Внеклассное мероприятие по толерантности «Мы такие разные, но мы вместе!»
5
Тема занятия «Мы такие разные, но мы вместе!»
Цель: Знакомство со словом толерантность
Задачи: Образовательные:
Познакомить учащихся с определением инвалид, толерантность. Создать условия для успешного освоения темы.
Развивающие:
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
Развивать умение работать в парах;
Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
Создавать у обучающихся положительную отношение к людям с ограниченными возможностями
Воспитывать культуру речи
Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Ход занятия
1. Мотивация к началу занятия.
-Добрый день, ребята, гости! Почему я начала наше занятие с песни «От улыбки станет всем светлей»?( Улыбка всегда располагает к общению, к уважению,, к доброте, к вниманию). А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что этот человек «толерантный». Даже существует Международный день толерантности (терпимости) , который отмечают 16 ноября.
- Необычное слово? Слышали вы когда-нибудь о нем? Вам интересно узнать больше об этом слове?
Но прежде, чем узнать, приглашаю вас на представление. Эта история произошла в мире животных. В их мире, как и в нашем, не все прекрасно и безоблачно! Внимательно посмотрите и послушайте сказку о необычном животном по имени Забдерфилио, который ищет друзей.
Бегемот (обращается к детям )
-Здравствуйте! Вы знаете, кто я?
-А как вы меня узнали? Ах, вы правы. У меня самая большая пасть и мощные челюсти.
Выходит Забдерфилио.
Забдерфилио (очень дружелюбно) Привет!
Бегемот: Ой, ты напугал меня! А кто ты такой?
З: Я - Забдерфилио.
Б:Забббербаддердилуууу?
З: Меня зовут Забдерфилио и я хочу найти друзей. Ты хочешь стать моим другом?
Б: Ну нееет, ты такой странный! Ты- не хомяк, не лев, не кенгуру, но ты выглядишь, как все они. Все мои друзья или то, или другое, а не смесь, как ты! Извини меня, но я должен идти к своим друзьям! Ха-ха, ты действительно уродливый и странный!
З: (обидевшись) Но-но, подожди!
(Бегемот исчезает, и теперь Забдерфилио разговаривает с детьми)
З: Я очень расстроен. Почему бегемот не захотел со мной дружить? Ладно, давайте я еще погуляю по лесу, может быть, и еще встречу того, кто захочет со мной поиграть.
Слон (разговаривает с детьми)
-Всем, привет. Вы узнали меня? А как вам это удалось? Ах, вы правы. У меня самые большие уши в мире и самый длинный хобот.
Появляется Забдерфилио.
Забдерфилио (очень дружелюбно) Привет!
С: ООоо,ты напугал меня! А кто ты такой?
З: Я - Забдерфилио.
С:Забббаддерфддилуууу?
З: Меня зовут Забдерфилио и я хочу найти друзей. Ты хочешь стать моим другом?
С: Ну нееет, ты такой странный !Ты- не хомяк, не лев, не кенгуру, но ты выглядишь, как все они. Все мои друзья или то, или другое, а не смесь, как ты! Извини меня, но я должен идти к своим друзьям! Да уж, ты действительно уродливый и странный !
З: (обидевшись) Но-но, подожди секундочку!
Слон исчезает
Вед: Никто из животных, которых встретил Забдерфилио, не захотел быть его другом. Вдруг в лесу раздался выстрел и появился…браконьер. Он пытается поймать друзей, те убегают, призывая на помощь.
Вновь появляется Забдерфилио.
Животные, перебивая друг друга: Нас пытается убить браконьер. Что нам делать?
З :(принюхивается) Ага, своим острым носом я чувствую, что браконьер поблизости! Я думаю, что свои кошачьи лапки я использую, чтобы тихо подкрасться к нему. А теперь я воспользуюсь своим грозным львиным голосом! (громко рычит и пугает браконьера, тот скрывается в чаще леса.)
