Конспект урока ОРКСЭ (Основы светской этики) на тему «Дружба»

7
0
Материал опубликован 8 September 2016

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

 

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

Урок №14

 

Тема урока: Дружба.

Тупикина Наталья Владимировна

Москва 2012

Цель урока: научить детей дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.

Задачи: подвести учащихся к пониманию основных категорий морали: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, ответственность; формировать умения работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.

Предметные результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие.

Метапредметные результаты:

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный, работа.

Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, аудиозапись, атрибуты для соревнований.

Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность, порядочность, взаимная симпатия.

 

Ход урока.

Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

(звучит песня «Настоящий друг», М. Пляцковский, аудиозапись)

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит,-

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

- Сегодня урок ОРКСЭ проведу у вас я. Зовут меня Наталья Владимировна.

Тема, цель, задачи урока.

Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

Подберите слова, связанные с дружбой?

Доверие

Радость

Уважение

Желание

Борьба

Активность

Из первых букв названных слов получилось слово…?

Тема нашего урока «Дружба» (слайд 2)

Откройте тетради, запишите число, урок №14. Тема урока - Дружба.

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

Дружба. Это важное слово. Что такое дружба? (слайд3).

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

Так говорил Д. Аддисон.

Дружба кончается тем, где начинается недоверие. Л. А. Сенека Мл.

Подготовка к изучению нового

Ребята, умеете ли вы дружить? Или у вас нет друзей?

Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами, служебные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строится на основе взаимопомощи и взаимоуважения.

Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Недаром народная мудрость гласит: « Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите уму стать хорошим, не поощряйте смехом его недостатки. Если ваш друг в беде, помогите ему. Не думайте, что если вы поменяете друга, новый будет лучше. В пословице говорится: «Старый друг лучше новых двух». Будьте снисходительны к мелким недостаткам своих друзей, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! « Человек без друзей как птица, без крыльев», - гласит народная мудрость.

А каждый ли человек умеет быть другом?

Кого выбрать себе в друзья?
4. Изучение нового.

Сегодня мы открываем клуб «Знатоки»

Распределитесь на две команды: одни» зеленые» - надевают зеленые шапочки, другие «синие»- надевают синие шапочки. За правильные ответы команда получает по одной части разрезанной открытки. Та команда, которая первой соберет всю открытку, считается победителем. Всем вручаются медали.

Вопросы к игре: (слайд 4)

- Какие вопросы оказались самыми трудными для вас?

- Ребята, интересно было играть вместе?

И мне очень понравилось наблюдать за вами, когда вы дружно, вместе отвечали на вопросы, не ссорились, уступали друг другу, старались понять друг друга. Так поступают настоящие друзья.

Друзей объединяет взаимная симпатия и общность интересов.

Одинаковы ли слова друг, приятель, товарищ?

Где мы можем узнать определение этих понятий? (учебник, словарь) (слайд 5,6)

5. Самостоятельная работа

У нас 3 группы:

Первая группа ищет, что такое друг, вторая – что такое приятель, третья группа - товарищ. Работаем со словарями Ожегова. Ищем определения.

Напишите кого вы считаете своим другом. Может ли быть другом какое-то животное?

Каким качествами обладает друг?

Итак:

Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.

Приятель-это близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ-человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.

Вспомните золотое правило этики.

- Какой вывод можно сделать?

С этической точки зрения можно сказать, что надежнее дружить с хорошим , добродетельным человеком, на которого можно положиться. У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг-один.

Первичное закрепление.

Перед вами слова. Разделите их на две группы. Какие слова вошли в первую и вторую группы? (слайд 7 )

Обсуждение.

- Что мешает дружбе и даже ведет к ее потере?

- что помогает сохранить дружбу?

Цветок дружбы.

Ребята переворачивают лепестки цветка по очереди и зачитывают правила дружбы.

Игровой момент «Собери пословицу» (слайд 8)

Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретете настоящих друзей.

7. Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись!

8. Закрепление.

В современном искусстве детскими писателями, поэтами и композиторами создано много произведений о дружбе.

Стих (читает ребенок)

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.

Без него я как без рук,

Если откровенно.

Мы гуляем во дворе,

Весело играем.

Скоро в школу в сентябре

Вместе зашагаем.

Другу я любой секрет

Расскажу без страха.

Я несу ему котлет,

Спрятав под рубахой.

Ешь, мой маленький дружок,

Что еще затеешь?

Ты пока еще щенок,

А дружить умеешь.

-Животные тоже могут быть верными и надежными друзьями. Расскажите о своих меньших друзьях.

 2) Работа со сказками (работа в группах)

Все вы любите сказки. Во многих сказках дружба, сплоченность помогают одержать победу над злом. Вспомните и назовите их.

3) создание проблемной ситуации

- Как выяснить дружные ли вы ребята? Мы проведем соревнования, в которых вам понадобится помощь друг друга, поддержка. (проведение командных подвижных игр).

Вывод. Слово «дружба» имеет много однокоренных слов: дружелюбный, дружеский, дружественный, дружить, дружный, дружок. Не забывайте о них и старайтесь по ним жить. Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и в учебе. Скажи своему другу: «Спасибо, что ты рядом».

9. Домашнее задание

Создать для портфолио страничку «Созвездие друзей» (слайд 9)

10. Итог (песня «Если с другом вышел в путь…»). (слайд 10)

Ребята, постарайтесь быть дружными. Никогда не подводите друга. На память я хочу вам подарить книги , ведь они тоже могут быть хорошими друзьями и помощниками. И еще от меня вам за урок я говорю на всех языках мира СПАСИБО. 11.Рефлексия

Комментарии
Комментариев пока нет.