Сценарий урока русского языка «Суффикс как часть слова»
Суффикс как часть слова
Цель учебного занятия: создание условий для формирования у учащихся представлений о суффиксе.
Задачи учебного занятия:
Создать условия для проявления исследовательских способностей учащихся.
Познакомить учащихся с суффиксом.
Создать условия для формирования у учащихся практического умения находить и выделять суффикс в словах.
Создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей
Обогащать словарный запас учащихся.
Отрабатывать каллиграфию письма.
Способствовать воспитанию коммуникативных качеств, умению работать в группах.
Создать атмосферу успешности каждого ученика, предупреждать утомляемость детей
Оборудование для учителя: плакаты с напечатанной гипотезой и опорными словами, листочки с заданиями (по количеству детей), напечатанный лист «Узелок на память».
Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Ход учебного занятия:
I. Мотивационный момент.
Учебный день только начинается , и у вас есть все шансы сделать его успешным. Я желаю вам быть внимательными, работать с настроением, чувствовать плечо друзей на занятии и не забывать об улыбке!
Сегодня утром я шла в школу и с неба падали снежинки, одну из них самую большую я принесла в класс. На её лучиках мы прочитаем, какая нам предстоит работа.
(Учитель обращает внимание ребят на магнитную доску, где прикреплена большая снежинка.)
*доказывать,
*исправлять,
*вспоминать,
*наблюдать,
*помогать,
*думать
Организационный момент.
Запись числа.
Словарная работа.
НА ДОСКЕ
Найдите и запишите слова, которые я зашифровала: пальсуфто, собафика, тетксрадь.
Словарь: пальто, собака, тетрадь.
-Какие это слова? Как их можно проверить?
(Словарные, написание надо запомнить)
Ребята, мы уже знаем, что слова состоят из частей - кирпичиков.
Какие части вы знаете?
Корни и окончания.
Что вы можете сказать об окончание?
( Это изменяемая часть слова.)
Для чего служит окончание?
(Для связи слов в предложениях. Обозначается так: )
Вывешиваю знак на доску.
А корень?
( Это- главная значимая часть родственный слов. Обозначается так: ) Вывешиваю на да доску.
Итак, мы уже с вами знаем, что слова состоят из корня и окончания. Мне интересно ваше мнение. Поднимите руку, кто считает, что в слове могут быть и другие части, кроме корня и окончания? А кто считает, что других частей в слове не бывает?
1.Предположим, что в слове есть и другие части, кроме корня и окончания.
Можно ли предположить, что другие части слова имеют такое же важное значение, как корень и окончание?
Итак, сформулируем второе предположение
2. Если в слове есть другие части, то они играют важную роль.
Ну а теперь попробуем опровергнуть или подтвердить первое предположение.
Игра собери группы родственных слов. И записать в тетрадь. Выделить корень и окончание. Работа в группах. Проверка у доски.
тигр |
дом |
берёза |
нос |
вода |
тигрёнок |
домик |
берёзовый |
носик |
водица |
тигрица |
домище |
носище |
водичка |
|
тигровый |
домовой |
берёзка |
носовой |
водный |
полосатый |
домовёнок |
берёзонька |
носочек |
водяной |
домашний |
бирюзовый |
водить |
||
бирюза |
носок |
водитель |
Итак, ребята так существуют ли другие части слова незнакомые вам?
Да . А заметил где эта часть стоит?
( Между корнем и окончанием)
И так первое предположение мы подтвердили.
Кто знает, как называется эта часть слова?
Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься? Что нового узнаем?
( Как называется эта часть слова. Для чего она служит, и как обозначается.)
А тема нашего урока зашифрована в словарных словах.
«Суффикс»
А теперь обратимся ко 2 предположению: для чего же нужен в слове суффикс?
Вот был у нас cлово «слон», добавили суффикс –ёнок и что получилось? Новое слово (то же проговаривается со словами страус и еж).
Теперь, используя суффиксы –ёнок, -онок образуйте названия детенышей животных.
Работа в рабочей тетради
Выделите все известные вам части слова. Поменяйтесь тетрадями (Взаимопроверка).
Ребята, что мы с вами сейчас делали ? Образовывали новые слова.
Значит, какую роль выполняет суффикс? (Образует новые слова.)
Мы подтвердили второе предположение.
Ребята, я открою вам тайну , что суффикс имеет ещё и значение.