После героического поступка животные подходят к нему:
-Извини нас, Забдерфилио. Ты такой смелый, ты спас нас, и мы просим у тебя прощение за то, что обижали тебя. Давай дружить!
Вед: Итак, мальчики и девочки. Это была история про Забдерфилио.
-Она вам понравилась? Что вас удивило и поразило в этой истории?
- Кто вам из героев понравился больше всего?
-Были ли другие животные справедливы к главному герою?
-Почему они так поступали?
2. Основная часть
-Видели ли вы в реальной жизни необычных, особенных людей, чьи права нарушаются? (Люди другого цвета кожи, национальности, люди с ограниченными возможностям) Давайте попытаемся разобраться с понятием «ограниченные возможности». Какие виды ограничений могут быть у людей? (по слуху, зрению…)
- А как называют в России людей с ограниченными возможностями здоровья? (инвалиды).
- Известно ли вам, что означает слово «инвалид»?
- Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный, годный. То есть, данное слово переводится как «не имеющий ценности».
- Как вы думаете «не имеющий ценности»- справедливо так называть людей с ограниченными возможностями? Толерантные люди так не поступают.
-Что же такое толерантность?Есть предположения?
Толерантность в социологии — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Или Толерантность - это уважение к другому!
- А как вы понимаете выражение быть терпеливым, терпимыми к друг другу?
Сейчас мы вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. (работа в паре).У каждого из вас на столах таблицы. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.Качества, которые помогают жить в мире и согласии оставляем, а те которые мешают – зачеркиваем.
УМНЫЙ | МИРОЛЮБИВЫЙ | ЗЛОЙ | ЧУТКИЙ | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
СМЕЛЫЙ | ЧЕСТНЫЙ | ВРУН | ОТЗЫВЧИВЫЙ | ЖАДНЫЙ |
ГРУБЫЙ | ДОБРЫЙ | ЯБЕДА | НАСМЕШНИК | СПРАВЕДЛИВЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ | НАДЁЖНЫЙ | ВЕРНЫЙ | РЕШИТЕЛЬНЫЙ | ЖАДНЫЙ |
- Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…. Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
Я хочу вам предложить один совет, который научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.( чтение стихотворения)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
Давайте прочитаем правила толерантного общения.
1. Всегда с уважением относись к собеседнику.
2. Попытайся вникнуть в то, что говорит другой человек.
3. При высказывании своего мнения, будь тактичен.
4. Будь объективным и согласным признать правоту другого.
5. Стремись принимать во внимание интересы окружающих.
-О каком Золотом правиле этики мы говорили на окружающем мире? Золотое правило: «Поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»..»)
- А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Давайте вспомним Забдерфилио, почему животные всё - таки подружились с ним?(Потому что у него много разных талантов) В следующий раз, когда увидите «особенного» человека, вспомните историю о Забдерфилио. У такого человека может быть большое количество талантов, о которых вы даже не мечтали, и он сможет стать для вас замечательным другом.
Итог занятия (рефлексия)
- О чем заставило задуматься это занятие? Просмотр ролика «Люди так не делятся»
В конце занятия мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили уважение и доброта, взаимопонимание и не было ссор.
Используемая литература:
1.Компасито : пособие по обучению детей правам человека / Мария Эмилия Бредероде-Сантос [и др.] ; ред. и соавт.: Нэнси Флауэрс ; ил. Диана Надь. - Strasbourg : Изд-во Совета Европы, cop. 2008. - 348 с.
2. Конвенция о правах ребёнка.
3.http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
4. http://www.liveinternet.ru/users/4190202/post160346701/(стихотворение)
5. http://www.myshared.ru/slide/952136/
6. http://spezsch00l.yashkino (кл.час Н. Кириллов «Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности»)
7. https://infourok.ru/tolerantnoe-otnoshenie-k-lyudyaminwalidam-i-lyudyam-s-ogranizhennimi
8.http://festival.1september.ru/articles/549934/