Рабочая программа
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(ОРКиСЭ)
Модуль: Светская этика
5 класс
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКиСЭ)
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКиСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
Задачи учебного курса ОРКиСЭ
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в программе обучения и учебном плане
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и
молодежи. Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
• Патриотизм
• Социальная солидарность
• Гражданственность
• Семья
• Труд и творчество
• Наука
• Традиционные российские религии
• Искусство и литература
• Природа
• Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
• Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
• Осознание ценности человеческой жизни.
Материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
. Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовленные для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы.
. Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя
. Учебные видеоматериалы к урокам
. Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета
. Уроки ОРКиСЭ проводятся в кабинетах, оборудованных интерактивной доской, экранно-звуковым оборудованием, телевизором.
Календарно – тематическое планирование уроков.
1 полугодие
№/№ |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Формы занятий (теоретические практические); традиционные, инновационные |
Приемы и методы преподавания |
Виды деяте льности |
Способы и формы оценки достижения планируемых результатов |
Литература ЦОР Интернет |
|||||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
||||||||||||||
1. |
Россия – наша страна |
Формировать чувство гордости за свою Родину, общие представление об отечествен ной религиозно -культурной традиции (многонациональная, многоконфессиональная) РОССИЯ; развитие этических чувств и норм. |
Урок изучения нового материала смешанный урок |
Беседа; коммен- тированное чте- ние; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге |
Коллективный, индивидуальный, фронтальный, групповой |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации; устные характеристики Героев РОССИИ |
Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. – герб www/chrio/ cap/ ru - Игнатьева А.П. ( герб,флаг, гимн и т.д.) ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 1. |
|||||||
Блок 2. Основы светской этики. (16 часов) |
||||||||||||||
2. |
Что такое светская этика? |
Развитие представлений уч-ся о значении понятий мораль, нравственность. светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок |
Беседа; комментированное чтение; работа с литературным и фольклорным текстами; работа с иллюстративным материалом; творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективный, индивидуальный, групповой |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации |
Энциклопедия для детей. Т.1. Ч. 1. М.:Аванта,1996. ЦОР -Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 2,С.Баруздин «О человеке и его делах». |
|||||||
3. |
Мораль и культура |
Сформированность первоначальных умений применять моральные нормы в реальных жизненных ситуациях, адекватно оценивать свои поступки и действия других людей на основе традиционных нравственных ценностей и моральных норм; |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективный, индивидуальный, работа в парах |
Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, обсуждение, развернутые ответы, |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 урок 3, Толковый и энциклопедический словари. |
|||||||
4. |
Особенности морали. |
Расширение знаний уч –ся о морали, об особенностях морали, знать, что такое материальная культура и духовная культура, в чём их разница, уметь вести диалог, слушать собеседника, развитие коммуникативной речи. |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа, подготовка творческой беседы, работа с иллюстративным материалом ; участие в учебном диалоге. |
Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. |
Устные ответы на вопросы, чтение и пересказ фрагментов статьи, словарная работа, обсуждение. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 4,Толковый и энциклопедический словари. |
|||||||
5. |
Добро и зло. |
Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями добра и зла, воспитание добрых взаимоотношений. |
Урок усвоения новых знаний. |
Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 5, сказка «Мороз Иванович», «Крошечка- Хаврошечка», «Кощей Бессмертный»,К .Д.Ушинский «Лекарство». |
|||||||
6. |
Добро и зло. |
Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло, гуманность. |
Урок совершенствования знаний, умений , навыков. |
Беседа, комментированное чтение, творческие задания; участие в учебном диалоге; подготовка творческой беседы с членами семьи |
Коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа, |
Пословицы и поговорки о добре Песня кота Леопольда. Г.Х.Андерсен «Снежная королева», В.Драгунский «Друг детства.» ЦОР-Основы светской этики. |
|||||||
7. |
Добродетель и порок |
Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. |
Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Чтение статьи с подчёркиванием важных мест ,выборочный пересказ, устные ответы детей на вопросы учителя Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 7. |
|||||||
8. |
Добродетель и порок |
Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества; |
Урок совершенствования знаний, умений , навыков. |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 8. |
|||||||
9. |
Свобода и моральный выбор человека |
Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества. |
Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. |
Коллективный индивидуальный групповой |
Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (д.з.) Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков. Чтение статьи, выборочный пересказ текста. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 9. |
|||||||
10 |
Свобода и ответственность |
Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение,свободный выбор личности, отношения ответственности. Воспитывать толерантность, уважение друг к другу. |
Урок совершенствования знаний |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа |
Коллективный индивидуальный групповой |
Чтение статьи с Выборочным пересказом текста Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 10. |
|||||||
11. |
Моральный долг |
Дать первоначальные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества. |
Урок изучения нового материала. Комбинированный |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный индивидуальный групповой |
Устные ответы детей на вопросы учителя, составление предложений со словом долг, групповая работа: составление рассказа, в котором есть слово долг. Работа со словарём. Чтение статьи с последующим обсуждением. |
Пословицы о долге, толко ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 11, толковый словарь |
|||||||
12. |
Справедли-вость |
Познакомить с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Формирование справедливого отношения к людям. |
Урок изучения нового материала. Комбинированный. |
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа |
Коллективный индивидуальный групповой |
Чтение статьи с составлением плана, нахождение главной мысли, устные ответы на вопросы учителя, обсуждение по группам сказок (можно ли финал сказки назвать справедливым?) |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 12. |
|||||||
13. |
Альтруизм и эгоизм |
Познакомить с понятия-ми эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Воспитывать желание стать альтруистом, не быть эгоистичными по отношению к близким людям. |
