Урок русского языка в 3 классе «Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...»
Пояснительная записка к презентации
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени В. М Пучковой»
с. Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
Урок русского языка в 3 классе.
УМК «Школа России».
Тема: Суффикс как значимая часть слова.
Образование новых слов с помощью суффикса...
Подготовила и провела:
Быева Ирина Анатольевна
учитель начальных классов высшей категории
Тема:Суффикскак значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...
Тип урока:открытие новых знаний.
Цели урока:
Предметные:
Находить в словах суффикс.
Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.
Вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.
Определять значение суффикса.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-
учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;
учить проводить сравнение.
Регулятивные УУД:
-
формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
-
формирование умение работать в паре, в группе; учить договариваться,
Личностные:
формировать, положительное отношение к процессу обучения;
формировать интерес к учебному материалу;
формирование адекватной самооценки;
воспитывать познавательный интерес к русскому языку
приходить к общему решению.
Орг. Момент. (слайд)
Давайте,
улыбнёмся друг другу.
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся
И силой наполняемся, дарующей успех.
Каллиграфическая минутка . ( на доске)
Актуализация знаний, постановка
темы и цели урока
Есть ли однокоренные слова в нашем предложении?
Как вы узнали. что они однокоренные?
Что такое корень?
Что такое окончание?
С помощью чего они образованы? (приставка)
Что такое приставка?
Какая часть осталась невыделенной?
Что такое суффикс?
СЛАЙД : Тема урока
Мы на прошлом уроке узнали, что такое суффикс, как его найти. Зачем сегодня снова изучать суффикс? Какие цели и задачи перед собой поставим?
Тема урока и постановка целей.
Мы должны закрепить : (слайд)
Что такое суффикс?
Где стоит суффикс?
Что образуют суффиксы.
Мы должны узнать :
Почему суффикс - значимая часть слова.
На какие группы по значению делятся суффиксы?
Работа в группах.
Образовать с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова
Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива
Уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Образовать с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-
слова - профессии
Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.
Профессия или род занятий
Образовать с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.
Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,
Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.
Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет
Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог
Увеличительное значение.
Образовать с помощью суффиксов - ан-, -ян-, -анин-, -янин-.
слова, обозначающие жителя страны, населенного пункта.
Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты _____________ , а мы ____________ ,
на Земле ты ______________ , а мы _________________,
в Хороле, ты ____________, а мы __________________ .
в городе ты ______________, а мы __________________.
Образовать с помощью суффиксов–ович-, -евич-, -ич- слова - отчества
Иван, Семен, Игорь, Петр, Илья, Павел.
Суффиксы отчеств.
Рефлексия (значения суффиксов)
Работа с доской.( принести суффиксы к значению)
Проверка работы групп. Выяснение значений суффиксов. На доске появляются слова:
СУФФИКСЫ
Уменьшительно – ласкательные
Профессии или рода занятий
Названия детенышей животных
Увеличительного значения
Обозначающие жителя(страны, города, края)
Суффиксы отчеств.
Представитель каждой группы выходит к доске и прикрепляет суффиксы.
Появляется табличка:
ФИЗМИНУТКАдля глаз.
Работа в парах
Разобрать слова по составу
Зуб - зубок
глаза - глазища
коньки -коньковый
лыжи - лыжник
морковь-морковка
болезнь- болезненный
жир-жирок
САМОПРОВЕРКА
Что такое корень?
Как вы определяли окончание?
Как находили суффикс?
Подведение итога урока, ответы на вопросы, поставленные в начале урока. (слайд)
Разбор Д.З. стр. 92 упр. 172
Рефлексия по уроку ( слайды)
Самооценка.
Коллективная работа
Выбери правильное утверждение. ( слайды)
Дополнительный материал
Суффикс -ёр-
Жил-был суффикс -ёр-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.
Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.
Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-?
- А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?
Презентация
PPTX / 3.06 Мб