Сообщение о суффиксах. Рубрика «Тайна языка»
- Суффиксов в русском языке много. И обозначается так:
Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Вот здесь под крышей первого домика живут суффиксы, которые придают словам увеличительное значение. Прочитайте эти суффиксы. (-ин, -ищ-).Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как они становятся большими и могущественными, и мы их называем не дом, а домище, не ветер, а ветрище.
А под крышей этого домика живут суффиксы, которые вносят в слово уменьшительно-ласкательное значение.
Прочитайте эти суффиксы. (- к; -ик-, -инк-, -ок-, очк, ошк, -ушк -, -онк-, чик)
Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше, а характером добрее и ласковее. дом - домик, ветер-ветерок
А вот ещё группа суффиксов которые встречаются в словах это -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы выполнив работу в карточках.
Образуй слова с помощью суффиксов -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумай, какое значение имеют эти суффиксы. Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне. А если в Париже, то ты ____________________. если на Земле, то ты ______________________, если на Марсе, то ты ____________________. |
Проверка по эталону.
- Какое значение имеют эти суффиксы? (Эти слова называют людей по месту их жительства).
Работа у доски .
У меня доске листы со словами – названиями блюд. Допишите к словам, если это возможно, суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
СУП, РАГУ, САЛАТ, БАТОН, ТОРТ, АРБУЗ, КАКАО, ЛИМОН, ПЮРЕ, КОФЕ .
Какие слова у вас получились? Запись в тетрадь.
Супчик, салатик, батончик, тортик , арбузик , лимончик.
(На стенд «Узелок на память» вывешивается памятка: «От слов рагу, какао, пюре, кофе нельзя образовать новые слова с суффиксами. Они состоят только из одного корня».)
Итог урока
Итак, вспомним предположения, которые мы выдвинули.
И ответим на вопросы в «Обучающем калейдоскопе»
Соедини утверждения
Есть ли в словах другая часть, кроме окончания и корня? |
Окончание |
|
Как она называется часть слова стоящая между корнем и окончанием? |
После корня |
|
Изменяемая часть слова. |
Для связи слов в предложениях |
|
Для чего служит суффикс? |
Да |
|
Где стоит суффикс? |
Образования новых слов |
|
Суффикс обозначается так: |
уменьшительно-ласкательные |
|
Суффиксы -оньк, -еньк, -ушк, -ик,-очк – |
называют людей по месту их жительства. |
|
Для чего служит окончание? |
Суффикс |
|
Главная значимая часть родственный слов? |
||
Слова с суффиксами -ан-, - ян-, - анин-, - янин- |
Корень |
Поднимите руку те, кто не допустил ошибок. У кого 1 ошибка? Больше одной?
Итак подытожим:
ПАМЯТКА “Суффикс”
1.Часть слова.
2. Служит для образования новых слов.
3.Стоит после корня.
4.Изменяет значение.
И обозначается так :
Таблички с ответами вывешиваются на доку.
Рефлексия.
- Как вы можете оценить свою работу на уроке?
- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.
- Покажите, на сколько сегодня вы:
Были активны на уроке.
На сколько вы поняли новую тему.
На сколько вам понравился урок
(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).
Выставление и аргументация отметок за урок
- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!
- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).
Д/З на выбор.
Дифференцированное домашнее задание по трем уровням
(работа по карточкам).
1 уровень. Базовый.
Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.
Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.
Определите значение выделенных в словах суффиксов.
2 уровень. Повышенной сложности.
От каждого слова образуйте новое с помощью одного, из данных суффиксов.
Суффиксы: -ник,-ышк,-ик, -очк, -н, -ечк.-ок, -ек,-ек, -еньк.-к, -ушк, -ист, -ов, -ин, -чик, -ищ.
Слова: звезда, еж, путь, слово, мед, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, береза, груз, баян.
Образованные слова напишите. Выделите в них суффиксы. Какие суффиксы вы запомнили?
3 уровень. Творческий.
Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.
№ |
Корень |
Суффикс |
Окончание |
1 |
краски |
дочка |
лапа |
2 |
ходить |
дом |
рот |
3 |
слово |
лисица |
береза |
4 |
дарит |
холодок |
мост |
5 |
сиреневый |
трава |
пенал |
6 |
школа |
лесник |
дождь |
Образованные слова напишите, выделите их части. Составьте предложение, в которое вошло бы возможно большее количество образованных слов.
Евдакименко Виктория Викторовна