Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «чудеса из фанеры»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АМС г. ВЛАДИКАВКАЗА
Муниципальное автономное учреждение
«Центр дополнительного образования города Владикавказа»
Принята на методическом совете Утверждаю
от «____» ____________2021г. Директор МАУ ДО
Протокол № ______ «Центр дополнительного образования города Владикавказа»
_____________С.С.Буклов
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЧУДЕСА ИЗ ФАНЕРЫ» НА 2021/2022 учебный год
Программа рассчитана на детей 7-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
АВТОР: ГРЕСЬ ИРИНА ВИКТОРОВНА,
Педагог дополнительного образования
высшей категории
Владикавказ 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с основными нормативными документами, обусловливающими учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.
Программа рассчитана на один год обучения. Предназначена для работы с детьми 3-8 классов. Учитывая специфику наполняемости кружка, программа может быть варьирована для детей старшего возраста. Программа предусматривает возможность обучения вновь прибывших учеников вместе с учениками, уже получившими образование по данной программе.
ЦЕЛЬ программы: развивать способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов к техническому творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в труде и подготовке к осознанному выбору будущей профессии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
развивать технические представления и расширять технический кругозор
учащихся, развивать интерес к технике;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках, способствовать их
систематизации на основе использования межпредметных связей;
совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее
распространенными инструментами, приспособления ручного труда при обработке различных материалов;
продолжать формирование образного технического мышления и умения
выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта);
пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших
технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и модели этих объектов, формировать конструкторские знания и умения;
способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать
вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбора материала, способов обработки умения планировать, осуществлять самоконтроль);
развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к
поисковой творческой деятельности, расширять и углублять общетрудовые знания и умения;
совершенствовать навыки работы ручным инструментом;
прививать детям умения и навыки в организации рабочего места, что
помогает им быть более собранными и ответственными во всех делах;
прививать детям любовь к труду, ознакомить учащихся с производствами, с
наиболее распространенными профессиями ( профориентация ).
Актуальность программы в том, что она отвечает потребностям сегодняшнего уровня жизни. Техника все глубже проникает в быт, окружает детей с малых лет, будит интерес, развивает их мысль.
Занимаясь по данной программе дети делают первые шаги в творческой деятельности по созданию технических объектов, участвуют в познавательном процессе, который обогащает школьников общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в области техники.
Практические задания распределены в программе по степени возрастания их сложности. На практических занятиях у детей расширяются и углубляются общетрудовые знания и умения, формируется конструкторское мышление, развивается интерес к технике. Ребята приобретают навыки работы различными инструментами. Немаловажное значение имеет эмоциональная настроенность – радость от полученных результатов, напряжение волевых усилий для достижения намеченной цели, развитие наблюдательности, пространственных наблюдений. Если выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, у ребенка появляется чувство радости и гордости за свой труд, вместе с тем формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство к преодолению трудностей и достижению целей, рождается здоровый азарт труда.
Говоря о политехнической значимости уроков общетехнического моделирования
нельзя не сказать о межпредметных связях. На уроках школьникам приходится выполнять различные расчеты, разбираться в геометрических фигурах, вычерчивать чертежи, художественно оформлять изделия.
Прогностичность программы обусловлена тем, что программный материал значительно опережает программный материал в школе по некоторым предметам, что позволяет учащимся легче усвоить школьную программу.
Контролируемость процесса обеспечивается проверкой промежуточных и конечных результатов, повторением пройденного материала.
Программа может корректироваться педагогом с учетом материально-технической базы, развития учащихся. В случае необходимости возможна перестановка разделов, изменение деталей и частных аспектов, а так же замена методов работы.
Программа рациональна так как предполагает работу с материалом являющимся доступным в местных условиях.
Реалистичность программы отражается в соответствии цели и средств, предлагаемых для ее достижения.
Целостность программы заключена в согласованности, полноте и последовательности действий для ее реализации.
Вывод о важности и возможности реализации поставленных целей основан на материалах педагогической практики.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ: программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования, в лагерях труда и отдыха, в школе на уроках технологии, в группах продленного дня и не требует материальных затрат.
Учебный план составлен на один год обучения из расчета на одну группу.
Наполняемость группы 10-15 человек, в зависимости от года обучения. Учебная нагрузка групп 144 часа в год. Набор учащихся в группы проводится с учетом их склонности к технике, художественному моделированию, а также желания мастерить своими руками. При комплектовании групп проводится собеседование или тестирование.
Организуя работу творческого объединения надо принимать во внимание возрастные особенности детей. Помещение, где проводятся занятия должно быть оформлено наглядными пособиями, стендами, готовыми работами учащихся, оснащено необходимым материалом и инструментом.
