Конспект занятия «Использование приёмов мнемотехники в развивающей работе на прогулке в средней группе»

5
0
Материал опубликован 28 April 2021

 

Использование приёмов мнемотехники в развивающей работе  в средней группе

 

Воспитатель

Суетина Мария Николаевна

 

Актуальность

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

 К. Д. Ушинский  

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения;

бедность речи;

недостаточный словарный запас;

преобладание пассивного запаса слов над активным;

ограничено использование в речи прилагательных, глаголов;

употребление нелитературных слов и выражений;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.

 Актуальным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Использование мнемотаблиц в детском саду позволяет научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей и своей жизни, обогащает словарный запас. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в непосредственной образовательной деятельности  по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать  и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Кроме того, мнемотехника развивает у дошкольников психические процессы (зрительную и слуховую память, воображение, зрительное и слуховое внимание, ассоциативное мышление), которые тесно связаны с развитием речи.

Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста черезиспользованием элементов мнемотехники.

Задачи:

Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.

Развивающие: развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные:  воспитывать   интерес к литературе разных жанров, эстетические чувства.

Речевые: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетанийобогащать словарь детей.

Наглядный материал: мнемокуб, мнемотаблица.

Словарная работа: пушинка, лёгкое, воздушное, послушное.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением весны, беседа о приметах весны, слушание потешек , стихотворений о весне, разгадывание загадок о весне, наблюдение на прогулке за изменениями в живой и неживой природе, слушание музыкальных произведений на тему весны. Наблюдение за одуванчиками на прогулке и с родителями вечером.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог с использованием мнемокуба(логический куб), рассматривание картинок, загадка,  чтение стихотворения «Одуванчик» Е.Серова, игры «Скажи, какой», «Закончи предложение», физкультминутка «Одуванчик», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на таблицу).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

Доброе утро лесам и полям!

Доброе утро скажу всем друзьям!

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад!

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу, про удивительный цветок. А про какой,  узнаете отгадав загадку.

Загадка

Я проснулся, улыбнулся-

Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь я-

Тише, ветер луговой! (Одуванчик)

Воспитатель: В какое время года появляются одуванчики?(ответы детей)

Выбор картинки на мнемокубе.

Воспитатель: На прогулке в саду мы часто их встречали. Одуванчики удивительные цветы. В яркую солнечную погоду они раскрываются раннимутром, а перед дождём, в пасмурные дни цветы закрываются. Вначале одуванчики ярко-желтого цвета.  (показать картинку на кубе с жёлтым одуванчиком). А когда подрастают, становятся белыми. (Показать картинку на кубе с белым одуванчиком). В серединке появляются семена, а на кончике у каждого семянушка находится пушинка. Ветер сдувает семена. Они разлетаются, падают на землю, прорастают и появляются новые цветы.

Воспитатель: Я вам рассказала про одуванчик, а теперь вы мне расскажите – какой он?

Игра «Скажи какой?»

Вначале с жёлтым: Одуванчик, какой? (золотой, красивый, молодой)

Затем с белым: Какой одуванчик?

Ветер, какой? (легкий, теплый, весенний, ласковый, свежий).

А сейчас я буду говорить вам предложение, а вы будете его заканчивать:

Игра «Закончи предложение».

Одуванчик желтый, как………….(солнце)

Одуванчик круглый, как…………(яблоко, тарелка, обруч, баранка)

Одуванчик пушистый, как………(вата, снег)

Одуванчик белый, как ……………(снег)

Воспитатель:Молодцы, ребята!

-А сейчас я приглашаю вас на лесную полянку. Будем вести себя тихо-тихо. Что мы слышим? Ответы. Посмотрите – как много красивых одуванчиков! Сейчас мы сами превратимся в одуванчики! Вокруг себя обернись и в одуванчик превратись. Встали. Приготовились и повторяем за мной. Сделали круг. Провести руками по ногам снизу вверх: «У одуванчика ровный стебелёк! Вот такой!» - выпрямиться, руки на пояс: «И листочки вот такие!»

Физкультминутка

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит,

Всё вокруг зашевелится,

Все вокруг зашелестит.

Одуванчики тычинки

Очень лёгкие пушинки.

Разлетятся хороводом.

И сольются с небосводом.

Молодцы! Вокруг себя обернитесь и в детишек превратитесь.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Занимаем свои места. Послушайте, какое стихотворение написала известная поэтесса Екатерина Серова про одуванчик:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение? (ответы детей). А чтобы было легче его запомнить, я приготовила таблицу с картинками.

Начинаем! «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» (показываю первую картинку) – какой сарафанчик носит одуванчик? Вот такой? Или такой? А, может, такой? Правильно – Жёлтый сарафанчик. И так, ещё раз вместе: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик». Молодцы. (Показываю следующую картинку) «Подрастёт, нарядится в беленькое платьице». В какое платьице оденется одуванчик? В такое? Значит в такое? Или всё-таки вот в такое? Правильно. В беленькое. Повторяем все вместе: «Подрастёт, нарядится в беленькое платьице».А теперь всё с начала: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится в беленькое платьице». Правильно. (Показываю следующую картинку) «Лёгкое, воздушное, ветерку послушное». Ребята, какое платьице? На что похожее? На облачко – лёгкое, воздушное. Кому оно послушное? – ветерку. Повторим: «Лёгкое, воздушное, ветерку послушное». А теперь всё стихотворение:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

А кто сам сможет рассказать стишок? А ещё кто?

Воспитатель: А знаете, что одуванчик не просто красивый цветок, оказывается он ещё и полезный( показ на мнемокубе).


 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

 

1. «Хрестоматия для дошкольников» - М.: Просвещение, 2011.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.