12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Унжина Наталья Петровна566
Люблю свою работу!
Россия, Нижегородская обл., Ковернино
8

Разработка урока в 5 классе на тему «Суффикс как значимая часть слова»



Разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Тема: «Суффикс»

Цель урока:

повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;

дать понятие о суффиксе как значимой части слова;

повторить определения основы, окончания, корня.

осмысление словообразующей роли суффикса;

наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно;

способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формированию самооценки;

способствовать привитию интереса к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.

Тип урока: знакомство с новой темой.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Оборудование к уроку: проектор, компьютер, презентация (Презентация к уроку по теме "Суффикс"), учебник, карточки с заданиями, оформление кабинета (картины художников, иллюстрации зимних видов спорта, атрибуты зимней одежды, коньки, клюшка-шайба, лыжи, выставка книг про зимние виды спорта и т.д.)

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с морфемой - суффикс.

Метапредметные: привитие интереса к различным видам спорта, олимпийским играм, здоровому образу жизни, создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности.

Ход урока:

1.5 мин.Мотивация: Слайд 1


Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Доброе утро, ребята, присаживайтесь. Пожелаем друг другу добра, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Сегодня на уроке присутствуют мои коллеги, они пришли посмотреть на наш урок.

Вы, наверняка, обратили внимание на необычную, «снежную» обстановку в кабинете. Здесь и картины русских художников, и зимние атрибуты одежды, и иллюстрации зимних видов спорта, и выставка книг. Конечно, это не просто так, потому что вчера 22 января был очень интересный день. А вот какой, расскажут нам Алина Кудряшова и Саша Богатков. Слайд 2

22 января 2017г отмечался

Всемирный день снега (Международный день зимних видов спорта) — праздник довольно молодой. Инициатором его ежегодного проведения стала Международная федерация лыжного спорта. Именно она в начале 2012 года предложила отмечать его в предпоследнее январское воскресенье.

Традиционным в этот день является проведение различных увлекательных соревнований, интересных показательных выступлений и снежных фестивалей, одной из целей которых является популяризация активных зимних видов спорта. Также организуются забавы, развлечения и игры, дающие возможность порадоваться снегу, насладиться этим белым чудом и сохранить впечатления в памяти до следующего зимнего сезона.

День всемирный снега нынче,
Поздравляю всех вас я.
Будет пусть лишь белоснежной
Эта славная зима.

Кружатся пускай снежинки
На удачу и добро,
Пусть мороз не остужает
В душах пламенных тепло.

Ребята, вы, проснувшись утром, делали зарядку? А любите ли вы спорт? Хотите ли быть спортсменами?

А какими, по - вашему, чертами характера должен обладать спортсмен? (сила воли, дисциплинированность, воля к победе и т.д.)

Важны ли эти качества в обычной жизни для простого человека? А для ученика?

Попробуем сегодня, изучая тему урока, проявить данные спортивные качества.

 

5 мин. Актуализация знаний (разминка):

  1. задание на повторение пройденного материала:

- У спортсменов в начале тренировки, перед соревнованием всегда проводится разминка. Поступим и мы также, проведём разминку, только не физическую, а интеллектуальную, ответив на мои вопросы по изучаемой теме.

«Разминка»

- Что изучается в морфемике? (части слова)

- Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)

- Назовите мне самую главную морфему в слове? (корень)

- Что называется окончанием? (значимая часть слова, которая образует формы слова)

- Какие слова не имеют окончания? (неизменяемые)

- Что такое основа? (часть слова без окончания)

Молодцы! Справились замечательно!

10 мин. Формирование новых знаний:

- Ребята, а какие зимние виды спорта вы знаете? Ответы.

На слайдах 3-4 названия и изображения разных видов спорта: биатлон, бобслей, кёрлинг, хоккей, фигурное катание, сноуборд, лыжный спорт, прыжки с трамплина.

Обратите внимание, что некоторые слова, представленные здесь иностранного происхождения. Например, СКЕЛЕТОН — (английское skeleton, буквально скелет, каркас), скоростной спуск с гор на специальных санях без рулевого управления.

А в каких словарях мы можем посмотреть значение таких слов? (словарь иностранных слов)

Задание «Зимние виды спорта»

- Образуйте от предложенных названий видов спорта названия спортсменов, занимающихся данными видами спорта.

Определение темы урока

Какая морфема помогла выполнить данное задание? Сформулируйте тему урока (Суффикс - значимая часть слова). Приветствуем суффикс! Вот такая крышечка или домик, как его еще называют, будет помогать нам сегодня на уроке. Слайд 5

Открываем тетради и запишем число и тему урока. Сегодня 23 января день почерка или день ручного письма. Не стоит забывать, что почерк человека похож на искусство. Учрежден праздник с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека. Слайд 6

Запись числа в тетрадях и темы урока

Двадцать третье января

Классная работа

Тема урока: суффикс - значимая часть слова.

Работа по учебнику

Откройте учебник на стр. 17 и прочитаем правило о суффиксе.

Кстати, слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX , что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением. Слайд 7

Определение цели урока

- Ребята, как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Находить в словах суффиксы, научиться выделять их, с помощью суффикса образовывать слова).

Какую роль играет в слове суффикс? Для чего же служит суффикс? (Суффикс служит для образования слов. Суффикс придает слову новое значение) В ходе урока мы убедимся, что суффикс служит не только для образования слов, но и придает слову новое значение.

