Урок русского языка во 2 классе на тему «Суффикс»

3
0
Материал опубликован 21 October 2017 в группе


 

Конспект урока русского языка

во 2 классе на тему: «Суффикс»

Педагог: Антоненкова Ольга Валерьевна

Автор учебника: Климанова Л.Ф. УМК "Перспектива"

Класс: 2 класс «В»

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Деятельностная: формирование способности к новому способу действия.

Образовательная: исследование учащимися новой части слова, продолжение работы по формированию умения находить в словах известные части слова (морфемы).

Задачи урока:

Образовательные

-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;

-на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации;

-на умение разрешать поставленные проблемы.

Развивающие
- способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.


 

Воспитательные 
- воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству,

-повышать экологическую культуру ,

- формировать экологическую культуру поведения в окружающей среде, гражданскую ответственность за её сохранение;

-  воспитывать любовь к природе, родному краю.

Валеологические

-увеличить двигательную активность учащихся на уроке,

предупреждать близорукость, нарушение осанки, перегрузку учащихся.

УУД, формируемые на уроке:

Предметные:

научатся соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

научатся подбирать слова при выражении чувств и мыслей;

получат возможность научиться оценивать уместность  использования слов в тексте и речи.

Метапредметные:

регулятивные

научатся ставить цель выполняемых действий (целеполагание), планировать и прогнозировать;

получат возможность формировать способность к организации своей деятельности;

получат возможность научиться ставить конкретную учебную задачу в коллективном диалоге;

познавательные

коммуникативные -  научатся договариваться и приходить к общему решению, ставить вопросы, гипотезы

Личностные:

 расширяют познавательный интерес, учебные мотивы;

получают возможность применять правила охраны природы.

Оборудование и технические средства обучения: презентация к уроку, ноутбук интерактивная доска, аудиозапись «Вальс цветов» Ф. Шопена, песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» , мелодия «Волшебные звуки природы» Весна.

Межпредметные связи : окружающий мир, экология.

Наглядные пособия: Учебник Русский язык. Красная книга. Красная книга Ивановской области.

Ключевые слова: суффикс , части слова.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник, тетрадь, раздаточный материал: карточки для групповой работы, картинки для коллективной работы.

 

п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение деятельности

Организационный момент

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность

Слово учителя.

Доброе утро, ребята.

Сейчас у нас урок русского языка.

- надеюсь, что на уроке Вы будете работать так, как учат нас эти зашифрованные картинки:

Показываю картинки с фразеологическими оборотами. (засучив рукава, не покладая рук, зарубить себе на носу, не падать духом.)

Как одним словом их можно назвать? (фразеологические обороты)

Пусть они станут девизом к нашему уроку.

-Желаю вам на уроке удачи.

-Какие задачи мы решаем на уроках русского языка?

Слайд №2

(развивать речь, развивать орфографическую зоркость, открывать новые знания…)

Настраивается на активную работу на уроке.

Дети озвучивают картинки и расшифровывают их значение.

Дети перечисляют задачи, которые можно поставить на урок.

Коммуникативные:

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Регулятивные :

Формируем умения ставить задачи на уроке

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .

 

Цель: тренировка мыслительных операций ; умение быстро ориентироваться в вопросах общего характера

Приглашаю вас прогуляться по поляне вместе с нашим профессором Самоваровым. Ему захотелось поиграть со словами. Он увидел деревья, которые растут в нашей местности.

Рябина, береза, яблоня.

Какие это деревья, назовите? (показываю картинки деревьев, дети озвучивают). От того, что вы узнали эти деревья у профессора поднялось настроение. Но у него к вам вопрос. Как назвать эти деревья, когда они были маленькими?

Рябина-рябинка, береза-березка, яблоня-яблонька.

Давайте запишем пары слов и разберем их по составу.

Слайд №3

Какие части слова вам уже известны?

(корень, приставка, окончание)

Что знаете о корне?

Что знаете о приставке?

Что знаете об окончании?


 

Самоваров спрашивает, все ли части слова смогли выделить?

Нет.

Поможем нашему профессору узнать эту часть слова получше?

Какую цель мы должны поставить на урок?

Слайд №4

- исследование новой части слова

Дети называют деревья и их саженцы, записывают пары слов в тетрадь

Разбирают получившиеся слова в тетрадке.

Повторяют правила о изученных частях слова.

Появление проблемы.

Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познаватель

ные:

-находить и выбирать способ действия.

-повторять изученное.

Познаватель

ные:

-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока

-строить логическое рассуждение.

3.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель для учащихся:

Умение формировать учебную задачу, предлагать пути ее решения.

 

Цель и задачи для учителя: создать условия для развития у школьников умений формулировать учебные задачи, предлагать пути их решения; обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание нового материала, составление правила на основе алгоритма.

Предлагаю ее исследовать.

По какой схеме мы проводим исследование?

-название ?

- местоположение в слове

-какое имеет значение

-графическое обозначение ?


 

Предлагаю составить модель. Работа в группах.

Слайд №5

Дать заготовку . (вклеивают в соответствующий квадрат) Вписывают, выбирая. Дать лишнее.


 

Отчет групп. Проверяем свои выводы с правилом в учебнике.

Слайд № 6


 


 

Теперь мы можем в наших словах выделить суффикс.


 


 

Обращаю внимание, что в слове суффикс есть орфограмма, удвоенная фф.

Как вы думаете существуют ли еще суффиксы?

