Конспект урока светской этики по теме «Дружба»

18
14
Материал опубликован 6 May 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока светской этики по теме «Дружба».

Цель: формирование целостного представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

1) Создать условия для успешного усвоения данной темы.

2) Способствовать развитию умений анализировать, систематизировать, обобщать.

3) Содействовать развитию нравственных чувств.

4) Способствовать развитию коммуникативных способностей.

Основные термины и понятия: Добродетельные отношения, друг, дружба, избирательность.

Ожидаемые результаты:

- личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств, развитие доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- метапредметные: умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами, овладение навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями;

- предметные: понимание значения нравственности, отношений между людьми в обществе.

Оборудование: учебники «Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюка; электронное приложение к учебнику; презентация; словарь В.И.Даля.


 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Вводный этап. Эмоциональный настрой на урок.

(Звучит песня «Настоящий друг», музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского и показывается слайд-шоу. )

Смотрят и слушают.


Слайд-шоу "Настоящий друг".
WMV / 12.51 Мб

Личностные.

2.Основной этап А) Целеполагание.

Задача: формулировка цели и планирование деятельности.

Б)Открытие новых знаний. Задача: познакомить с новым понятием, его характеристиками.

- Вспомним, о чем говорилось в песне? Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (На экране слайд 1)- Ребята! Сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

- Продолжите предложение. «Друг – это тот,

кто…..».(слайд 4)

-Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова? Что такое дружба?

 

Отвечают на вопросы учителя. Работают со Словарем В.И. Даля, читают определение в Словаре. Смотрят слайды презентации 


Презентация по теме "Дружба"
PPT / 1019 Кб

 

Регулятивные.

Личностные. Коммуникативные.

Познавательные.

Регулятивные. Личностные.

В)Составление определений: Что такое дружба, друг.

-А теперь прочитаем что такое дружба в учебнике на с.32, 2 абзац. Вывод (слайд 5)

-А с чего начинается дружба?

Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется Задает вопросы. (слайд 6)

Читают текст учебника, составляют определения. Отвечают на вопросы.

Познавательные.

Регулятивные. Личностные.

Г)Выделение существенных черт дружбы

3.Физминутка

А какие качества вы хотели бы видеть в своем друге (слайд 7) (на слайде: верность, отзывчивость, честность, внимание, откровенность)? А какие бы не хотели (равнодушие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть)?

Рассмотрите иллюстрацию на с. 32. Что вы можете по ней рассказать? « Шагни» сам в иллюстрацию. Что слышишь? Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?

Чтение текста учебника страница 32- 33. Продолжить читать текст и сделать пометки на полях: «+» - знаю,«V» - новое

- О чем прочитали? Что нового определили для себя из текста?

- Давайте поработаем с иллюстрациями на с. 33. С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья? - Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать? - Можно ли сказать о детях ,что они друзья? Почему?

-Давайте поприветствуем друг друга. (слайд 8)

«Аплодисменты по кругу».

Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места.)

Читают учебник, находят черты дружбы, записывают в тетрадь. Проверяют по слайду 7. Работают в парах.

Записывают на доске. (избирательность,бескорыстность,взаимная симпатия и общность интересов)

Ответы детей

Дети становятся в круг.

Познавательные. Коммуникативные.

Личностные.

Коммуникативные.

Личностные.

4.Закрепление.

А)Составление синквейна.

Обобщает материал по теме «Дружба», предлагает составить синквейн.

Составляют синквейн. Работают в группах.

Регулятивные. Коммуникативные.

Б) Работа с устным народным творчеством.

В) Работа с художественной литературой

- Давайте обратимся к жемчужинам народного творчества.

- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях. Прочтите на странице учебника. Как понимаете?

- Какие знаете пословицы и поговорки? А теперь давайте закончим пословицы и поговорки, которые вы видите на экране (слайд 9)

Сейчас я прочитаю вам рассказ. Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения. (слайды 10-11)

Читают по учебнику.
Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют ситуации. Инсценируют.

Коммуникативные.

Личностные.

Регулятивные. Познавательные.

Познавательные.

Коммуникативные. Регулятивные. Личностные.

Г) Творческая работа в группах.

Читает задания группам.


 


 


 


 


 

-Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. А это прекрасно! (слайды 13-14)

Выполняют по выбору.

1группа составляет законы дружбы. (слайд 12).

2 группа изображает дружбу символами.

Коммуникативные. Регулятивные.

Д) Работа с электронным приложением к учебнику.

Помогает, у кого возникают вопросы.

Работают на компьютере. Тренажеры 1,2,3,4.

Познавательные.

5.Заключительный этап.

А) Рефлексия.

- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?

- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом? (слайд 15)

- Оцените свою работу и всего класса на уроке (оценочные листы лежат на партах) (слайд 16)

- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова (слайд17):

Дают оценку своей работы на уроке.