Формы и методы работы могут быть различными: практические занятия, чтение книг и беседы с учащимися, встречи со специалистами, тематические утренники, экскурсии, показ кинофильмов. Сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребенка оказывает игровая деятельность, поэтому большую часть комплекса средств и методов подготовки составляют дидактические, познавательные и развивающие игры.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Для достижения поставленных целей необходимо:
к каждой теме составить иллюстративный материал;
разработать наглядные методические пособия;
привлекать к работе родителей, учителей предметников школ, общественных деятелей, бывших воспитанников.
разработать планы занятий по темам;
привлекать трудновоспитуемых детей к труду;
продолжить сбор материала по расширению и углублению планов занятий;
оформить выставку работ кружковцев;
оборудовать помещение.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По окончании обучения в творческом объединении дети должны знать:
названия и назначения окружающих и часто встречающихся технических объектов и инструментов ручного труда;
приемы и правила работы простейшими инструментами;
свойства и виды древесины;
названия основных частей изготовляемых макетов и моделей ;
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов
конструирования и работы ручным инструментом.
Учащиеся должны уметь:
распределять труд по операциям;
узнавать и называть геометрические фигуры и объемные геометрические
тела;
отбирать нужные инструменты для работы по каждой операции;
выполнять операции разметки, чертить чертежи;
выполнять обработочные операции с использованием необходимых ин
струментов по ходу работы;
выбирать способ соединения деталей;
выполнять сборочно-монтажные операции;
вносить изменения в конструкцию изделия с целью его усовершенство-
вания;
создавать модели своей конструкции, применять новый вид внешней от
делки по собственному замыслу;
просушивать изделия не допуская их деформации;
переносить полученные знания, умения и опыт в новую ситуацию;
владеть приемами выпиливания;
бережно относиться к инструменту и оборудованию, экономить матери
ал, затраты трудовых усилий, время;
соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Сентябрь – определение уровня подготовленности детей, собеседование с родителями.
Январь – промежуточная аттестация.
Май – итоговое тестирование, организация выставки работ учащихся.
Учебно-тематический план занятий
№№ п/п | Темы занятий | Всего кол-во часов | теория | практика |
| Технология обработки древесины | 12 | 4 | 8 |
| Выпиливание лобзиком | 20 | 4 | 16 |
| Выжигание рисунка | 16 | 3 | 13 |
| Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию | 28 | 2 | 26 |
| Создание изделий из деталей, выпиленных лобзиком с нанесением рисунка | 18 | 2 | 16 |
| Изготовление предметов домашнего обихода на произвольную тему . | 36 | 6 | 30 |
| Технология и декоративные особенности геометрической резьбы | 14 | 6 | 8 |
ИТОГО | 144 | 27 | 117 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Технология обработки древесины - 12 часов
ВВОДНОЕ занятие - 2 часа.
Значение труда в жизни человека. Выдающиеся мастера декоративно-прикладного искусства. Выпиливание и выжигание как разновидности декоративно-прикладного искусства. Демонстрация изделий с элементами выпиливания и выжигания. Программа, содержание работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Распределение по рабочим местам.
Технико-технологические сведения .
Виды пород древесины. Основные свойства древесины. Природные пороки древесин: сучки, трещины, плесень, червоточины. Получение шпона и фанеры. Свойства фанеры и область ее применения. Правила нанесения размеров на технических рисунках, чертежах и эскизах. Планирование работы по изготовлению изделия. Разметка заготовок из древесины. Пиление древесины. Приёмы получения отверстий ручными инструментами. Соединение, изделий на гвоздях и шурупах.
Практические работы
Ознакомление с внешним видом древесины разных пород и образцами фанеры. Чтение эскиза, технического рисунка, чертежа детали изделия. Изготовление деталей по технологической карте. Организация рабочего места для обработки древесины. Разметка заготовок и пиление древесины, сверление отверстий в заготовке из древесины.
ТЕМА 2. Выпиливание лобзиком - 20 часов
Применение ручного лобзика и их конструкции. Типы выпиловочных столиков. Приспособления для стягивания лобзика. Конструкции пилок для лобзика, способы крепления, причины поломок пилок. Организация рабочего места при выпиливании. Положение корпуса и рук при выпиливании. Подготовка основы для выпиливания. Наложение копировальной бумаги на основу для выпиливания. Приёмы перевода рисунка. Выпиливание деталей по внешнему и внутреннему контуру. Сборка изделия.
Практические работы
Планирование работы по изготовлению изделия. Подготовка основы из древесины для выпиливания. Перевод рисунка на основу. Сверление отверстий. Учебно-тренировочные работы по выпиливанию прямых линий и криволинейных поверхностей. Практическая работа по сборке изделия на шипах.
ТЕМА 3. Выжигание рисунка - 16 часов.
