Доклад «Использование мнемотехники в дошкольном образовании»
«Мнемотехника для дошкольников»
Память – важное качество человека. В первобытные и античные времена жрецам, шаманам и сказителям приходилось помнить огромные объёмы информации. Искусство запоминания не утратило своей полезности и после появления письменности, ведь большинство людей не умели читать, и все знания получали из рассказов старших и их объяснений. Исходя из этого, важнейшими инструментами передачи информации от одного человека к другому, являлись и являются до сих пор – речь и память.
При помощи общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются имеющимся у них словарным запасом, а у других с этим возникают трудности. На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения, недостаточно развитый лексикон, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, построить монолог, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов и т.д. Некоторые из этих проблем возникают потому, что дети не всегда понимают смысл слов, так как их жизненный опыт, что должен служить основой для речевого развития – недостаточен, а для его обогащения нужна развитая память.
В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности детей, потому что они используют имеющийся и полученный ранее опыт в качестве фундамента познания окружающего мира. Ребенок рассматривает картинку и вспоминает, где он это видел ранее. Он видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Поэтому ребенка должна окружать специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию его речевых возможностей, с использованием новых инновационных методик, основанных на развитии речи и памяти. И одной из таких методик является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
К мнемотехнике относят те приёмы развития памяти, которые основываются на запоминании определённой символики. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе, которые рекомендуют своим ученикам учителя. Ведь любой алфавит является приёмом мнемотехники, так как в школе ребёнок заучивает соответствие звуков определённым символам — буквам. И вообще, с давних времён людьми замечено, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена преобладанием зрительно-образной памяти. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Например, если обратить внимание на монитор компьютера, то можно увидеть большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для выполнения команды компьютером, необходимо кликнуть по определенному значку на рабочем столе.
Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то не стоит рассчитывать на корректное запоминание материала. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Для начала детей младшего дошкольного возраста знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки — это дорожка из четырёх картинок, по которым можно небольшой рассказ в 2-3 предложения. В дальнейшем используется самая сложная структура — мнемотаблица, которая представляет собой изображения основных звеньев, в том числе и схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.
Первоначально таблицы составляют взрослые, потом к этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но ещё и на фантазию, визуализацию образов ребёнком.
В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы для таких целей, как обогащение словарного запаса, обучению составлению рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, а также заучивание стихов.
Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников должны соответствовать определённым требованиям:
Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
Должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель — такая, какую он себе мыслит и представляет.
Но надо отметить, что знакомя дошкольников с мнемотаблицами, необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями:
Введение элементов схем, символов (например, обозначения: цвет, форма, величина, действие).
Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, так как у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
Введение отрицаний (например: не большой, не круглый, не съедобный).
Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших — самостоятельно.
Необходимо помнить о важности применения модельных схем в соответствии с возрастом ребёнка: младший возраст (4-9 клеток), средний (9-16 клеток), старший (16-25 клеток).
Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, потому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несёт в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приёмы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети учатся свободно держаться перед аудиторией.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку).
Итак, чем раньше дети будут учиться рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше они будут подготовлены к школе.
Подытожим, мнемодорожки и мнемотаблицы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа (если можно, описать ранее, как)
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Использование мнемотехники открывает огромные возможности для творчества, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка; даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для взрослого.
Благодаря использованию приёмов и методов мнемотехники:
У детей появляется желание читать и пересказывать тексты.
У детей расширяется круг знаний об окружающем мире, повышается интерес к дальнейшему его изучению.
Дети начинают строить подробные алгоритмы высказываний и правильно оформлять свою мысль в виде предложения, как с точки зрения грамматики, так и с точки зрение речевых норм.
Дети начинают пользоваться всеми частями речи (меньше допускают ошибок в их согласовании, правильно употребляют предлоги и частицы, не пропуская и не заменяя их), усваивают обобщающие понятия. Им становятся доступны некоторые задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов.
У детей развиваются психические процессы и способности: наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость.
У детей улучшается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы.
Дети обучаются перекодированию информации, т.е. преобразовывают абстрактные символы в образы.
Дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией во время выступлений.
Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе, которая требует от ребёнка развитую речь и память, внимание и сосредоточенность. При современной загруженности родителей, а иногда и при отсутствии у них желания заниматься со своими детьми самостоятельно, эта задача перекладывается на работу дошкольных образовательных учреждений, которые, в свою очередь, также перегружены и не всегда способны обеспечить качественное образование ребёнка традиционными методами обучения. Поэтому педагоги часто вынуждены искать решение данной проблемы среди хорошо знакомых, но не столь традиционных методик, к которым и относится мнемотехника.