Конспект занятия «Использование приёмов мнемотехники в развивающей работе на прогулке в средней группе»
Использование приёмов мнемотехники в развивающей работе в средней группе
Воспитатель
Суетина Мария Николаевна
Актуальность
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения;
бедность речи;
недостаточный словарный запас;
преобладание пассивного запаса слов над активным;
ограничено использование в речи прилагательных, глаголов;
употребление нелитературных слов и выражений;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.
Актуальным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Использование мнемотаблиц в детском саду позволяет научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей и своей жизни, обогащает словарный запас. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Кроме того, мнемотехника развивает у дошкольников психические процессы (зрительную и слуховую память, воображение, зрительное и слуховое внимание, ассоциативное мышление), которые тесно связаны с развитием речи.
Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста черезиспользованием элементов мнемотехники.
Задачи:
Образовательные: учить детей запоминать короткие стихотворения, опираясь на картинки.
Развивающие: развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературе разных жанров, эстетические чувства.
Речевые: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, обогащать словарь детей.
Наглядный материал: мнемокуб, мнемотаблица.
Словарная работа: пушинка, лёгкое, воздушное, послушное.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением весны, беседа о приметах весны, слушание потешек , стихотворений о весне, разгадывание загадок о весне, наблюдение на прогулке за изменениями в живой и неживой природе, слушание музыкальных произведений на тему весны. Наблюдение за одуванчиками на прогулке и с родителями вечером.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог с использованием мнемокуба(логический куб), рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворения «Одуванчик» Е.Серова, игры «Скажи, какой», «Закончи предложение», физкультминутка «Одуванчик», рассказывание стихотворения с использованием мнемотехники (с опорой на таблицу).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга:
Доброе утро лесам и полям!
Доброе утро скажу всем друзьям!
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад!
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу, про удивительный цветок. А про какой, узнаете отгадав загадку.
Загадка
Я проснулся, улыбнулся-
Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь я-
Тише, ветер луговой! (Одуванчик)
Воспитатель: В какое время года появляются одуванчики?(ответы детей)
Выбор картинки на мнемокубе.
Воспитатель: На прогулке в саду мы часто их встречали. Одуванчики удивительные цветы. В яркую солнечную погоду они раскрываются раннимутром, а перед дождём, в пасмурные дни цветы закрываются. Вначале одуванчики ярко-желтого цвета. (показать картинку на кубе с жёлтым одуванчиком). А когда подрастают, становятся белыми. (Показать картинку на кубе с белым одуванчиком). В серединке появляются семена, а на кончике у каждого семянушка находится пушинка. Ветер сдувает семена. Они разлетаются, падают на землю, прорастают и появляются новые цветы.
Воспитатель: Я вам рассказала про одуванчик, а теперь вы мне расскажите – какой он?
Игра «Скажи какой?»
Вначале с жёлтым: Одуванчик, какой? (золотой, красивый, молодой)
Затем с белым: Какой одуванчик?
Ветер, какой? (легкий, теплый, весенний, ласковый, свежий).
А сейчас я буду говорить вам предложение, а вы будете его заканчивать:
Игра «Закончи предложение».
Одуванчик желтый, как………….(солнце)
Одуванчик круглый, как…………(яблоко, тарелка, обруч, баранка)
Одуванчик пушистый, как………(вата, снег)
Одуванчик белый, как ……………(снег)
Воспитатель:Молодцы, ребята!
-А сейчас я приглашаю вас на лесную полянку. Будем вести себя тихо-тихо. Что мы слышим? Ответы. Посмотрите – как много красивых одуванчиков! Сейчас мы сами превратимся в одуванчики! Вокруг себя обернись и в одуванчик превратись. Встали. Приготовились и повторяем за мной. Сделали круг. Провести руками по ногам снизу вверх: «У одуванчика ровный стебелёк! Вот такой!» - выпрямиться, руки на пояс: «И листочки вот такие!»
Физкультминутка
Одуванчик, одуванчик!
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
На поляну налетит,
Всё вокруг зашевелится,
Все вокруг зашелестит.
Одуванчики тычинки
Очень лёгкие пушинки.
Разлетятся хороводом.
И сольются с небосводом.
Молодцы! Вокруг себя обернитесь и в детишек превратитесь.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Занимаем свои места. Послушайте, какое стихотворение написала известная поэтесса Екатерина Серова про одуванчик:
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Воспитатель: Понравилось вам это стихотворение? (ответы детей). А чтобы было легче его запомнить, я приготовила таблицу с картинками.
Начинаем! «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» (показываю первую картинку) – какой сарафанчик носит одуванчик? Вот такой? Или такой? А, может, такой? Правильно – Жёлтый сарафанчик. И так, ещё раз вместе: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик». Молодцы. (Показываю следующую картинку) «Подрастёт, нарядится в беленькое платьице». В какое платьице оденется одуванчик? В такое? Значит в такое? Или всё-таки вот в такое? Правильно. В беленькое. Повторяем все вместе: «Подрастёт, нарядится в беленькое платьице».А теперь всё с начала: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится в беленькое платьице». Правильно. (Показываю следующую картинку) «Лёгкое, воздушное, ветерку послушное». Ребята, какое платьице? На что похожее? На облачко – лёгкое, воздушное. Кому оно послушное? – ветерку. Повторим: «Лёгкое, воздушное, ветерку послушное». А теперь всё стихотворение:
Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
А кто сам сможет рассказать стишок? А ещё кто?
Воспитатель: А знаете, что одуванчик не просто красивый цветок, оказывается он ещё и полезный( показ на мнемокубе).
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. «Хрестоматия для дошкольников» - М.: Просвещение, 2011.