Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Суффикс»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока русского языка
во 2 классе на тему: «Суффикс»
Педагог: Антоненкова Ольга Валерьевна
Автор учебника: Климанова Л.Ф. УМК "Перспектива"
Класс: 2 класс «В»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока:
Деятельностная: формирование способности к новому способу действия.
Образовательная: исследование учащимися новой части слова, продолжение работы по формированию умения находить в словах известные части слова (морфемы).
Задачи урока:
Образовательные
-создать условия по организации деятельности учащихся, направленной на формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;
-на приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации;
-на умение разрешать поставленные проблемы.
Развивающие
- способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, умения сравнивать, обобщать и делать выводы;- развивать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности.
Воспитательные
- воспитывать позитивное отношению к учебе, самостоятельность в получении знаний, стремление к совместному творчеству,
-повышать экологическую культуру ,
- формировать экологическую культуру поведения в окружающей среде, гражданскую ответственность за её сохранение;
- воспитывать любовь к природе, родному краю.
Валеологические
-увеличить двигательную активность учащихся на уроке,
предупреждать близорукость, нарушение осанки, перегрузку учащихся.
УУД, формируемые на уроке:
Предметные:
научатся соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
научатся подбирать слова при выражении чувств и мыслей;
получат возможность научиться оценивать уместность использования слов в тексте и речи.
Метапредметные:
регулятивные
научатся ставить цель выполняемых действий (целеполагание), планировать и прогнозировать;
получат возможность формировать способность к организации своей деятельности;
получат возможность научиться ставить конкретную учебную задачу в коллективном диалоге;
познавательные
коммуникативные - научатся договариваться и приходить к общему решению, ставить вопросы, гипотезы
Личностные:
расширяют познавательный интерес, учебные мотивы;
получают возможность применять правила охраны природы.
Оборудование и технические средства обучения: презентация к уроку, ноутбук, интерактивная доска, аудиозапись «Вальс цветов» Ф. Шопена, песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» , мелодия «Волшебные звуки природы» Весна.
Межпредметные связи : окружающий мир, экология.
Наглядные пособия: Учебник Русский язык. Красная книга. Красная книга Ивановской области.
Ключевые слова: суффикс , части слова.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник, тетрадь, раздаточный материал: карточки для групповой работы, картинки для коллективной работы.
№п/п |
Этапы урока |
Содержание этапа, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Экологиче- ский компонент |
1. |
Самоопределение деятельности Организационный момент Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность |
Слово учителя. Доброе утро, ребята. Сейчас у нас урок русского языка. - надеюсь, что на уроке Вы будете работать так, как учат нас эти зашифрованные картинки: Показываю картинки с фразеологическими оборотами. (засучив рукава, не покладая рук, зарубить себе на носу, не падать духом.) Как одним словом их можно назвать? (фразеологические обороты) Пусть они станут девизом к нашему уроку. -Желаю вам на уроке удачи. -Какие задачи мы решаем на уроках русского языка? Слайд №2 (развивать речь, развивать орфографическую зоркость, открывать новые знания…) |
Настраивается на активную работу на уроке. Дети озвучивают картинки и расшифровывают их значение. Дети перечисляют задачи, которые можно поставить на урок. |
Коммуникативные: Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности Регулятивные : Формируем умения ставить задачи на уроке |
|
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .
Цель: тренировка мыслительных операций ; умение быстро ориентироваться в вопросах общего характера |
Приглашаю вас прогуляться по поляне вместе с нашим профессором Самоваровым. Ему захотелось поиграть со словами. Он увидел деревья, которые растут в нашей местности. Рябина, береза, яблоня. Какие это деревья, назовите? (показываю картинки деревьев, дети озвучивают). От того, что вы узнали эти деревья у профессора поднялось настроение. Но у него к вам вопрос. Как назвать эти деревья, когда они были маленькими? Рябина-рябинка, береза-березка, яблоня-яблонька. Давайте запишем пары слов и разберем их по составу. Слайд №3 Какие части слова вам уже известны? (корень, приставка, окончание) Что знаете о корне? Что знаете о приставке? Что знаете об окончании?
Самоваров спрашивает, все ли части слова смогли выделить? Нет. Поможем нашему профессору узнать эту часть слова получше? Какую цель мы должны поставить на урок? Слайд №4 - исследование новой части слова |
Дети называют деревья и их саженцы, записывают пары слов в тетрадь Разбирают получившиеся слова в тетрадке. Повторяют правила о изученных частях слова. Появление проблемы. |
Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Познаватель ные: -находить и выбирать способ действия. -повторять изученное. Познаватель ные: -формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока -строить логическое рассуждение. |
|
3. |
Построение проекта выхода из затруднения. Цель для учащихся: Умение формировать учебную задачу, предлагать пути ее решения.
Цель и задачи для учителя: создать условия для развития у школьников умений формулировать учебные задачи, предлагать пути их решения; обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание нового материала, составление правила на основе алгоритма. |
Предлагаю ее исследовать. По какой схеме мы проводим исследование? -название ? - местоположение в слове -какое имеет значение -графическое обозначение ?
Предлагаю составить модель. Работа в группах. Слайд №5 Дать заготовку . (вклеивают в соответствующий квадрат) Вписывают, выбирая. Дать лишнее.
Отчет групп. Проверяем свои выводы с правилом в учебнике. Слайд № 6
Теперь мы можем в наших словах выделить суффикс.
