Урок русского языка по теме «Что такое фразеологизмы?» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 1 February 2022

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России»

 

Тема: Что такое фразеологизмы?

 Тип: открытие нового знания

Цель: Создание условий для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащению речи учащихся фразеологизмами

Основное содержание темы, термины и понятия: фразеологизм (устойчивое сочетание слов), фразеологический словарь, лексическое значение, синоним, антоним.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизмах бить баклуши, спустя рукава»;

находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

 

Метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

находить информацию в словаре;

вести диалог в процессе решения поставленных задач;

оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

осознавать богатство и образность русского языка;

осознавать важность различных форм учебного сотрудничества

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Чтение (обогащение словарного запаса)

Фронтальная, в малых группах, работа в парах, индивидуальная.

Учебник Русский язык. 3 класс. Ч. 1./ Канакина В. П., Горецкий В. Г.- М: Просвещение, 2014;

Школьный фразеологический словарь

Слайды презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

обучающихся

УУД

I этап. Организационный момент

Приветствует учащихся. Психологический настрой на урок, включение в учебную деятельность.

Приветствуют учителя.

 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

II этап. Актуализация знаний.

На слайде высказывание К.Г.Паустовского.

Побуждает к высказыванию своего мнения

 

Высказывают свое мнение

 

 

 

Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке

 

III этап. Постановка учебной задачи

Проблемная ситуация.

Предлагает прослушать текст:

Вам сегодня придется работать засучив рукава. В случае неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Желаю Вам ни пуха, ни пера.

объяснить значения некоторых словосочетаний

3. Просит ответить на вопросы:

Что в тексте показалось вам забавным?

Что означает выражения?

В прямом или переносном значении оно употреблено?

3. Просит озвучить тему урока и проверить высказанное предположение, поставить учебную задачу и определить цели урока.

 

 

 

 

Слушают текст учителя.

 

 

Выделяют выражения работать засучив рукава, не падайте духом, возьмите себя в руки, ни пуха, ни пера; объясняют их значения. Выражают желание узнать о таких высказываниях, озвучивают понятие

Называют тему урока, проверяют высказанное предположение. Читают название темы, ставят учебную задачу: узнать,что такое фразеологизмы; употреблять фразеологизмы в речи; наблюдать за значением фразеологизмов; находить фразеологизмы в тексте

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке;

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи; проявляют познавательную инициативу; планируют свою деятельность для решения задачи; оценивают свои достижения, определяют трудности;

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, решать её; самостоятельно находят информацию; понимают информацию; воспринимают смысл читаемых текстов; осознанно строят речевое высказывание в устной; осуществляют синтез, анализ; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их;

Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге, общей беседе, строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи; применять приобретённые коммуникативные умения.

IV этап. Открытие нового знания

1.Предлагает найти смысловую пару к устойчивым выражениям.

Ворон считать мечтать

Витать в облаках молчать

Мозолить глаза бездельничать

Зарубить на носу надоедать

Язык проглотить запомнить

2. Просит ответить на вопросы:

Можно ли понять смысл данных выражений, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова?

В чём же смысл выражений?

3.Знакомство со «Школьным фразеологическим словарем русского языка» и «Фразеологическим словарем» учебника с.157

4.Предлагает подобрать фразеологизм к иллюстрациям

5. Предлагает сделать вывод о значении фразеологических оборотов.

 

В паре выполняют задание на карточке

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

Подбирают фразеологизм

 

 

 

 

Делают вывод о том, что фразеологические обороты делают речь выразительнее, более точно передают смысл.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи; проявляют познавательную инициативу; планируют свою деятельность для решения задачи; оценивают свои достижения, определяют трудности; Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, решать её; понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную форму; воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Физкультминутка.

Предлагает разгадать ребус

Организует чтение текста в рубрике «Страничка для любознательных» (учебник, с. 51) о фразеологизме бить баклуши. Просит ответить на вопросы:

Что интересного узнали о фразеологизмах?

Когда так говорят?

Выполняют задание на карточке

Читают предложения. Определяют значение фразеологизмов по тексту. Сообщают о завершении работы в парах и возникших затруднениях.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи; проявляют познавательную инициативу; планируют свою деятельность для решения задачи; оценивают свои достижения, определяют трудности; Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, решать её; понимают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную форму; воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию, передают содержание текста; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

V этап. Первичное закрепление

1.Организует работу в группе

В предложениях заменить подчеркнутые слова фразеологизмами

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Оля проснулась очень рано.

Соотносят слово со значением данных фразеологизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: планируют свою деятельность для решения задачи; выполняют действия по намеченным планам; выполняют учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом; оценивают свои достижения, определяют трудности; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и товарищами;

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу, решать её; самостоятельно находят информацию; осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; пользуются словарями;

Коммуникативные УУД: адекватно используют речевые средства;

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует самостоятельную работу с текстом

Из текста выписать фразеологизмы (затем проверка)

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Организует самопроверку

Домашнее задание: стр.50 упр.87, нарисовать иллюстрацию к одному из фразеологизмов.

Выписывают фразеологизмы в тетрадь, осуществляют самопроверку и самооценку

 

 

 

 

 

 

 

Слушают домашнее задание. При необходимости уточняют информацию

Регулятивные УУД: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом; оценивают свои достижения;

Познавательные УУД: понимают информацию; передают содержание текста; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ; делают выводы, формулируют их;

Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания с учетом поставленной коммуникативной задачи; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

VII этап. Рефлексия

1. Просит ответить на вопросы:

Что важного и интересного узнали о фразеологизмах?

-О каких секретах говорили сегодня на уроке?

- Что такое фразеологизмы?

- Почему фразеологизмы называют устойчивыми выражениями?

-Зачем фразеологизмы используют в речи?

-Закончите предложения:

сегодня я узнал...

было трудно…

я научился…

меня удивило…

2. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, используя нужные фразеологизмы:

Работал до седьмого пота

Считал ворон

Засучив рукав

Бить баклуши

Мотал на ус

.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договаривают предложения.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 


 

6

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.