Да. Вывешиваю таблицу суффиксов.

Что объединяет эти слова?

растения, словарные слова.

А какое значение имеют растения ?

- растения радуют глаз человека. Леса служат для постройки жилья, предметов мебели, леса препятствуют разрушению почвы..

Правильно.

Если не будет растений, то планета можем погибнуть. Леса называют легкими нашей планеты.

А мы что- то сможем сделать для сохранения лесов?

-не вырубать деревья, не разжигать костры на природе, высаживать новые деревья.

Называют порядок исследования любой части слова.

Работают в группах и составляют модель новой части слова.

Работают под музыку.

Один ученик анализирует работу групп и делает выводы.

Сверяют свои выводы с выводами учебника. Хоровое проговоривание.

Учебник страница

Называют в слове суффикс орфограмму.

Читают таблицу суффиксов.

Высказываются о значении растений для человека.

Дети высказывают свои предложения по поводу того, что мы можем сделать для сохранения лесов.

Познаватель

ные:
умение ориентировать

ся в системе знаний

- умение строить схему-исследование

-умение работать в группе

Познаватель

ные: осуществлять поиск нужной информации Познаватель

ные :
1)формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3)формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

4.

Физкультминутка.

Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональ-

ной разгрузки учащихся

Наш профессор немного устал и предлагает отдохнуть, но с пользой.

Слайд 7

Все ли из вас знают правила поведения во время прогулки на природе?

Да.

Сейчас мы это проверим.

Посмотрите внимательно на картинки, и выберите те , которые соответствуют правилам поведения.

Молодцы! Хорошо справились с задачей.

Смена деятельности . Звучит песня «Мы хотим ,чтоб птицы пели…»

Дети ходят по классу, собирают развешенные картинки и клеят их на нужный плакат.

Два ученика анализируют работу ребят и высказывают общие выводы.

Личностные: смена вида деятельности

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самостоятельно выполнить задание, провести взаимопроверку, корректировка возможных ошибок.

Мы с Вами должны охранять не только растения, но и животных.

Предлагаю игру.

Показываю картинки взрослых животных, а ребятам предлагаю назвать их детёнышей.

Записываем в тетрадь новые слова. Выделяем суффиксы.

Слайд № 8

Картинки животных собираю в одну группу.


 

Амурский тигр - тигренок

Африканский лев- львенок

Белый медведь-медвежонок

Горбатый кит-китёнок


 

Дети называют, картинки (слова) появляются на доске.

Записывают новые слова в тетрадь.

Выделяем суффикс в словах.


 

Какие суффиксы помогли образовать новые слова?

Ребята, кто догадался, что за животных мы записали?

Животных, занесенных в Красную книгу.

Слайд №9

Почему их туда занесли?

-исчезают, уменьшается количество.


 

А какую группу мы еще можем образовать?

Группу птиц.

Какие птицы живут с нами рядом?

Какую помощь мы оказываем птицам?

-зимой подкармливать

-не разорять гнезда

-делать скворечники, эко скворечники


 

Называют детенышей животных и записывают в тетрадь.

С опорой на таблицу определяют в словах суффикс. Сверяют с доской.

Отвечают на вопрос, что объединяет этих животных?

Почему занесены в Красную книгу?

Перечисляют птиц, которые обитают в Ивановской области.

Отвечают на вопрос, какую помощь они могут им оказать?

Коммуника-

тивные :

Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Познаватель-ные :

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Познаватель-ные:

Формирование умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

6.

Включение в систему знаний и повторения.

Цель: организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону.

Работа в группе.


 

Дан текст с пропущенными словами. Читаем. Вставляем из заготовок.

Слайд №10


 

Однажды ребята пошли в лесок. По дороге им попался лесник . Он привел ребят на лесную поляну. Там дети повесили кормушки для птиц. Лесной воздух поднимал настроение. Ребята устроили в лесу праздник для птиц.

Слайд №11

Обратите внимание на слова, которые вы вставили. Как одним словом их можно назвать?

-однокоренные

Разберите их по составу.

Проверка . 1 группа вставляет пропущенные слова. 2 группа выделяет суффиксы в словах 1 и 2 предложений.3 группа выделяет суффиксы в словах 3 и 4 предложения. 4 группа называет, что общего в этих словах.

Ребята работают самостоятельно с текстом, вставляют пропущенные слова, выделяют суффикс. Определяют, что общего у этих слов. Находят корень.

Группы сформированы по силам ребят.

Познаватель-ные :

определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение;

Регулятивные:

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание с

проверкой.

Коммуникати-вные :

формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

согласовывать позиции и находить общее решение;

адекватно использовать речевые средства для представления результата.

7.

Подведение итога урока.  Рефлексия.

Цель : организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Информация о домашнем задании


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд №12


 

Дайте оценку своей работе.

Я научился…

Было трудным…

Помогли ли мы профессору Самоварову поближе познакомиться с новой частью слова?

Что полезного, важного во время нашей прогулки вы узнали еще?


 

Дети получают дифференцированное домашнее задание.

1. образовать от данных слов новые слова, используя предложенные суффиксы.

2. образовать от данных слов новые слова, используя предложенные суффиксы и подумать какое значение имеют разные суффиксы.

3. придумать 10 слов на тему «Весна» и разобрать их по составу.

Всем выучить правило на странице.

Ребята отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникати-вные :

Формирование умение делать выбор в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные :

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;

Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.