Обращаю внимание, что в слове суффикс есть орфограмма, удвоенная фф. Как вы думаете существуют ли еще суффиксы? Да. Вывешиваю таблицу суффиксов. Что объединяет эти слова? растения, словарные слова. А какое значение имеют растения ? - растения радуют глаз человека. Леса служат для постройки жилья, предметов мебели, леса препятствуют разрушению почвы.. Правильно. Если не будет растений, то планета можем погибнуть. Леса называют легкими нашей планеты. А мы что- то сможем сделать для сохранения лесов? -не вырубать деревья, не разжигать костры на природе, высаживать новые деревья. |
Называют порядок исследования любой части слова. Работают в группах и составляют модель новой части слова. Работают под музыку. Один ученик анализирует работу групп и делает выводы. Сверяют свои выводы с выводами учебника. Хоровое проговоривание. Учебник страница Называют в слове суффикс орфограмму. Читают таблицу суффиксов. Высказываются о значении растений для человека. Дети высказывают свои предложения по поводу того, что мы можем сделать для сохранения лесов. |
Познаватель ные: ся в системе знаний - умение строить схему-исследование -умение работать в группе Познаватель ные: осуществлять поиск нужной информации Познаватель ные : 3)формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
|
4. |
Физкультминутка. Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональ- ной разгрузки учащихся |
Наш профессор немного устал и предлагает отдохнуть, но с пользой. Слайд 7 Все ли из вас знают правила поведения во время прогулки на природе? Да. Сейчас мы это проверим. Посмотрите внимательно на картинки, и выберите те , которые соответствуют правилам поведения. Молодцы! Хорошо справились с задачей. |
Смена деятельности . Звучит песня «Мы хотим ,чтоб птицы пели…» Дети ходят по классу, собирают развешенные картинки и клеят их на нужный плакат. Два ученика анализируют работу ребят и высказывают общие выводы. |
Личностные: смена вида деятельности |
|
5. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задание, провести взаимопроверку, корректировка возможных ошибок. |
Мы с Вами должны охранять не только растения, но и животных. Предлагаю игру. Показываю картинки взрослых животных, а ребятам предлагаю назвать их детёнышей. Записываем в тетрадь новые слова. Выделяем суффиксы. Слайд № 8 Картинки животных собираю в одну группу.
Амурский тигр - тигренок Африканский лев- львенок Белый медведь-медвежонок Горбатый кит-китёнок
Дети называют, картинки (слова) появляются на доске. Записывают новые слова в тетрадь. Выделяем суффикс в словах.
Какие суффиксы помогли образовать новые слова? Ребята, кто догадался, что за животных мы записали? Животных, занесенных в Красную книгу. Слайд №9 Почему их туда занесли? -исчезают, уменьшается количество.
А какую группу мы еще можем образовать? Группу птиц. Какие птицы живут с нами рядом? Какую помощь мы оказываем птицам? -зимой подкармливать -не разорять гнезда -делать скворечники, эко скворечники
|
Называют детенышей животных и записывают в тетрадь. С опорой на таблицу определяют в словах суффикс. Сверяют с доской. Отвечают на вопрос, что объединяет этих животных? Почему занесены в Красную книгу? Перечисляют птиц, которые обитают в Ивановской области. Отвечают на вопрос, какую помощь они могут им оказать? |
Коммуника- тивные : Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познаватель-ные : Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Познаватель-ные: Формирование умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
|
6. |
Включение в систему знаний и повторения. Цель: организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; организовать самопроверку по эталону. |
Работа в группе.
Дан текст с пропущенными словами. Читаем. Вставляем из заготовок. Слайд №10
Однажды ребята пошли в лесок. По дороге им попался лесник . Он привел ребят на лесную поляну. Там дети повесили кормушки для птиц. Лесной воздух поднимал настроение. Ребята устроили в лесу праздник для птиц. Слайд №11 Обратите внимание на слова, которые вы вставили. Как одним словом их можно назвать? -однокоренные Разберите их по составу. Проверка . 1 группа вставляет пропущенные слова. 2 группа выделяет суффиксы в словах 1 и 2 предложений.3 группа выделяет суффиксы в словах 3 и 4 предложения. 4 группа называет, что общего в этих словах. |
Ребята работают самостоятельно с текстом, вставляют пропущенные слова, выделяют суффикс. Определяют, что общего у этих слов. Находят корень. Группы сформированы по силам ребят. |
Познаватель-ные : —определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение; Регулятивные: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание с проверкой. Коммуникати-вные : — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
|
7. |
Подведение итога урока. Рефлексия. Цель : организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. |
Информация о домашнем задании
Слайд №12
Дайте оценку своей работе. Я научился… Было трудным… Помогли ли мы профессору Самоварову поближе познакомиться с новой частью слова? Что полезного, важного во время нашей прогулки вы узнали еще?
|
Дети получают дифференцированное домашнее задание. 1. образовать от данных слов новые слова, используя предложенные суффиксы. 2. образовать от данных слов новые слова, используя предложенные суффиксы и подумать какое значение имеют разные суффиксы. 3. придумать 10 слов на тему «Весна» и разобрать их по составу. Всем выучить правило на странице. Ребята отвечают на поставленные вопросы. |
Коммуникати-вные : Формирование умение делать выбор в соответствии с поставленными задачами Регулятивные : - адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях; |
Дементьева Ирина Михайловна
Алина Яковлевна Корогод
Панагушина Елена Аркадьевна