Сценарий классного часа по литературе «Что за прелесть, эти сказки!» для 5 классов (воспитывание любви к фольклору)
Тема урока: «Что за прелесть, эти сказки!».
Класс: 5 классы
Цели:
- Воспитывать любовь к русскому фольклору.
- Развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность, артистизм;
- Приобщить детей к чтению художественной литературы.
- Расширить представление о сказке.
Оборудование:
- рисунки детей на тему «Моя любимая сказка».
- иллюстрации к известным сказкам.
- ИКТ, выставка книг «Сказки народов мира».
Ход мероприятия:
Играет музыка «В гостях у сказки». Слово учителя.
Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Учитель:
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
В путешествие пойдём
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о сказках, а также проведем игру под названием «Что за прелесть эти сказки!». Любите ли вы сказки? Когда-то давным-давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым их творцом во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, рассказывал о красоте, об уме и трудолюбии простых людей.
Сказки бывают разные.
Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
(показ книг)
Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. (показ книг)
Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. (показ книг)
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Этим сказка отличается от других произведений: повести, рассказа, былины.
«Основные компоненты сказки»
Сказка делится на три части.
Начинается сказка с зачина. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку. "Жил-был старик и было у него три сына..."- и все мы понимаем, что началась сказка. Ребята, а какие зачины знаете вы?
Дети вспоминают зачины народных сказок.
Далее следуют завязка (сказочные события). Три раза повторяются какие-нибудь события, испытания главного героя.
Звучит фрагмент сказки "Сивка-бурка" из сборника "Жар-Птица" о том как младший сын Иван ходил на могилу к отцу и получил за свою сыновнюю преданность подарок - волшебного коня.
Но вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка: "Тут уж ждать да рассуждать долго не стали - весёлым пирком да за свадебку". Дети, а какие концовки вы знаете?
Дети называют концовки сказок.
Иногда рассказчик обращается к присказке. Присказка - это короткий смешной рассказик, прибаутка, несколько слов, которые вводят в мир сказки, помогают слушателю настроиться на сказочный лад. Например: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается";
"Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка";
"Вот диво - так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево - золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн: вверх идёт - песню заводит, вниз идёт - сказки сказывает".
Вопрос классу:
Как строится сказка?
Какие сказки бывают?
А сейчас мы проведем игру, и проверим ваши знания, как вы читаете сказки.
Ход игры
Конкурс «Зачины» Какая команда напишет больше зачинов. (по 10б)
Конкурс «Загадка».
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? – Вот вопрос.
(Золотой ключик. Буратино.)
Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме “рыжей”, вот так смех!
(Колобок.)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка).
Как начнется гавот,
То на праздник придет
Та, что солнца прекрасней на вид,
Но,..в двенадцать часов убежит.
(Золушка.)
Конкурс сочинителей сказки по заданному началу.
1.Жили были дед и баба. И было у них три сына, которые были очень умные, красивые. Но был у них один изъян, который дед и баба никак не могли предотвратить…
2. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил король, и была у него дочь красавица, что глаз не оторвать, она очень любила спать. Она могла спать день, ночь, месяц. Как-то король…
4. Конкурс «Художники»
Каждая команда рисует по одному сказочному герою. Соперники должны угадать его. Назвать сказку.
Инсценировка сказок. 1.Теремок. 2. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Конкурс капитанов (да/нет)
Сказка – раздел науки о языке, который изучает звуки и буквы. /нет/
Орфография- правильное правописание. /да/
Сказки бывают волшебные, о животных, бытовые./да/
Красный, зеленый, желтый – это имена существительные./нет/
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет/да/.
Глагол отвечает на вопросы какой? чей? /нет/
Я, ты, он, она – возвратные местоимения./нет/
В русском алфавите 42 буквы./нет/
Баба-яга – это премудрая красавица. /нет/
Сказки бывают литературные и народные./да/
Пока наше жюри будет подсчитывать итоги, проведем конкурс для зрителей:
Отгадать загадки:
- Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка?
(Жучка)
- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
- Как звали девочку, которая пошла погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
- У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
- В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)
- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
- Семь желаний на одной ножке. (Цветик-семицветик)
- Сказочный дурак (Иванушка)
- Тот, кто по морю гуляет и кораблик подгоняет (Ветер)
- Женщина, которая первой поднялась в воздух (Баба – Яга)
-Сырье для серийного производства Буратино (Дерево)
- Снотворное для спящей Царевны (Яблоко)
- Резиденция Бабы – Яги (Избушка на курьих ножках)
- Самая дружная коммунальная квартира (Теремок)
Ходит он, гремит костями,
Спрятал где-то смерть свою.
«Я, - кричит теперь бессмертный!
Только тронь меня – убью!»
(Кощей Бессмертный)
- Что за парень на дорожке?
Где у парня ручки, ножки?
Всем, кого ни повстречает,
Петь он песню начинает.
(Колобок)
Зеленая красавица на все болото славится,
Лист кувшинки заняла,
В лапках – царская стрела.
(Царевна-Лягушка)
Бабушка с дедом и с внучкой в придачу
Дружно решали эту задачу,
Им помогали и кошка с собачкой,
Но не решалась эта задачка.
Только мышонок принес им удачу.
В чем заключалась эта задача?
(Вытащить репку)
У девочки этой природная бледность,
Холодные руки и сердце, как лед.
Красива она, только жаль, что не долго,
С зимы и до лета она проживет.
(Снегурочка)
Подведение итогов, награждение победителей.
Школа-гимназия №14 г. Астаны
Внеклассное мероприятие на тему
«Что за прелесть, эти сказки!»
Учитель: Ахметова А.К.
Мередова Ольга Владимировна