Итак, суффикс помогает нам образовывать новые слова.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение С.Погореловского «Снежная сказка», а вы внимательно послушайте.

(Звучит композиция «Декабрь» из цикла П.И.Чайковского «Времена года».)

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

- Понравилось вам стихотворение? Я прочитаю вам ещё раз его, а вы попробуйте найти в нём однокоренные слова. Один человек у доски.

Итак, слушайте внимательно.

(Читаю стихотворение без музыкального сопровождения.)

- Назовите однокоренные слова, которые услышали. Запишите их в тетради. Слайд 8

снегам, снежные, снеговикам, заснеженной, снежки, снегурки. А теперь проверьте и допишите слова, которые мы не назвали. Снегопад, снегоход, снежище. Снежок Снегурочка снегоочиститель снежинка Снежана снеголом снеговой снегомобиль снегопогрузчик Снежногорск.

В современном русском языке слова снег и снегирь не являются однокоренными.

В слове снегирь корнем является все слово целиком, а не снег.

Да несколько столетий назад это слово и писалось-то через и - снИгирь, иотому что оно произошло от тюркского слова сниг, что означает красногрудый.

Потом в современном русском языке написание этого слова изменилось, потому что в народе птица стала ассоциироваться со снегом из-за того, что она прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.

То, что сейчас эти слова не являются однокоренными, отмечается и в "Школьном словообразовательном словаре", и в "Морфемно-орфографическом словаре" Тихонова.

СНЕГОМЕР -  метеорологический инструмент для измерения плотности и высоты снежного покрова.

- Прочитайте ещё раз родственные слова. Все ли слова вам понятны?

- А что такое «снегурки»?

- Если нам трудно объяснить значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть значение этого слова в толковом словаре.)

Пока ищет один человек значение в словаре, говорим, какие еще словари им известны

- Мы нашли в словаре, что «снегурки» - это то же самое, что и снегурочки.

Затем открыли статью о «снегурочках» и выяснили, что «снегурочки – это название коньков с круто - загнутой передней частью».

- Посмотрите, ребята, как выглядели эти коньки. (Показываю фотографии с изображением снегурок.) - На таких коньках катались ваши прабабушки и прадедушки. Слайд 9

А мы с вами отправляемся в лес на лыжах.

Физминутка: 2 мин. Слайд 10

Мы на лыжах в лес идем,    (Дети машут руками, словно  работают лыжными палками)
Мы взбираемся на холм.            
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,   (Вращение туловищем  вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит                  
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,             (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

II. 10 мин. Но, оказывается, суффикс в нашем языке очень значим, потому что не только образует новые слова, но при этом придает новые оттенки значения словам. Какие же?

Значения суффиксов существительных (сегодня мы остановимся с вами именно на этой части речи, а на след уроке продолжим разговор и про другие).

1. Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. (Давайте запишем эти слова). Это были БАРАБАНЫ, КОЛОКОЛА, СТУЛЬЯ и многие им подобные.

Но вот появился суффикс –чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса –чик была очень важная особенность: он умел уменьшать слова.

-Давайте попробуем это сделать с теми словами, которые вы записали: барабан-барабанчик и т.д.

Вывод: суффикс –чик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение. Вместе с ним такую функцию выполняют ик ключик, ек замочек, ок дружок, очк, ечк книжечка, еньк доченька. Слайд 11

2. Слайд 12 Глядя на экран, вам в тетрадь необходимо записать то, что означают данные картинки и выделить суффикс. Какое значение объединяет все эти слова? Это люди профессий: Суффиксы ист, ник, чик, щик, тель, ач обозначают профессию, род деятельности.

3. Как называют жителей России? Россияне. А мы живем в Ковернино. Мы кто? Ковернинцы.А те, кто живут в Перми? Пермяки. А кто приезжает к нам из Москвы. В Ниж.обл есть поселок Вача, а жители там вачкасы. В Курске живут куряне.

Иц, еч, як.

Слайд 13

Пометьте себе на полях, найти дома информацию о том, как называют жителей разных городов.

Первичное закрепление и проговаривание вслух: Слайд 14

У нас есть волшебный сундучок. В нем снежки со словами. Я пройду по рядам, вы достанете любой снежок и ваша задача - образовать слово с изученными значениями.

Какие слова нам встречались: зима, снег и т.д. Попробуйте составить с ними или со своими по этой же теме выразительные предложения или словосочетания. Помогут вам в этом и представленные картины.

Подует легкий ветерок, с тихим шорохом пробежит по всему земному пространству и вскоре затихает. (Повест.,невоскл., простое, двусоставное, распрост., осл. однородн. сказуемыми.)

Рефлексия.

  1. Вспомните, какие цели и задачи ставили вы перед собой сегодня в течение урока. Удалось нам их достичь?

    У вас на партах снежинки. Нарисуйте на них то, что соответствует вашим знаниям: слайд 15

Солнце – понял тему замечательно, узнал много нового

Капелька – понял не полностью

Туча – ничего не понял.

При выходе из кабинета, прикрепите, пожалуйста, каждый свою снежинку на доску.

Д.З.: слайд 16

- написать мини-сочинение на тему «Мои любимые зимние забавы»

- какие зимние игры были раньше у наших родителей, у бабушек (узнать).

Презентация к уроку

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.