Статья «Что такое "осмысленное чтение" и как его развивать»

1
0
Материал опубликован 23 January

Что такое «осмысленное чтение» и как его развивать.

«Чего человек не понимает, тем он не владеет».

И.В. Гете

Нередко мы наблюдаем ситуацию, когда школьники несколько раз перечитывают задачу, но не могут понять, что от них требуется. Или, прочитав несколько раз статью о писателе, не могут пересказать и половину прочитанного. Ситуация, когда ребёнок сидит два часа с книгой, читает, но потом не может вспомнить содержание, нередка. Родители, к которым обращается учитель, списывают на лень.

Значительная часть ребят идёт в школу уже умея читать. Родители пытаются подгонять ребёнка, чтобы их «чадо» стало лидером в скорости чтения. В погоне за скоростью легко не заметить, что ребёнок плохо понимает прочитанное.

В прошлом году стартовал проект «Осмысленное чтение», который дал возможность мне как учителю учить детей не просто читать, а понимать текст и применять это знание в повседневной жизни. Прочесть и понять текст – не одно и тоже. Но важно помнить, что только регулярные занятия могут дать результат. В этом учебном году для реализации внедрённого проекта в сетке часов выделен еженедельный урок. Это ценный ресурс для реализации поставленных задач.

На уроках осмысленного чтения для достижения понимания текста использую приёмы, которые помогают ребятам достигнуть главное. Чтение с остановками использую в случае, когда ученик самостоятельно читает новый объёмный материал. Суть такого чтения-делать остановку после куска информации для того, чтобы обдумать, что произойдёт дальше, какой предварительный вывод можно сделать. Самостоятельное освоение нового может привести к отказу от прежней позиции. При этом дети учатся выделять существенное и акцентировать своё внимание на главном, переводя информацию в графические символы. Используя свои записи, им легко будет вспомнить прочитанный текст.

Чтение с пометками также помогает проанализировать изучаемую на уроке информацию. По ходу изучения текста ребята ставят пометки прямо в тексте карандашом. Данный прием требует от учеников активного и внимательного чтения и обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание предложенной информации. Часто ребята пропускают то, что не поняли. И знак вопроса обязывает их быть внимательнее и отмечать непонятное.

Наш разговор мне хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить». Учить детей вдумчиво читать, остается актуальной задачей для нас педагогов. Осмысленное чтение нужно развивать, совершенствовать, формировать, как спортсмен тренирует тело. Победитель соревнований получает кубок, а нашей наградой является ключ к решению задания в результате проделанной работы.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.