Классный час «Что такое культура»
классный час в начальной школе по теме: что такое культура?
Цели:
Знакомство с понятием «Культура» культура мира
Совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания.
Расширение исторических знаний и представлений учащихся
Воспитание интереса к культуре России
Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я- концепции, позитивного отношения к окружающему миру;
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса к культуре России
2. Формировать нравственные и патриотические качества
Методы и приемы:
1.Словесный: объяснение, рассказ, беседа, диалог, дискуссия
2. Наглядный: демонстрация презентации, плакат с секторами
Форма педагогического общения: диалог
Форма деятельности учащихся: коллективная.
Ход работы
Учитель просит учащихся протянуть ладонь, под звуки спокойной музыки кладет каждому из них на ладонь по горошине.
Классный руководитель: Ребята, рассмотрите внимательно горошинку и скажите, на что она похожа?
Если внимательно посмотреть, то горошину можно сравнить с нашей планетой, именно такой земля видится из космоса.
- Поразмышляйте, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой «копии» планеты Земля.
- Рассмотрите схему, обратите внимание на сектор со словом «Я» и расскажите о том, как каждому из вас живётся на Земле.
- Ребята, а кто из вас знает, сколько таких “Я” живет на Земле?
- На нашей планете около семи миллиардов жителей. Посмотрите. Как много людей на Земле! Но каждый человек - это целый мир. Мы не найдем двух совершенно одинаковых людей. Каждый должен стараться стать лучше. Давайте поразмышляем над вопросом: “ Кто я? Что во мне хорошего?”
Дети раскрашивают оценочный лист «Какой я»
У: Представьте себе, что к вам в поселок приехали ребята из другой страны, что вы о себе расскажите?
Идеальных людей не бывает. Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Необходимо учиться видеть хорошее в себе и окружающих людях.
Может ли человек прожить один? Кого мы видим на планете рядом с собой?
А теперь давайте откроем второй сектор. слово «Природа»
Какое там слово?
- Посмотрите на горошину. Подумайте о том, без чего жизнь людей на планете была бы невозможна?
Без деревьев, кустарников, цветов, животных, насекомых человечество не могло бы существовать. Но люди рубят сук, на котором сидят, и не берегут окружающую природу.
- Поразмышляйте о том, каким должен быть человек, способный сохранить все живое на Земле?
Классный руководитель: Сберечь Землю сможет только человек знающий и образованный, добрый и внимательный.
У: Ребята, из букв соберите слово, что получилось? (культура)
Да, мы попали в мир культуры
- Мы в жизни часто слышим культурный человек, бескультурный, бескультурье.
Министерство культуры, культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура…
Как вы понимаете это слово? (посмотрим в толковых словарях)
У: Давйте посмотрим, что об этом говорят великие люди:Лихачев, Экзюпери и конечно Николай Рерих.
В русском языке до 19 века понятию «культура» соответствовало слово «просвещение».
Культура поведения
навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе.
Культура речи -
умение человека правильно говорить.
Правовая культура -
знание человеком законов и умение ими пользоваться.
Культура охватывает все области человеческой жизни:
(физика, химия, биология , астрономия раскрывают перед человеком премудрость Творца в устроении мира.
культура передается через поколения в народных традициях
Откройте третий сектор «Люди»
Какие народы живут в России?
У каждого народа своя культура. Их более 150, посмотрите на фото и скажите, чем один народ отличается от другого.
Язык.
Каждый народ разговаривает на своём языке, но так как мы все живём в одной стране России, то у нас есть один главный государственный язык, который изучают во всех школах. Какой это язык? (Русский)
А как культурно говорить на русском языке?
2.Народный костюм.
У каждого народа свой костюм. Вот русский народный костюм.
Где его сейчас можно увидеть? (На праздниках, в музеях)
Что значит, для всех народов сейчас культурно одеваться? (Опрятно, на каждый случай своя одежда, в школу – форма)
3. Устное народное творчество.
Люди рассказывали сказки друг другу, и каждый добавлял своё.
-Кому в семье рассказывают сказки?
- А у других народов есть свои сказки? Кроме сказок, что ещё народ мог сочинить? (Песни, загадки, потешки и т.д.) Послушаем колыбельную песню. Какие вы знаете колыбельные?
Вспомните народные промыслы.
-Конечно, в культуру России входят не только народные сказания, но и самые лучшие произведения писателей, которые известны во всём мире, например, Пушкин А.С.
-Как вы думаете, можно ли назвать человека культурным, если он не читает книги? Почему?
4.Праздники (обычаи, традиции)
-Угадайте по фото, какой это праздник? (масленица)
У: Какие народные традиции вы знаете?
У: Откуда вы знаете народные традиции?
-Есть праздники, которые празднуют все народы, которые живут в России. Это государственные праздники.
- Какие вы знаете? (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы)
- Как вы отмечаете праздники дома?
ВЫВОД: Что передают традиции?
Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создает какие-то вещи, пишет сочинения, письма или книги…
Все это остается в человеческой памяти, как кирпичики для будущего строения В океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны.
Игра «Полезное для культуры России» Что бы вы выбросили в корзину?
Культура создает «мосты» между людьми, между их душами.
Вывод: человек создает культуру, а культура формирует человека.
Лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.
Классный руководитель переворачивает круг и просит детей прочитать открывшееся слово “Мир”.
Классный руководитель: Да, это, действительно, наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа. Давайте посмотрим еще раз на эту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранит? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым.
Рефлексия: -
Сколько народов живёт в России?
У каждого народа есть своя культура, это….(язык, праздники. костюм, творчество).
Это и составляет культуру России.
- А, что общего у всех народов? (Русский язык, праздники государственные, современная одежда, литература, живём в одной стране…)
-Народы разные – страна одна. Как жить в мире со всеми?
Итог: учитель раздаёт детям по листочку, на котором каждый из них пишет, что же для него культура (слово или словосочетание). Учитель пишет «культура – это…». Все листочки вывешиваются на стенд или доску. Если осталось время, можно это проговорить и обсудить.
Учитель: Жить в мире с собой, в согласии с другими людьми, видеть красоту и гармонию природы - это значит владеть “культурой мира”. Я хочу, чтобы вы познали “культуру мира”, научились беречь мир внутри себя. Если вам будет одиноко, возьмите вашу горошину, посмотрите на нее, вспомните наш сегодняшний разговор, может быть, вам станет чуть-чуть радостнее и спокойнее. Я желаю вам мира.