Матеарил к уроку основ светской этики на тему «Что такое совесть?»

2
0
Материал опубликован 13 February 2023

Класс: 4

УМК: «Основы светской этики» А.Я. Данилюк

Тема: «Что такое совесть?»

Цель: сформировать представление у учащихся о совести как об одном из морально-этических внутренних регуляторов человеческого поведения.

Задачи:

актуализировать знания учащихся о «чести и достоинстве»;

раскрыть определение понятия «совесть»;

открыть знание у учащихся о совестливых поступках;

тренировать умения распознавать совестливые поступки.

Предметный результат: ученики знают, что такое «советь» человека и умеют определять «поступок по совести».

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами еще один «урок жизни», на котором мы познакомимся с новыми понятиями, будем пополнять свои души новыми впечатлениями, переживаниями.

Актуализация опорных знаний.

Ребята, вашим домашним заданием было найти пословицу о чести и достоинстве, которые пригодятся вам в жизни. Давайте узнаем, какие пословицы вы нашли. (Учащиеся выходят к доске читают пословицу и объясняют почему эта пословица им понадобится в жизни).

Молодцы, надеюсь, что это поможет вам в вашей жизни, не сбиться с верного пути. Тогда, когда человеку необходимы «честь» и «достоинство»? (Они необходимы в те моменты, когда надо выбрать как поступить). Как вы думаете есть ли у человека ещё помощники, чтобы помогать нам принимать правильные решения? (Ответы учащихся)

Постановка учебной проблемы.

Посмотрите на доску. Что вы видите? (Пословицу) Прочитайте «Совесть компас на пути, как по жизни нам идти». Как вы понимаете эту пословицу? Почему совесть называют компасом? Что для вас совесть? (Ответы учащихся)

Открытие нового знания

Давайте посмотрим мультик Лунтик и попытаемся ответить на вопрос: что такое совесть? (Лунтик. Совесть. 5-102. URL: https://www.youtube.com/watch?v=i9nvrCk9E-4)

Как бы вы объяснили Лунтику, что такое совесть? (Ответы учащихся)

Считаете ли вы, что совесть может изменить человека? Изменилось ли поведение гусениц в конце? (Да. Они стали переживать за Лунтика) Как вы думаете, почему гусеницы стали переживать за Лунтика? (Ответы учащихся)

Значит ли это, что совесть живёт в каждом из нас? (Да) Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Расскажите об этом. Постарайтесь описать свои чувства.

Как совесть помогает человеку? (Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оценивать.)

Правильно. Совесть – эта духовная часть человека. Она действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.

Как человек может понять для себя, что поступил не по совести? (Человек сожалеет о случившемся, хочет исправить ошибку и не совершать подобного в будущем)

Первичное закрепление с комментированием во внешнюю речь.

Давайте откроем учебник на стр. 48 и прочитаем о том, как люди впервые в истории обратили своё внимание на «совесть».

Что ещё мы узнали о совести? С каким чувством Демокрит связывал совесть? (Со стыдом) Как вы думаете почему? Когда мы испытываем стыд? Когда человеку бывает совестно? (Ответы учащихся)

Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за своё поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили. Тогда какой вывод можно сделать из этого? (Что совесть у нас внутри и каждый человек сам выбирает прислушиваться к ней или нет)

Совершенно верно. Совесть всё же очень личная оценка. Современная этика утверждает, что совесть развивается и воспитывается в реальных условиях жизни. Иногда она может обманывать нас: напрасно хвалить или чрезмерно ругать, поэтому нужно быть справедливым к себе и к другим.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Сейчас каждый из вас самостоятельно создаст портрет совестливого человека, потом мы проверим по эталону. Для этого вам необходимо выбрать

1. Он все делает, по совести, стыдится поступать… (нечестно/смешно).

2. Это – человек… (умный/добросовестный).

3. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно/специально), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние/страх, что об этом узнают другие).

4. Совесть выражается в … (переживании позора перед людьми за своё поведение /глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых поступков).

5. Она побуждает человека следовать… (истине и справедливости/хитрости и ловкости).

Включение в систему знаний и повторение.

Ребята, как вы понимаете выражение «поступить по совести»? Всегда ли человеку легко поступать по совести? А человек может исправить то, что сделал? (Ответы учащихся)

Давайте ещё раз посмотрим фрагмент мультика и найдём эпизоды, где гусеницы поступили не по совести? Как они могут исправить свои поступки? (Учащиеся смотрят мультик и просят учителя остановить мультфильм на нужном эпизоде, объясняют почему и предлагают свои варианты как исправить данную ситуацию)

Рефлексия.

Что нового вы узнали? Что для вас совесть? Что значит «поступить по совести»?

Д/з. Предлагаю вам создать «Синквейн» на тему «Совесть». «Синквейн» должен составляться из 5 строк: - в первой должна быть тема; - во второй 2 прилагательных, описывающее предмет - в третьей 3 глагола - в четвёртой целое предложение открывающее суть того, что делает предмет о котором пишут - в пятой, синоним к теме.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.