Урок русского языка по теме «Что такое фразеологизмы?» (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России»
Тема: Что такое фразеологизмы? |
Тип: открытие нового знания |
Цель: Создание условий для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами |
|
Основное содержание темы, термины и понятия: фразеологизм (устойчивое сочетание слов), фразеологический словарь, лексическое значение, синоним, антоним. |
Планируемые результаты: |
||
Предметные: • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря; • работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизмах бить баклуши, спустя рукава»; • находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;
|
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • находить информацию в словаре; • вести диалог в процессе решения поставленных задач; • оценивать результаты своей деятельности |
Личностные: • осознавать богатство и образность русского языка; • осознавать важность различных форм учебного сотрудничества |
Организация пространства |
||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Чтение (обогащение словарного запаса) |
Фронтальная, в малых группах, работа в парах, индивидуальная. |
Учебник Русский язык. 3 класс. Ч. 1./ Канакина В. П., Горецкий В. Г.- М: Просвещение, 2014; Школьный фразеологический словарь Слайды презентации |
Ход урока |
||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
УУД |
I этап. Организационный момент |
||
Приветствует учащихся. Психологический настрой на урок, включение в учебную деятельность. |
Приветствуют учителя.
|
Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
II этап. Актуализация знаний. |
||
На слайде высказывание К.Г.Паустовского. Побуждает к высказыванию своего мнения
|
Высказывают свое мнение
|
Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке
|
III этап. Постановка учебной задачи |
||
Проблемная ситуация. Предлагает прослушать текст: Вам сегодня придется работать засучив рукава. В случае неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Желаю Вам ни пуха, ни пера. объяснить значения некоторых словосочетаний 3. Просит ответить на вопросы: Что в тексте показалось вам забавным? Что означает выражения? В прямом или переносном значении оно употреблено? 3. Просит озвучить тему урока и проверить высказанное предположение, поставить учебную задачу и определить цели урока.
|
Слушают текст учителя.
Выделяют выражения работать засучив рукава, не падайте духом, возьмите себя в руки, ни пуха, ни пера; объясняют их значения. Выражают желание узнать о таких высказываниях, озвучивают понятие Называют тему урока, проверяют высказанное предположение. Читают название темы, ставят учебную задачу: узнать,что такое фразеологизмы; употреблять фразеологизмы в речи; наблюдать за значением фразеологизмов; находить фразеологизмы в тексте |
Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке; Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи; проявляют познавательную инициативу; планируют свою деятельность для решения задачи; оценивают свои достижения, определяют трудности; Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, решать её; самостоятельно находят информацию; понимают информацию; воспринимают смысл читаемых текстов; осознанно строят речевое высказывание в устной; осуществляют синтез, анализ; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их; Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге, общей беседе, строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи; применять приобретённые коммуникативные умения. |
IV этап. Открытие нового знания |
||
1.Предлагает найти смысловую пару к устойчивым выражениям. Ворон считать мечтать Витать в облаках молчать Мозолить глаза бездельничать Зарубить на носу надоедать Язык проглотить запомнить 2. Просит ответить на вопросы: Можно ли понять смысл данных выражений, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова? В чём же смысл выражений? 3.Знакомство со «Школьным фразеологическим словарем русского языка» и «Фразеологическим словарем» учебника с.157 4.Предлагает подобрать фразеологизм к иллюстрациям 5. Предлагает сделать вывод о значении фразеологических оборотов.
|
В паре выполняют задание на карточке
Отвечают на вопросы учителя.
Подбирают фразеологизм
Делают вывод о том, что фразеологические обороты делают речь выразительнее, более точно передают смысл. |
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи; проявляют познавательную инициативу; планируют свою деятельность для решения задачи; оценивают свои достижения, определяют трудности; Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, решать её; понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную форму; воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; |
Физкультминутка. |
||
Предлагает разгадать ребус Организует чтение текста в рубрике «Страничка для любознательных» (учебник, с. 51) о фразеологизме бить баклуши. Просит ответить на вопросы: Что интересного узнали о фразеологизмах? Когда так говорят? |
Выполняют задание на карточке Читают предложения. Определяют значение фразеологизмов по тексту. Сообщают о завершении работы в парах и возникших затруднениях. |
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи; проявляют познавательную инициативу; планируют свою деятельность для решения задачи; оценивают свои достижения, определяют трудности; Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, решать её; понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную форму; воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; |
V этап. Первичное закрепление |
||
1.Организует работу в группе В предложениях заменить подчеркнутые слова фразеологизмами Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Оля проснулась очень рано. |
Соотносят слово со значением данных фразеологизмов.
|
Регулятивные УУД: планируют свою деятельность для решения задачи; выполняют действия по намеченным планам; выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом; оценивают свои достижения, определяют трудности; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами; Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, решать её; самостоятельно находят информацию; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; пользуются словарями; Коммуникативные УУД: адекватно используют речевые средства; |
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой |
||
Организует самостоятельную работу с текстом Из текста выписать фразеологизмы (затем проверка) Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь. Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Организует самопроверку Домашнее задание: стр.50 упр.87, нарисовать иллюстрацию к одному из фразеологизмов. |
Выписывают фразеологизмы в тетрадь, осуществляют самопроверку и самооценку
Слушают домашнее задание. При необходимости уточняют информацию |
Регулятивные УУД: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом; оценивают свои достижения; Познавательные УУД: понимают информацию; передают содержание текста; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ; делают выводы, формулируют их; Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. |
VII этап. Рефлексия |
||
1. Просит ответить на вопросы: Что важного и интересного узнали о фразеологизмах? -О каких секретах говорили сегодня на уроке? - Что такое фразеологизмы? - Почему фразеологизмы называют устойчивыми выражениями? -Зачем фразеологизмы используют в речи? -Закончите предложения: сегодня я узнал... было трудно… я научился… меня удивило… 2. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, используя нужные фразеологизмы: Работал до седьмого пота Считал ворон Засучив рукав Бить баклуши Мотал на ус . |
Отвечают на вопросы учителя.
Договаривают предложения. |
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
6