Статья «Что такое «современные технологии» и как их использовать на уроке»
«Что такое «современные технологии» и как их использовать на уроке.»
Современные технологии обучения. Что это такое? Можно ли разделить педагогику в целом и педагогические технологии в частности на устаревшие и современные при условии, что они дают положительные результаты? Предвижу возмущение коллег, но подчеркну ещё раз – все технологии, которые использует учитель, известны давно. «Метод проектов»? – его использовали ещё в начале прошлого века. «Критическое мышление»? – то же очень давно известен. И так можно перечислять бесконечно.
Тогда что же новое, могут меня спросить. А новым и современным будет всё – что используется здесь, сейчас, в данном классе и на данном уроке. И, наверное, правильное всё- таки название «современные технологии обучение: проблемы, подходы, решения».
Исходя из сказанного и буду рассказывать о своем опыте решения проблем обучения.
Я работаю в среднестатистической школе, хотя есть и особенности – во-первых она с углубленным изучением математики, а во-вторых в школе есть кванториум (который тоже делает акцент на точные, естественные науки и компьютеризацию). Это создает для гуманитарных наук определенную сложность. Уроки истории нужно построить так, чтобы «слабым классам» было доступно, а «сильным классам» - интересно. Хотя хочется оговориться – мне очень не нравится и само деление детей (получается, что школа сама создает неравные условия) и подход к обучению с разных ступеней. Понятно, что изменить в корне ситуацию невозможно. Необходимо работать в тех условиях, что есть. И на мой взгляд подростки, начиная с 6 класса, делятся на тех, кому интересно учиться и тех, кто равнодушен к новым знаниям.
Отсюда я выделю первую и главную проблему современного обучения и применения любой технологии – затратность со стороны учителя. Для подготовки урока с применением любой технологии (наверное, кроме метода монологического изложения) требует много времени и сил. Возьму к примеру технологий «кейс-технологию». Что это такое я объяснять не буду (наверное, каждый учитель и знаком с данной технологий, и применял её не раз). Напомню плюсы использования данной технологии:
Происходит отработка навыков критического мышления и работы в группе (паре)
Происходит дальнейшее формирование навыков работы с информацией (развитие функциональной грамотности)
Повышается мотивация к обучению и познавательная деятельность
Соединение практического и теоретического навыка в обучении
Титульный лист «Личного дела…» (рис.1)
Но давайте подготовим кейс-пакеты для обобщающего урока по разделу. Я считаю, что данную технологию следует применять на повторительных, обобщающих уроках и на уроках с очень большим и дискуссионным материалом. Итак, готовим 5 кейс- пакетов для повторительно-обобщающего урока «Итоги правления Ивана IV». Я предлагаю «обозвать» данные материалы – «личное дело первого царя». Для того чтобы класс работал в едином направлении – необходимо, найти форму рефлексии (совместное редактирование презентации, «пресс-конференция», защита подтемы, проблемный вопрос – учитель выберет сам). Дальше необходимо это «личное дело» заполнить – в каждой группе должен быть - во-первых, сходный материал и портрет, а во-вторых, специфический материал (чаще всего разбиваем по эпохам правления Ивана Грозного). То есть, учитель ищет первоисточники, характеризующие Ивана IV в целом, знаменитые высказывания о царе, картины с ним, общую характеристику эпохи. Это первые страницы. У меня титульный лист «личного дела» выглядело так (см. рис.1)Начиная с 4 страницы материал начинает разделяться: в
каждой подгруппе свое – или переписка с Курбским и данные об опричнине, или текстовые задания о внешней политике, или информация о семье и т.д. Обязательно формируется чек-лист, подводящий к общей беседе (например, проблемный вопрос может звучать так – «Иван Васильевич – душегуб и/или великий царь»). То есть после защиты совей подтемы ребята решают данный общий вопрос.
Теперь попробуйте представить, сколько времени и возможностей это займет у учителя - продумать беседу, собрать материал (он должен обязательно выходить за рамки школьного учебника).
С проблемами использования данной технологии определились, повторись – это необходимость энциклопедических знаний у учителя, необходимость длительной и затратной подготовительной работы, наличие у учителя навыков вести проблемную дискуссию, ориентируюсь по течению урока и координировать её в нужном направлении.
Ещё очень важно сказать, что любая даже хорошо отработанная педагогическая технология в современной педагогической практике, не может дать качественно высоких результатов обучения. Важнейшим в подходе и выборе приемов и методов обучения я считаю умение сочетать несколько педтехнологий на уроках. Важно это по тому что современный подросток обладает клиповым мышлением. Для современного школьника наитруднейшая задача удерживать внимание и работоспособность в течении 40 минут. Данный подход – очередная «головная боль» учителя. Сколько и какие технологии сочетать? Или технология одна, а методов и приемов несколько? Что привлечет учащихся – привычное течение уроков или каждый раз «фонтан неожиданностей»?
Решение данной проблемы я нашла в небольшой по своему объему брошюре «Приемы педагогической техники» Анатолия Гина. Его методы (некоторые из них) стали для меня большим подспорьем в решении вопроса о повышении познавательной деятельности у учащихся, а как следствия – повышение качества образования.
Как же решить проблемы применения современных педагогических технологий? Во-первых каждый урок должен быть тщательно продуман, но теперь это не конспект урока. Учитель должен понимать, что он и учащиеся – это не запрограммированные роботы. Невозможно прописать конспект урока если он интерактивен. Есть план урока, есть план новой темы (это разное понятие и с планом новой темы учащиеся должны быть знакомы, у меня он записан на доске всегда) и есть сценарий – что делать если урок (точнее беседа) пойдет по другому вектору изучения (а именно для этого нужны энциклопедические знания и ориентирование не только в классической, но и в вариативной истории, к примеру что вы будете делать, если родители вашего шестикластника сторонники теории Гумилева или Фоменко?). Во-вторых, каждый урок должен начинаться и заканчиваться одинаково. Это чувство стабильности и ваше, и учащихся. А вот «внутри» урока – это творчество. Например, технология кейс-пакет – используем её не каждый урок, на один из уроков приносим один на всех, другой работаем парами, третий – собираем сами («кейс-технология наоборот»), четвертый – работа в группах. На одном уроке – работа с документами занимает весь урок (кроме рефлексии), на другом – часть его, на третьем – это домашнее задание. А вот приветствие и прощание с классом – стабильное, одинаковое. Например, звонок в маленький колокольчик и приветствие с улыбкой («Ну, что, господа, начнем урок? (!)»), а в конце предложить поаплодировать, себе (если заслужили), учителю, тем кто все понял и т.д. Дети этого ждут, им нужна такая стабильность. В-третьих, нужно не пересыщать урок педагогическими приемами, методами и технологиями. 2- 3 метода (технологии) на одном уроке, наличие современной технике (например, технология «палет», при обсуждение проблемного вопроса или проекта в домашнем задании). Например, «кейс-технологии» отлично сочетаются или с мозговым штурмом или проблемным обучение, а вот игровые технологии сочетать ни с чем нельзя.
В конце своей статьи я хотела пожелать всем больших успехов. Найти в каждом уроке свою «изюминку». Научиться не боятся трудностей и любить свою работу. Удачи всем, коллеги.