Урок русского языка в 3 классе для детей с ЗПР на тему «Суффикс»
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема «Суффикс»
Материально – техническое обеспечение урока: комплект компьютерного оборудования (в том числе сканер, web–камера), презентация PowerPoint, компьютерная программа Skype, карточки со словами.
Цели:
образовательная:
- формирование представления о суффиксе как о значимой части слова, служащей для образования новых слов;
- формирование умений образовывать новые слова с помощью суффиксов;
- введение в активный словарь термина «суффикс».
развивающая:
- развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.
- Развитие оперативности мышления: анализ, синтез.
- Развитие памяти через мыслительные образы и эмоции.
- воспитывающая: воспитание организованности, самодисциплины, любознательности, настойчивости, познавательного интереса.
Ход урока
Организационный момент: соединение в программе Skype, приветствие друг друга, пересыл и получение презентации, проверка работы сканера.
Мотивационный:
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с частями слова, нашим новым знакомством станет суффикс, мы узнаем, где нашел свое место суффикс и для чего он служит. А поможет нам разобраться презентация, которую ты видишь на своем экране.
Минутка чистописания: (слайд №2)
Учитель: определи, пожалуйста, букву, которую мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится?
Ученик: Сегодня мы будем писать букву л. Она находится в слове «лён». В этом слове она обозначает непарный звонкий мягкий звук [ л’ ].
Учитель: Определи порядок следования букв в нашем ряду (лб, лв, лг, лд, лж…)
Ученик: Строчная л чередуется с парными звонкими согласными.
Учитель: Запиши эту последовательность до конца строки в тетради.
Словарная работа (слайд № 3)
Учитель: Слово, с которым мы сегодня познакомимся, ты узнаешь, если решишь загадку этого хитрого прямоугольника. Какое это слово? Как ты его нашел?
о |
н |
ь |
|
и |
с |
т |
|
е |
п |
а |
|
р |
о |
н |
|
р |
и |
с |
|
о |
т |
а |
|
з |
о |
т |
Ученик: Сегодня мы познакомимся со словом КАРТИНА (слайд № 4)
Учитель: ( слайд № 5) Что такое картина?
Ученик: (варианты ответа)
Вывод: Картина – произведение живописи или фильм (словарь Ожегова)
Учитель: Найди слово в словаре, запиши в тетради, поставь ударение. Какая гласная вызывает сомнение и требует запоминания? Подчеркни её. Составь и запиши предложение со словами «сирень» и «картина» (обсуждаются варианты составленных предложений, записывается наиболее удачное предложение).
Изучение нового материала (слайд №6)
Учитель: Как можно назвать небольшую по величине картину?
Ученик: Картинка
Учитель: А как называется галерея, где выставляют художники свои произведения? (возможна работа над лексическим значением слова «галерея»)
Ученик: Картинная
Учитель: Запиши эти слова в тетрадь. Выделим все известные нам части слова
Ученик выделяет (окончание, корень) Все ли части слова мы выделили? Что не выделили в первом слове? Во втором?
Ученик: В первом слове не выделили К. Во втором Н.
Учитель: Где стоят эти части?
Ученик: И в первом, и во втором слове эти части стоят после корня.
Учитель: (слайд № 7) Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. При разборе он обозначается значком (показ в слайде презентации). Как ты думаешь, какую роль играет суффикс в словах?
Ученик: Он, как и приставка, помогает образоваться новым словам.
Учитель: А теперь постарайся сделать полный вывод всему. Что мы сказали.
Ученик: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Учитель: Молодец! Суффиксов очень много и они несут разный смысл в образованные слова. А сейчас немножко отдохнем.
Физкультминутка
Учитель: Я буду показывать тебе карточки со словами. Если в слове НЕТ суффикса, ты топни, а если ЕСТЬ – хлопни в ладоши. (Гора – горка, поле – полюшко, внук – внучек, мяч – мячик, лес - лесок, город – городок, сом – сомище, слово – словечко) Молодец! Очень хорошо! Вот мы и отдохнули! А теперь пришло время закрепить наши знания.
Закрепление изученного:
(Слайд № 8)
Ученик читает задание и выполняет его
Прочитай, найди «лишнее» слово в каждой цепочке. Свой выбор обоснуй. Помни о теме урока, это поможет тебе выполнить задание.
Рыбка, дубок, горка, норка («лишнее» дубок, т.к. в этом слове суффикс ок, а в остальных словах - к)
Тракторист, пианист, танкист, печник («лишнее» печник, профессия образована другим суффиксом – суффиксом ник)
Хвостище, усищи, глазоньки, когтище («лишнее» глазоньки)
Шахтер, барабанщик, боксер, лифтер. («лишнее» барабанщик)
Жирафик, котенок, журавленок, слоненок (жирафик)
Голубоватый, синеватый, желтоватый, красноватый (синеватый)
Учитель: Молодец! С задание справился великолепно! А следующее задание ты выполнишь самостоятельно. (Слайд № 9) Все ли тебе понятно? Приступай к выполнению.
Ученик выполняет задание в тетради
Рефлексия
Учитель: С какой новой частью слова ты познакомился сегодня на уроке? Что такое суффикс? Где он стоит в слове? Какого его значение? Отсканируй, пожалуйста, свою работу и пришли мне, чтобы я могла оценить последнее задание выполненное тобой (учитель распечатывает присланный учеником файл. Проверяет его. Дает оценку работе учащегося) Домашнее задание ты выполнишь на сайте центра «Технологии обучения» в курсе «Русский язык 3 класс», в модуле «Суффикс», задание №3 и 4. Спасибо за работу! До связи! До новых встреч!