Разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс как значимая часть слова»
Пояснительная записка к презентации
Разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Тема: «Суффикс»
Цель урока:
повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;
дать понятие о суффиксе как значимой части слова;
повторить определения основы, окончания, корня.
осмысление словообразующей роли суффикса;
наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно;
способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формированию самооценки;
способствовать привитию интереса к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.
Тип урока: знакомство с новой темой.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Оборудование к уроку: проектор, компьютер, презентация (Презентация к уроку по теме "Суффикс"), учебник, карточки с заданиями, оформление кабинета (картины художников, иллюстрации зимних видов спорта, атрибуты зимней одежды, коньки, клюшка-шайба, лыжи, выставка книг про зимние виды спорта и т.д.)
Формировать УУД:
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с морфемой - суффикс.
Метапредметные: привитие интереса к различным видам спорта, олимпийским играм, здоровому образу жизни, создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности.
Ход урока:
1.5 мин.Мотивация: Слайд 1
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Доброе утро, ребята, присаживайтесь. Пожелаем друг другу добра, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня на уроке присутствуют мои коллеги, они пришли посмотреть на наш урок.
Вы, наверняка, обратили внимание на необычную, «снежную» обстановку в кабинете. Здесь и картины русских художников, и зимние атрибуты одежды, и иллюстрации зимних видов спорта, и выставка книг. Конечно, это не просто так, потому что вчера 22 января был очень интересный день. А вот какой, расскажут нам Алина Кудряшова и Саша Богатков. Слайд 2
22 января 2017г отмечался
Всемирный день снега (Международный день зимних видов спорта) — праздник довольно молодой. Инициатором его ежегодного проведения стала Международная федерация лыжного спорта. Именно она в начале 2012 года предложила отмечать его в предпоследнее январское воскресенье.
Традиционным в этот день является проведение различных увлекательных соревнований, интересных показательных выступлений и снежных фестивалей, одной из целей которых является популяризация активных зимних видов спорта. Также организуются забавы, развлечения и игры, дающие возможность порадоваться снегу, насладиться этим белым чудом и сохранить впечатления в памяти до следующего зимнего сезона.
День всемирный снега нынче,
Поздравляю всех вас я.
Будет пусть лишь белоснежной
Эта славная зима.
Кружатся пускай снежинки
На удачу и добро,
Пусть мороз не остужает
В душах пламенных тепло.
Ребята, вы, проснувшись утром, делали зарядку? А любите ли вы спорт? Хотите ли быть спортсменами?
А какими, по - вашему, чертами характера должен обладать спортсмен? (сила воли, дисциплинированность, воля к победе и т.д.)
Важны ли эти качества в обычной жизни для простого человека? А для ученика?
Попробуем сегодня, изучая тему урока, проявить данные спортивные качества.
5 мин. Актуализация знаний (разминка):
-
задание на повторение пройденного материала:
- У спортсменов в начале тренировки, перед соревнованием всегда проводится разминка. Поступим и мы также, проведём разминку, только не физическую, а интеллектуальную, ответив на мои вопросы по изучаемой теме.
«Разминка»
- Что изучается в морфемике? (части слова)
- Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)
- Назовите мне самую главную морфему в слове? (корень)
- Что называется окончанием? (значимая часть слова, которая образует формы слова)
- Какие слова не имеют окончания? (неизменяемые)
- Что такое основа? (часть слова без окончания)
Молодцы! Справились замечательно!
10 мин. Формирование новых знаний:
- Ребята, а какие зимние виды спорта вы знаете? Ответы.
На слайдах 3-4 названия и изображения разных видов спорта: биатлон, бобслей, кёрлинг, хоккей, фигурное катание, сноуборд, лыжный спорт, прыжки с трамплина.
Обратите внимание, что некоторые слова, представленные здесь иностранного происхождения. Например, СКЕЛЕТОН — (английское skeleton, буквально скелет, каркас), скоростной спуск с гор на специальных санях без рулевого управления.
А в каких словарях мы можем посмотреть значение таких слов? (словарь иностранных слов)
Задание «Зимние виды спорта»
- Образуйте от предложенных названий видов спорта названия спортсменов, занимающихся данными видами спорта.
Определение темы урока
Какая морфема помогла выполнить данное задание? Сформулируйте тему урока (Суффикс - значимая часть слова). Приветствуем суффикс! Вот такая крышечка или домик, как его еще называют, будет помогать нам сегодня на уроке. Слайд 5
Открываем тетради и запишем число и тему урока. Сегодня 23 января день почерка или день ручного письма. Не стоит забывать, что почерк человека похож на искусство. Учрежден праздник с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека. Слайд 6
Запись числа в тетрадях и темы урока
Двадцать третье января
Классная работа
Тема урока: суффикс - значимая часть слова.
Работа по учебнику
Откройте учебник на стр. 17 и прочитаем правило о суффиксе.
Кстати, слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX , что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением. Слайд 7
Определение цели урока
- Ребята, как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Находить в словах суффиксы, научиться выделять их, с помощью суффикса образовывать слова).
Какую роль играет в слове суффикс? Для чего же служит суффикс? (Суффикс служит для образования слов. Суффикс придает слову новое значение) В ходе урока мы убедимся, что суффикс служит не только для образования слов, но и придает слову новое значение.
