Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (модуль: ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ)
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики (модуль основы светской этики)» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и является составной частью Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ№ 6
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цели изучения учебного предмета
-дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
– формировать общественно - значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
Изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Задачи курса:
- развитие интереса и уважения к истории и культуре России;
- формирование качеств гражданина и патриота России;
– формирование духовно - нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребѐнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведѐнного учебного времени с учѐтом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
По результатам проведенного опроса среди родителей (законных представителей) МБОУ СОШ№6 выбран и реализуется модуль «Светская этика».
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ реализуются через презентации, беседы, просмотр слайд – фильмов, экскурсии, целевые прогулки (с согласия законных представителей, что способствует повышению интереса к культурным традициям народов Хакасии; осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу РФ, Отечеству.
Прослеживается и МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ с предметами учебного плана: литературное чтение, окружающий мир.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс - просветительский и информационный.
Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы светской этики» должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Активно используется проектный метод,планируются проекты.
Многие уроки проводятся с использованием ИКТ. В результате изучения данного курса на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
В результате изучения курса ОРКСЭ обучающиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту учебных текстов, инструкций.
II.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение школьников по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса являются перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- совместно с учителем составлять план решения задачи.
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
-договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
III. Cодержание учебного предмета
Россия-Родина моя
Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Этика и этикет.
Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.
Вежливость.
Понятие вежливость. Вежливость – важнейшая составная часть порядочности человека. Развитие чувства вежливости и уважения. Умение понять и простить. Правдивость и её цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Вежливость– «внутренний голос человека». Жить по законам вежливости. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношения одноклассников.
Добро и зло.
Добро – важнейшее качество личности. Понятия добра и зла.. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установлений доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Дружба и порядочность.
Понятие дружбы. Общественная ценность порядочность. Взаимосвязь сострадания и порядочности, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила дружбы. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Честность и искренность.
Понятия честность и искренность.. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость.
Гордость и гордыня.
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважение. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. .Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.
Обычаи и обряды русского народа.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Образцы нравственности в культуре Отечества. . Этикет.Проявление патриотизма учащихся.
Терпение и труд.
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия – многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования.
Семья.
Семья- объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия- наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семь
Семейные традиции
Традиция –передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Сердце матери.
Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье-неразделимые понятия. Мать-творец человека. Подарить радость маме. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким
Правила твоей жизни.
Цель обучения в школе. Приёмы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приёмы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приёмы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Праздники народов России.
Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан- байрам. Буддийские праздники
Защитники Отечества.
23февраля-День защитника Отечества. Состав Вооружённых сил Р Ф Страницы Родины с 13до 20 в., Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17 в,, подвиги полководца А. В. Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945г,, Защита Родины-долг каждого гражданина Р Ф. Служба в Вооруженных силах Р Ф-почётная обязаность.
Мои права и обязанности
Устав школы. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Гражданин России
Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Порядочность Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.
Совесть
Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.
Доверие и доверчивость
Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Милосердие и сострадание
Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Правда и ложь
Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.
Традиции воспитания
Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.
Честь и достоинство
Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.
Терпимость и терпение
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.
Мужество
Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.
Равнодушие и жестокость
Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.
Самовоспитание
Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.
Учись учиться
Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Речевой этикет
Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.
Мои права и обязанности
Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
IV.Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Проекты |
||
1 |
Введение в предмет |
1 |
|||
2 |
Россия – Родина моя |
1 |
|||
3 |
Этика и этикет |
1 |
|||
4 |
Вежливость |
1 |
1 |
||
5 |
Добро и зло |
1 |
|||
6 |
Дружба и порядочность |
1 |
|||
7 |
Честность и искренность |
1 |
|||
8 |
Гордость и гордыня |
1 |
|||
9 |
Обычаи и обряды русского народа |
1 |
1 |
||
10 |
Терпение и труд |
1 |
|||
11 |
Семья |
1 |
|||
12 |
Семейные традиции |
1 |
|||
13 |
Сердце матери |
1 |
|||
14 |
Правила твоей жизни |
1 |
|||
15-16 |
Праздники народов России |
1 |
|||
17 |
Защитники Отечества |
1 |
1 |
||
18 |
Гражданин России |
1 |
|||
19 |
Порядочность |
1 |
|||
20 |
Совесть |
1 |
|||
21 |
Доверие и доверчивость |
1 |
|||
22 |
Милосердие и сострадание |
1 |
|||
23 |
Правда и ложь |
1 |
|||
24 |
Традиции воспитания |
1 |
|||
25 |
Честь и достоинство |
1 |
|||
26 |
Терпимость и терпение |
1 |
|||
27 |
Мужество |
1 |
|||
28 |
Равнодушие и жестокость |
1 |
|||
29 |
Самовоспитание |
1 |
|||
30 |
Учись учиться |
1 |
|||
31 |
Речевой этикет |
1 |
|||
32 |
Речевой этикет |
1 |
|||
33 |
Мои права и обязанности |
1 |
1 |
||
34 |
Итоговое повторение и обобщение |
1 |
|||
Итого |
34 часа |
4 |
V. Диагностический инструментарий
|
Проекты |
1четверть |
1 |
2 четверть |
1 |
3 четверть |
1 |
4 четверть |
1 |
всего |
4 |