Выполняют указания учителя.

Регулятивные. Личностные.

Коммуникативные.

Б) Домашнее задание.

Расспросить у родителей об их школьных товарищах. Составить мини сочинение «Друзья детства» (слайд18)

 

 

 

Предварительный просмотр презентации

Цель урока: способствовать формированию целостного отношения у младших школьников понятий «друг», «дружба».

ЗАДАЧИ: 1) Создать условия для успешного усвоения текста по данной теме. 2) Способствовать развитию умения анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями. 3) Содействовать развитию нравственных чувств. 4) Способствовать развитию коммуникативных способностей.

ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО…

Что такое дружба? Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Верность Отзывчивость Честность Внимание Откровенность Равнодушие Эгоизм Хвастовство Жадность Зависть

Закончи пословицу Не имей сто рублей, а имей… береги Друг познается… не сложишь Нет друга - ищи, а найдёшь… сто друзей Дружба, как стекло, разобьёшь… без корней Человек без друзей, что дерево… в беде

3. Инсценировка, разбор ситуаций 1) Как на свете жить? У маленькой Кати большая радость –поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью: - Наш папа выздоровел! Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в классики. - Наш папа выздоровел! Одна из девочек с удивлением спросила: - Ну и что же? Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала. - Почему заплакала Катя?

2) Дружба .Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа. - Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных. - Давай, - согласился Вася. Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину. - Пожар! Пожар! – кричит. Подбежали другие ребята. - Мы тоже пожарные! Сережа заслонил машину от ребят. - Я- Васин друг! И я буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли. На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа. - Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем в машинистов. - Давай, - согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришел Вася. - И меня примите. - Не примем, - сказал Сережа. - Почему? – удивился Вася. – Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил. -То – вчера. Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагончиками. Сегодня я с ним дружу. - Почему Сережа назвал сначала своим другом Васю, а потом Борю? - Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

Законы дружбы 1.Помогай другу в беде 2.Умей с другом разделить радость 3.Не смейся над недостатками друга 4.Останови друга, если он делает что-то плохое 5.Умей принять помощь, совет 6.Не обманывай друга 7.Не предавай друга 8.Относись к другу как к себе 9.Умей признавать свои ошибки

РЕФЛЕКСИЯ. - Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять? -Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом? - Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

Оцените свою работу и всего класса на уроке (оценочные листы лежат на партах Характерные черты Класс Я Добросовестно Аккуратно Кое-как Старательно Небрежно Без интереса Увлеченно Спустя рукава С любовью По приказу

Итог урока. Дружба настоящая в школе начинается, Чтобы не кончаться никогда. Дружба настоящая сердцем проверяется И остаётся с нами навсегда.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Мне понравился данный урок! Показаны разнообразные виды деятельности учащихся. Интересное домашнее задание. Спасибо! Творческих успехов желаю и дальше!

13 May 2016

Спасибо большое! Всего Вам доброго!:)

13 May 2016

Урок очень понравился. Слайд -шоу " Настоящий друг" смотрела с удовольствием!!! Творческих успехов!

14 May 2016

Огромное спасибо!:)

14 May 2016

Спасибо за урок! Возьму себе на вооружение. Проведу как классный час.

14 May 2016

Вам спасибо за оценку!:)

14 May 2016

Добрый день, спасибо за приглашение. Если можно несколько впечатлений: следует немного подкорректировать цель и 1 задачу. И я может быть убрала бы вопрос: Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом? Возможно, у тех, кого не назовут, возникнет чувство неудобства. В целом урок мне понравился. Желаю вам творческих успехов и почаще делиться с нами своим опытом! Спасибо Вам за урок!

16 May 2016

Спасибо Вам за оценку!

16 May 2016

Спасибо, что прислушались к моему мнению. Теперь все отлично!

17 May 2016

Добрый день, Анастасия Ивановна! Прочитала конспект урока. Урок понравился. Атмосфера добрая, задания разнообразные, материал интересный. Я думаю, что детям это занятие тоже понравилось. Дерзайте, у Вас всё получится!

17 May 2016

Спасибо, Галина Павловна!:)

18 May 2016

Добрый день, Анастасия Ивановна! Прочитала конспект урока. Урок понравился. Атмосфера добрая, задания разнообразные, материал интересный. Я думаю, что детям это занятие тоже понравилось. Дерзайте, у Вас всё получится!

17 May 2016

Добрый день, Анастасия Ивановна! Прочитала конспект урока. Урок понравился. Атмосфера добрая, задания разнообразные, материал интересный. Я думаю, что детям это занятие тоже понравилось. Дерзайте, у Вас всё получится!

17 May 2016

Добрый день, Анастасия Ивановна! Прочитала конспект урока. Урок понравился. Атмосфера добрая, задания разнообразные, материал интересный. Я думаю, что детям это занятие тоже понравилось. Дерзайте, у Вас всё получится!

17 May 2016