Урок изучения нового материала. Комбинированный. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Обсуждение: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные? Работа с толковым словарем. Чтение статьи из пособия для учащихся. Самостоятельная работа учащихся. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 13. Детская энциклопедия, толковый словарь. . |
|||||||
14. |
Дружба |
Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба. |
Урок совершенствования знаний, умений, навыков. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. Подготовка материалов для стенгазеты. |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Инсценирование сказки на выбор. Словарная работа. Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 14. Толковый словарь. Пословицы и поговорки о дружбе. |
|||||||
15. |
Что значит быть моральным |
Формировать у обучающихся осознанное позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность", Воспитывать любовь и уважение к родителям, к своей Родине, друг другу. |
Урок систематизации знаний. Урок-диспут. |
Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа. |
Коллективный, индивидуальный Групповой, работа в парах. |
Словарный диктант по материалам 9-15 уроков. Творческая работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимаете, что значит быть моральным. Подготовка к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль». |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 15. |
|||||||
16. |
Творческие работы учащихся. |
Развитие способностей учащихся общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение. |
Урок обобщения знаний, умений и навыков |
Беседа, групповая творческая или самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. Подготовка к обсуждению, редактированию с родителями, подбору иллюстративного материала. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 16. |
|||||||
17. |
Презента-ция творческих работ |
Обобщить знания, полученные в ходе изучения курса. |
Урок подведения итогов изучения курса. |
Урок-праздник. |
Индивидуальный, групповой. |
Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
ЦОР-Основы светской этики. М.: Просвещение, 2010 – урок 17. |
2 полугодие
№/№ |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Формы занятий
|
Приемы и методы преподавания |
Виды деятельности |
Способы и формы оценки достижения планируемых результатов |
Литература ЦОР Интернет |
1 |
Род и семья -исток нравственных отношений в истории человечества |
Формировать чувство гордости за свою семью, бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. |
Урок изучения нового материала смешанный урок |
Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстративным материалом ;творческие задания; участие в учебном диалоге |
Коллективный, индивидуальный групповой |
Устные ответы на вопросы, пересказ фрагментов текста с обозначением ключевых понятий, поиск необходимой информации. |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 18 Диск Образец родового древа, родового герба |
2 |
Нравственный поступок |
Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести. |
Урок усвоения новых знаний |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
фронтальный, групповой |
Устные ответы на вопросы; обсуждение самостоятельной работы; поиск ответа на вопрос |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 19 диск |
3 |
Золотое правило нравственности |
Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом. |
Урок совершенствования знаний, умений и навыков |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, работа в группах |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, поиск информации |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 20 Диск |
4 |
Стыд, вина и извинение. |
Готовность и способность выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; |
Урок усвоения новых знаний |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. |
Коллективный, индивидуальный |
Работа с понятиями стыд, вина, извинение Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, закрепление основных понятий |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 21 диск |
5 |
Честь и достоинство |
Знать понятия честь и достоинство; Воспитывать чувство собственного достоинства. |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, работа с толковым словарём. |
Коллективный, индивидуальный |
Обсуждение; словарный диктант с элементами игры; сопоставление значения слова кодекс в юриспруденции и этике; закрепление основных понятий. |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 22 диск |
6 |
Совесть. |
Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам. |
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана |
Коллективный, работа в группах. |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 23 диск |
7-8 |
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы. |
Развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений. |
Комбинированный |
Работа с иллюстративным материалом; беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный Работа в группах |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 24 Диск Картина В. Васнецова «Три богатыря», фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» |
9 |
Джентльмен и леди. |
Развитие способности общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, воспитывать уважение и толерантное отношение. |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный |
Чтение статьи с подчёркиванием важных мест, Обсуждение, ответы на вопросы, выборочный пересказ текста, словарная работа. |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 25 диск |
10 |
Образцы нравственности в культуре Отечества. |
Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 26 Диск Фрагменты видеофильмов |
11 |
Этикет |
Развитие этических чувств и норм. |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, составление плана |
Коллективный, индивидуальный Работа в группах |
Работа с понятием этикет, обсуждение, выборочное чтение, словарная работа. |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 27 Диск Иллюстрации |
12 |
Семейные праздники |
Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный |
Обсуждение, ответы на вопросы, выборочное чтение текста, поиск информации |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 28 Диск Фотографии или видеоматериалы о семейных праздниках |
13 |
Жизнь человека-высшая нравственная ценность |
Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать. |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный |
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 29 Диск |
14 |
Любовь и уважение к Отечеству |
Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; |
Комбинированный |
Беседа; комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. |
Коллективный, индивидуальный |
Устные ответы на вопросы; обсуждение результатов выполнения дом. задания, выборочное чтение, словарная работа |
ЦОР - Основы светской этики М.: Просвещение, 2010 – урок 30 Диск |
15 |
Подготовка творческих проектов |
Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда |
Урок обобщения знаний, умений и навыков |
Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом, выбор тем для индивидуальных творческих работ. |
Работа в группах, индивидуальный |
Обсуждение, выбор темы, распределение обязанностей в группе по работе над проектом |
|
16-17 |
Выступления уч-ся со своими творческими работами |
Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение. |
Урок-подведение итогов изучения курса |
Урок-праздник |
Индивидуальный групповой |
Выступления учащихся, презентации творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание. |
Презентации детей |