы, прежде чем перейти к выполнению задания, подготовим наши глазки. Выполняем гимнастику для глаз под музыку П.И.Чайковского "Времена года" |
Выполняют гимнастику для глаз |
5. Закрепление. |
Личностные УУД: самоопределение
Познавательные УУД: обобщение и классификация по признакам Регулятивные УУД: знаково-символические |
- А сейчас мы отправимся в путешествие в мир однокоренных слов, давайте немного посоревнуемся , вам необходимо собрать слова по семьям. Ведь семья – это наш род, т. е. корень, откуда мы берём свои корни. - Играть будем по вариантам, от каждого варианта по 1 представителю, который выбирает свой корень и этот вариант подберёт к нему однокоренные слова. - А вы, ребята, записываете однокоренные слова с корнем своего варианта и можете дополнять ответ своего варианта. Тот вариант, который составит больше однокоренных слов, тот вариант и победит - 1 вариант-сад- 2-вариант- лес- 3-вариант--звон- - Молодцы, вы очень хорошо, справились со своей работой. - Выделите в словах своего варианта корень. -Подумайте, вспомните, что такое корень? |
Дети собирают слова по группам. Дети записывают слова одной из групп. Сад, садовник, садовый Лес, лесной, лесовичок, лесник. Звон, звонарь, звонок, звонит, звонкий,звоночек.... Общая часть родственных слов. |
6. Работа по учебнику. |
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные УУД: структурирование знаний. Регулятивные УУД: знаково-символические |
- Вернёмся к работе с учебником, найдите упр. 108, на странице 61. - Прочитайте, что необходимо сделать. Дети, найдите однокоренные слова. - Запишите в рабочей тетради. - Подберите однокоренные слова с этим же корнем. - Разберём слово водная по составу, что для этого нужно сделать. Вспомнить алгоритм. 1. выделить окончание, для этого изменю слово 2.подобрать несколько однокоренных слов, выделить общую часть (корень). 3.выделить приставку, если есть, потом суффикс, в нашем слове –н - 4.выделить основу слова. -Почему эти слова однокоренные? - А теперь составьте предложение со словом водный. -Что такое предложение? Водная преграда появилась на пути разведчиков. - Найдите грамматическую основу предложения. - Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. |
Дети читают упражнение 132. -Нужно найти однокоренные слова. Вода, водица, водная. Записывают в рабочую тетрадь слова. Упражнение 132. Дети подбирают однокоренные слова. Записывают в тетрадь, выделяют корень, один человек работает у доски. Дети вспоминают алгоритм разбора слова по составу. Эти слова обозначают одно значание. Дети составляют предложение. Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу. Водная преграда появилась на пути разведчиков |
7. Физкультминутка. |
|
-Мы сегодня говорим об однокоренных и родственных словах, а, как известно в семье все родственники живут весело и дружно, давайте и мы отдохнём весело и дружно. На зарядку солнышко поднимает нас – - Как живешь? - Вот так! (Показать большой палец) - Как идешь? - Вот так! ( Ходьба на месте) - Как бежишь? - Вот так! ( Бег на месте) - Ночью спишь? - Вот так! ( Руки «лодочкой» под щеки) - Как берешь? - Вот так! - Как даешь? - Вот так! - Как шалишь! - Вот так! ( Надуть щеки и стукнуть по ним) - Как грозишь? - Вот так! |
Выполняют физминутку |
8.Работа по парам. |
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. |
- А теперь ребята, поработаем в парах. Найдите упражнение 134 -Прочитайте, что необходимо сделать. - Назовите слова, которые не являются однокоренными в каждой группе. Запишите эти слова. - Устно, подберите к этим словам, однокоренные. - Молодцы, как же можно назвать слова, записанные в первом столбике: гусь, гусёнок, гусята? Кем они приходятся друг другу? Кого не хватает? -Как относятся люди в семье? -Давайте составим предложение со словосочетанием гусиная семья. - Скажите, а можно ли наш класс, назвать одной семьёй? Мы дружные? - Дружба нам помогает не только хорошо учиться, но и весело трудиться. |
Читают задание. - Нужно найти лишнее слово в каждом столбике. Проверяют по эталону (по образцу). -В первом столбике -гусеница, во втором –водитель, в третьем – быстрый, в четвёртом –ножка. Гусеница – гусеничный, водитель – водительский, быстрый – быстренько, ножка – ноженька. – Это всё одна семья. - Относятся хорошо, любят друг друга, берегут, дружат. Записывают предложение. По лугу шагала гусиная семья. -Да. Мы тоже дружные. |
9. Домашнее задание. |
|
- Пришла пора записать домашнее задание. Послушайте, что необходимо сделать. Д/м, с. , упр. |
Дети слушают объяснение учителя и записывают задание в дневник. |
10. Итог урока. Рефлексия. |
Коммуникативные УУД: формирование умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: смыслообразование |
- Молодцы, вы потрудились на славу, работали как одна семья. - Какие слова называются однокоренными? - Какие трудности у вас возникли на уроке? Или их не было? - Вспомните о чём мы с вами говорили в самом начале урока? |
Слова, которые имеют одинаковый корень и одно лексическое значение. |