Украшение изделия выжиганием. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Устройство электровыжигателя. Технология выжигания. Выжигание обычным прибором и при помощи нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей). Организация рабочего места и правила безопасной работы при выжигании, Отделка изделий после выжигания.
Практические работы
Подготовка основы для выжигания. Перевод рисунка на основу. Выжигание рисунка электровыжигателем.
ТЕМА 4. Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию - 28 часов.
История народного декоративно-прикладного искусства в России. Закономерности процесса развития искусства на примере формообразования мебели. Подготовка основы для выпиливания и выжигания. Перенос чертежа или технического рисунка на основу. Выпиливание внутренних поверхностей. Выпиливание наружных поверхностей. Отделка выпиленных поверхностей. Выжигание рисунка на фанере. Сборка изделия на шипах и клею. Окончательная отделка изделия.
Практические работы
Подготовка основы для выпиливания и выжигания. Перевод рисунка на основу по выпиливанию и выжиганию. Выпиливание внутреннего и наружного контура изделия. Отделка выпиленных поверхностей. Выжигание рисунка на фанере. Сборка изделия на шипах и клею. Отделка изделия после сборки.
ТЕМА 5. Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком с нанесением
рисунка - 18 часов
Разработка инструкционно-технологической карты изделия. Подготовка основы для изделия. Перевод чертежа или рисунка на основу. Устройство настольно-сверлильного станка - его назначение и наладка. Создание отверстий в основе изделия для выпиливания внутренних поверхностей. Правила безопасной работы на сверлильном станке. Выпиливание и выжигание по рисунку. Сборка изделия. Отделка изделия шлифовальной шкуркой и лакирование изделия.
Практические работы
Подготовка основы для изделия. Разработка инструкционно-технологической карты изделия. Работа на сверлильном станке, Выпиливание и выжигание рисунка. Отделка изделия.
ТЕМА 6. Изготовление предметов домашнего обихода - 36 часов
Просмотр и обсуждение чертежей и рисунков для изготовления изделий. Посещение и коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства, музеев. Просмотр и анализ лучших работ учащихся, изготовленных выпиливанием и выжиганием. Самостоятельная разработка чертежа или рисунка изделия. Обсуждение лучших разработок, внесение коррективов. Изготовление изделия по выбранному чертежу.
Практические работы
Разработка чертежа или рисунка (столика, кресла и дивана для кукол). Изготовление столика, кресла и дивана в материале.
ТЕМА 7. Технология и декоративные особенности геометрической резьбы – 14 часов.
Исходные элементы геометрической резьбы. Демонстрация работ с геометрической резьбой. Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора и их подготовка. Инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок, скобчатых лунок. Выполнение простейшего орнамента.
Практические работы
Подготовка основы для геометрической резьбы. Разметка и нанесение рисунка для резьбы. Выполнение простейшего орнамента.
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение для занятий - учебная мастерская МБОУ СОШ №24
2. Классная мебель - столы, столы - верстака, стулья
3. Ручные лобзики
4. Пилки для лобзиков
5. Настольно-сверлильный станок
6. Коловорот
7. Ручная дрель
8. Станок фуговально-пильный школьный
9. Набор столярного инструмента
10. Набор слесарного инструмента
11. Художественные кисти
12. Образцы лучших работ учащихся в качестве наглядного результата деятельности объединения.
13. Комплект плакатов по обработке конструкционных материалов
14. Комплект плакатов по технике безопасности
15. Комплект чертежей изделий по декоративно-прикладному искусству. .
16. Электровыжигатели
17. Электророзетки
ЛИТЕРАТУРА
1. Еременко Т.И., Забалуева Е.С. Художественная обработка дерева. М. «Просвещение» 2000
2. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению М., «Просвещение» 2007
3. Программы общеобразовательных учреждений: Черчение. В.В. Степакова, Л.Е. Самовольнова М. «Просвещение» 2007
4. Справочник по техническому труду. Под ред. А.Н. Ростовцева и др. М., 1996
5. Сборник нормативных документов, «Технология» Федеральный компонент Государственного стандарта. «Дрофа» М., 2004
6. Жданова Т.А. Технология обработки конструкционных материалов 5 класс. Волгоград 2003
7. Засядько Ю.П. Технология (мальчики) 8 класс. Волгоград. 2003
8. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1 – 4; 5 – 11 классы М., «Просвещение» 2005
9. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников М., «Вентана – Граф» 2003
10. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. М. «Народное творчество 2004
11. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2. М. «Народное творчество 2004
12. Доступность и качество общего образования. Материалы Педагогических чтений работников системы образования Чкаловского района г. Екатеринбурга. Екатеринбург 2006
13. Поляк Д.А., Зуев П.В. Формирование преобразовательных умений у школьников в процессе обучения технологии. Екатеринбург 2005