12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Guseva N155
Россия, Ставропольский край, Зольская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок русского языка в 3-м классе

 по теме :"Суффикс и его роль в слове" ОС "Школа 2100"

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид контроля: фронтальный, самоконтроль.

Цель: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Задачи:

1.Формировать умение различать суффиксы, которые придают оттенки значений, разбирать слова по составу, развивать орфографическую зоркость.

2.Формировать личностные УУД через содержание учебного материала.

3.Развивать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

-понять роль образования однокоренных имён существительных с помощью суффиксов.

Метапредметные:

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

-выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

-выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

-оценивать результаты собственной деятельности.

Коммуникативные:

-учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

-участвовать в диалоге;

- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

- определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данной темы;

-извлекать информацию представленную в разных формах.

-определять какой суффикс несёт пренебрежительный, увеличительный или уменьшительно-ласкательный оттенок в значении слова.

Личностные:

-проявлять познавательный интерес и положительную мотивацию к изучению темы.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, тесты, таблица разбора слова по составу, «волшебная палочка», снежинки (белые и голубые), снеговики.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный день. Праздничный. У нас на уроке много гостей. Повернитесь, ребята, и еще раз поприветствуем всех.

А теперь поприветствуем друг друга и пожелаем успехов.

Игра-приветствие “Здравствуйте!”

(Учащиеся поочередно касаются пальцами пальцев рук своего соседа, начиная с больших)

2. Минутка  чистописания:

- Ребята, работа на уроке предстоит серьезная, поэтому настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь и правильно положите ее на парте.

Запишите число, «Классная работа».

Посмотрите на первую строчку.

   ОК   ИК   ЧИК   УШК   ОНОК

- Что интересного увидели в 1-й строке?

- Как можно одним словом назвать эти сочетания букв? Запишите их красиво в тетрадь.

Посмотрите на вторую строку.

   ЛЕСОК    СТУЛЬЧИК      ДОМИК  

- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

Запишите и их красиво в тетрадь.

3. Словарная работа. 

- Отгадайте загадки. Напишите отгадки в строку, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

1. Маленький серенький,

Под кустом сидит.

От страха дрожит. (заяц).

2. Он всегда на что-то злится

И всегда, когда сердит

Детворе румянит лица,

А всех старых молодит. (мороз)

3. Серебристой бахромой

на ветвях висит зимой

а весною на весу

превращается в росу. (иней)

4.Варенье солнечно, как юг,

На пирожки с повидлом – спрос.

В сушеном виде он – урюк,

А в натуральном - … (абрикос).

Самопроверка: Сверьтесь с записью на доске. (слайд 1)              

4. Актуализация изученного.

Еще раз посмотрите на словарные слова. Возьмите первые буквы и составьте слово. Какое слово у вас получилось? (зима)

Мы постараемся, чтобы зимняя тема проходила через весь урок. (слайд 2)

Этому времени года художники, композиторы, поэты посвящали свои произведения. Показ иллюстраций картин Шишкина, Грабаря (слайд 3,4).

Сейчас прочитайте строки из стихотворений Н.Некрасова. (слайд 5)

Мороз – воевода дозором Дело под вечер, зимой,

Обходит владенья свои. И морозец знатный.

Какому времени года посвятил поэт эти строчки из стихов?

Выпишите из каждого предложения слова, однокоренные со словом заморозки. (слайд 6) В записанных словах выделите окончание и основу, а также корень и приставку. Что за часть у нас осталась? Кто знает, как она называется? А что такое суффикс? Как он обозначается на письме? (Демонстрация на экране сказки-флеш «суффикс»)

5. Формулирование темы и цели урока.

- Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказала:

«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два и даже три».

Правильно, это суффикс. Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Запись темы. (слайд 7)

«Суффикс и его роль в слове».

6. Работа над новым материалом. Введение в новую тему.

- Давайте вспомним все, что мы знаем о суффиксе? (слайд 8)

ЧАСТЬ СЛОВА

СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ (слайд 9)

- Эти высказывания мы и будем проверять на уроке.

- Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках. У меня на экране (слайд 10), а у вас на партах лежат снеговики.

- Сейчас мы сформируем лицо снеговика. Вы вспомните, как называются части слова и как они обозначаются, и лицо примет определенное выражение.

(Окончание)

Обозначаем левый глаз.

(Суффикс)

Обозначаем правый глаз.

Называюсь я… (приставка)

Обозначаем нос.

(Корень)

Обозначаем рот.

Без окончания, часть слова.

Называюсь я… (основа)

Обозначаем челку над глазами.

(слайд 10)

Да, лицо у нашего человечка получилось немного грустное, но я думаю, что к концу урока он улыбнется. А для этого надо выполнить все задания.

Вернуться к началу урока.

- Доказали ли мы, что суффикс является частью слова?

Каждая часть слова выполняет свою работу. Какая работа у суффикса?

(слайд 11)

Вы хорошо справились с заданием. Я думаю, что наш снеговик остался доволен и предлагает вам выполнить еще одно задание.

7. Работа с учебником.

Упр.194 стр.131

- Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стихотворение)

- В какое время года происходят события? (Зимой)

Почему?

- Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?

ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК

- Какие это чувства? (Доброта, сочувствие, любовь)

- Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?

- ИК, -ЕК, -К

- Какое значение придают эти суффиксы словам? (На экране) (Уменьшительно-ласкательное)

 

8. Физминутка для глаз (слайды 12-19)

Лексическая работа.

- Прочитайте слова в рамке. Что можете о них сказать? (Синонимы)

- Какие слова называются синонимами? (Слова одинаковые по значению, но разные по написанию)

Разбор слов по составу. Посмотрите, какая схема подходит к словам (лапа, лапка). Проверка. (Слайд 20)

9. Закрепление пройденного.

Игра «Побудь волшебником».

У меня есть «волшебная» палочка, а вот на экране слова: кот, дом, хвост, стол. (слайд 21) Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Суффиксы вносят в слова и другое значение.

Скажите, с какой частью слова мы сегодня познакомились на уроке? Перечислите все части слова. А сейчас проверьте себя. У вас на партах лежат листы с тестом. Вам нужно найти правильные варианты ответов.

Микроитог.

10. Итог урока. Рефлексия

-Чему мы учились на уроке?

-Что же такое суффикс?

-Что ещё вы о нём знаете?

-Какую роль играют суффиксы в словообразовании? (образуют новые слова)

- Доказали ли мы, что суффикс-это часть слова и нужен для образования новых слов?

-Кто остался доволен своей работой? (Поднимите снежинки)

- Выставление оценок. (Самооценка на снежинках)

11. Домашнее задание с пояснением.

Откройте учебник с. 139 упр.6 Прочитайте задание и текст.

Есть ли вопросы?

Дополнительное задание: придумать сказку о суффиксе.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.