Конспект урока ОРКСЭ (Основы светской этики) на тему «Дружба»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
МОДУЛЬ «Основы светской этики»
Урок №14
Тема урока: Дружба.
Тупикина Наталья Владимировна
Москва 2012
Цель урока: научить детей дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.
Задачи: подвести учащихся к пониманию основных категорий морали: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, ответственность; формировать умения работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие.
Метапредметные результаты:
-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.
Личностные результаты:
- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный, работа.
Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, аудиозапись, атрибуты для соревнований.
Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность, порядочность, взаимная симпатия.
Ход урока.
Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
(звучит песня «Настоящий друг», М. Пляцковский, аудиозапись)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,-
Вот что значит настоящий,
Верный друг!
- Сегодня урок ОРКСЭ проведу у вас я. Зовут меня Наталья Владимировна.
Тема, цель, задачи урока.
Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?
Подберите слова, связанные с дружбой?
Доверие
Радость
Уважение
Желание
Борьба
Активность
Из первых букв названных слов получилось слово…?
Тема нашего урока «Дружба» (слайд 2)
Откройте тетради, запишите число, урок №14. Тема урока - Дружба.
Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?
Дружба. Это важное слово. Что такое дружба? (слайд3).
Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.
Так говорил Д. Аддисон.
Дружба кончается тем, где начинается недоверие. Л. А. Сенека Мл.
Подготовка к изучению нового
Ребята, умеете ли вы дружить? Или у вас нет друзей?
Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строится на основе взаимопомощи и взаимоуважения.
Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: « Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите уму стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Если ваш друг в беде, помогите ему. Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорится: «Старый друг лучше новых двух». Будьте снисходительны к мелким недостаткам своих друзей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! « Человек без друзей как птица, без крыльев», - гласит народная мудрость.
А каждый ли человек умеет быть другом?
Кого выбрать себе в друзья?
4. Изучение нового.
Сегодня мы открываем клуб «Знатоки»
Распределитесь на две команды: одни» зеленые» - надевают зеленые шапочки, другие «синие»- надевают синие шапочки. За правильные ответы команда получает по одной части разрезанной открытки. Та команда, которая первой соберет всю открытку, считается победителем. Всем вручаются медали.
Вопросы к игре: (слайд 4)
- Какие вопросы оказались самыми трудными для вас?
- Ребята, интересно было играть вместе?
И мне очень понравилось наблюдать за вами, когда вы дружно, вместе отвечали на вопросы, не ссорились, уступали друг другу, старались понять друг друга. Так поступают настоящие друзья.
Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов.
Одинаковы ли слова друг, приятель, товарищ?
Где мы можем узнать определение этих понятий? (учебник, словарь) (слайд 5,6)
5. Самостоятельная работа
У нас 3 группы:
Первая группа ищет, что такое друг, вторая – что такое приятель, третья группа - товарищ. Работаем со словарями Ожегова. Ищем определения.
Напишите кого вы считаете своим другом. Может ли быть другом какое-то животное?
Каким качествами обладает друг?
Итак:
Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.
Приятель-это близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ-человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.
Вспомните золотое правило этики.
- Какой вывод можно сделать?
С этической точки зрения можно сказать, что надежнее дружить с хорошим , добродетельным человеком, на которого можно положиться. У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг-один.
Первичное закрепление.
Перед вами слова. Разделите их на две группы. Какие слова вошли в первую и вторую группы? (слайд 7 )
Обсуждение.
- Что мешает дружбе и даже ведет к ее потере?
- что помогает сохранить дружбу?
Цветок дружбы.
Ребята переворачивают лепестки цветка по очереди и зачитывают правила дружбы.
Игровой момент «Собери пословицу» (слайд 8)
Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретете настоящих друзей.
7. Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись!
8. Закрепление.
В современном искусстве детскими писателями, поэтами и композиторами создано много произведений о дружбе.
Стих (читает ребенок)
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем.
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
-Животные тоже могут быть верными и надежными друзьями. Расскажите о своих меньших друзьях.
2) Работа со сказками (работа в группах)
Все вы любите сказки. Во многих сказках дружба, сплоченность помогают одержать победу над злом. Вспомните и назовите их.
3) создание проблемной ситуации
- Как выяснить дружные ли вы ребята? Мы проведем соревнования, в которых вам понадобится помощь друг друга, поддержка. (проведение командных подвижных игр).
Вывод. Слово «дружба» имеет много однокоренных слов: дружелюбный, дружеский, дружественный, дружить, дружный, дружок. Не забывайте о них и старайтесь по ним жить. Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и в учебе. Скажи своему другу: «Спасибо, что ты рядом».
9. Домашнее задание
Создать для портфолио страничку «Созвездие друзей» (слайд 9)
10. Итог (песня «Если с другом вышел в путь…»). (слайд 10)
Ребята, постарайтесь быть дружными. Никогда не подводите друга. На память я хочу вам подарить книги , ведь они тоже могут быть хорошими друзьями и помощниками. И еще от меня вам за урок я говорю на всех языках мира СПАСИБО. 11.Рефлексия