Урок русского языка в 3 классе на тему «Что такое суффикс? Как найти к слове суффикс?»
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
PPTX / 27.05 Мб
Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся читают свои тексты.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1) Землю согрело, не опоздай с посевом.
2) Разлитую воду не соберёшь.
— Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.
IV. Самоопределение к деятельности
— Спишите слова. Выделите в них корень. Столик, пенёк, лётчик.
— Назовите окончания. (Нулевые окончания.)
— Объясните лексическое значение каждого слова.
— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)
— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 164 (с. 89).
— Прочитайте стихотворение.
(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)
Упр. 165 (с. 89).
— Прочитайте группы слов.
— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?
— С помощью какой части слова образованы новые слова?
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое суффикс?
— Для чего служат суффиксы?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 166 (с. 90).
— Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?
— Выполните задания.
— Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-СК-).)
— Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-1 (Русский, конских.)
— А как называют жителей нашего города (села)?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?
— Приведите примеры.
Упр. 167 (с. 90).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Шарады
Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
Корень - с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник.
Целым же — в космос проник. (Спутник.)
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
— Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригороде)
— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок.)
— Что такое приставка? Для чего она служит?
— Что такое суффикс? Для чего он служит?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Записать десять слов с суффиксами.