Итак, суффикс помогает нам образовывать новые слова.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение С.Погореловского «Снежная сказка», а вы внимательно послушайте.
(Звучит композиция «Декабрь» из цикла П.И.Чайковского «Времена года».)
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
- Понравилось вам стихотворение? Я прочитаю вам ещё раз его, а вы попробуйте найти в нём однокоренные слова. Один человек у доски.
Итак, слушайте внимательно.
(Читаю стихотворение без музыкального сопровождения.)
- Назовите однокоренные слова, которые услышали. Запишите их в тетради. Слайд 8
снегам, снежные, снеговикам, заснеженной, снежки, снегурки. А теперь проверьте и допишите слова, которые мы не назвали. Снегопад, снегоход, снежище. Снежок Снегурочка снегоочиститель снежинка Снежана снеголом снеговой снегомобиль снегопогрузчик Снежногорск.
В современном русском языке слова снег и снегирь не являются однокоренными.
В слове снегирь корнем является все слово целиком, а не снег.
Да несколько столетий назад это слово и писалось-то через и - снИгирь, иотому что оно произошло от тюркского слова сниг, что означает красногрудый.
Потом в современном русском языке написание этого слова изменилось, потому что в народе птица стала ассоциироваться со снегом из-за того, что она прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.
То, что сейчас эти слова не являются однокоренными, отмечается и в "Школьном словообразовательном словаре", и в "Морфемно-орфографическом словаре" Тихонова.
СНЕГОМЕР - метеорологический инструмент для измерения плотности и высоты снежного покрова.
- Прочитайте ещё раз родственные слова. Все ли слова вам понятны?
- А что такое «снегурки»?
- Если нам трудно объяснить значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть значение этого слова в толковом словаре.)
Пока ищет один человек значение в словаре, говорим, какие еще словари им известны
- Мы нашли в словаре, что «снегурки» - это то же самое, что и снегурочки.
Затем открыли статью о «снегурочках» и выяснили, что «снегурочки – это название коньков с круто - загнутой передней частью».
- Посмотрите, ребята, как выглядели эти коньки. (Показываю фотографии с изображением снегурок.) - На таких коньках катались ваши прабабушки и прадедушки. Слайд 9
А мы с вами отправляемся в лес на лыжах.
Физминутка: 2 мин. Слайд 10
Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно работают лыжными палками)
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
II. 10 мин. Но, оказывается, суффикс в нашем языке очень значим, потому что не только образует новые слова, но при этом придает новые оттенки значения словам. Какие же?
Значения суффиксов существительных (сегодня мы остановимся с вами именно на этой части речи, а на след уроке продолжим разговор и про другие).
1. Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. (Давайте запишем эти слова). Это были БАРАБАНЫ, КОЛОКОЛА, СТУЛЬЯ и многие им подобные.
Но вот появился суффикс –чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса –чик была очень важная особенность: он умел уменьшать слова.
-Давайте попробуем это сделать с теми словами, которые вы записали: барабан-барабанчик и т.д.
Вывод: суффикс –чик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение. Вместе с ним такую функцию выполняют ик ключик, ек замочек, ок дружок, очк, ечк книжечка, еньк доченька. Слайд 11
2. Слайд 12 Глядя на экран, вам в тетрадь необходимо записать то, что означают данные картинки и выделить суффикс. Какое значение объединяет все эти слова? Это люди профессий: Суффиксы ист, ник, чик, щик, тель, ач обозначают профессию, род деятельности.
3. Как называют жителей России? Россияне. А мы живем в Ковернино. Мы кто? Ковернинцы.А те, кто живут в Перми? Пермяки. А кто приезжает к нам из Москвы. В Ниж.обл есть поселок Вача, а жители там вачкасы. В Курске живут куряне.
Иц, еч, як.
Слайд 13
Пометьте себе на полях, найти дома информацию о том, как называют жителей разных городов.
Первичное закрепление и проговаривание вслух: Слайд 14
У нас есть волшебный сундучок. В нем снежки со словами. Я пройду по рядам, вы достанете любой снежок и ваша задача - образовать слово с изученными значениями.
Какие слова нам встречались: зима, снег и т.д. Попробуйте составить с ними или со своими по этой же теме выразительные предложения или словосочетания. Помогут вам в этом и представленные картины.
Подует легкий ветерок, с тихим шорохом пробежит по всему земному пространству и вскоре затихает. (Повест.,невоскл., простое, двусоставное, распрост., осл. однородн. сказуемыми.)
Рефлексия.
-
Вспомните, какие цели и задачи ставили вы перед собой сегодня в течение урока. Удалось нам их достичь?
У вас на партах снежинки. Нарисуйте на них то, что соответствует вашим знаниям: слайд 15
Солнце – понял тему замечательно, узнал много нового
Капелька – понял не полностью
Туча – ничего не понял.
При выходе из кабинета, прикрепите, пожалуйста, каждый свою снежинку на доску.
Д.З.: слайд 16
- написать мини-сочинение на тему «Мои любимые зимние забавы»
- какие зимние игры были раньше у наших родителей, у бабушек (узнать).