12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гресь Ирина Викторовна122

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»



«Принята» «Утверждаю»

на заседании методического совета И. О. директора

МАУДО ЦДО г.Владикавказа МАУДО ЦДО г.Владикавказа

Протокол № _____ от ___________ Буклов С.С.

______ ___________ 2021г «__» __________2021г






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

Т/О «ГОРОД МАСТЕРОВ»

2021/2022 учебный год





Программа авторская


Программа рассчитана на детей 7-15 лет

Срок реализации программы: 3 года



Педагог дополнительного образования

Высшей категории

ГРЕСЬ ИРИНА ВИКТОРОВНА




Владикавказ 2021




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности Т/О «Город мастеров».

Вид программы: общеразвивающая.

Направленность программы: техническая.

Форма обучения: очная. Основной организационной формой в ходе реализации является занятие. Формы занятий традиционные, нетрадиционные, выставки, конкурсы, экскурсии.

Срок реализации программы: 3 года.

Место реализации г. Владикавказ. « Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского технического творчества».Программа утверждена педагогическим советом МАУ ДО ДДТТ. Программа апробирована в творческом объединении «Техническое моделирование» в течение 3-х лет. Теоритические и методические аспекты программы обсуждены с учеными и специалистами СОГУ им. К.Л.Хетагурова.

Адрес организации: г.Владикавказ, пр.Коста,215.

Тип местности: городская

Автор программы: педагог дополнительного образования: Гресь Ирина Викторовна.

Рецензент: Доцент кафедры начального и дошкольного образования Северо-осетинского университета им. К.Л.Хетагурова к.б.н., Почетный работник общего образования РФ Л.А.Бобылева.

Цель программы: развить способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов к техническому творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребности в труде и подготовке к осознанному выбору будущей профессии.

Возраст обучающихся: программа рассчитана на детей в возрасте 7-15 лет. Минимальный возраст 7 лет. Максимальный возраст 15 лет.

Занятия объединения по программе («Техническое моделирование») проводится в оборудованном кабинете-мастерской , в котором имеются компьютер, мебель, образцу разных поделок, моделей, сувениров и т.д. Имеется действующая выставка творческих работ, информационный материал, видеоматериал, шаблоны, схемы и технологические карты. Для успешной реализации программы используется проектор, экран, интернет ресурсы, электронная почта.

Категория состояния здоровья: без ОВЗ. Для зачисления мед. Справка не требуется.

Характеристика групп: состав одной группы 12-15 человек (два звена). Минимальное кол-во- 12. Максимальное кол-во -15.

Вид программы: авторская.

Уровень реализации программы: начальное -основное общее образование.

Уровень освоения программы: общекультурный, индивидуально-углубленный.



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с основными нормативными документами, обусловливающими учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования.

Программа рассчитана на три года обучения. Предназначена для работы с детьми 1-8 классов. Учитывая специфику наполняемости кружка, программа может быть варьирована для детей старшего возраста. Программа предусматривает возможность обучения вновь прибывших учеников вместе с учениками, уже получившими образование по данной программе.


ЦЕЛЬ

программы: развивать способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов к техническому творчеству, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в труде и подготовке к осознанному выбору будущей профессии.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

развивать технические представления и расширять технический кругозор

учащихся, развивать интерес к технике;

закреплять и расширять знания, полученные на уроках, способствовать их

систематизации на основе использования межпредметных связей;

совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее

распространенными инструментами, приспособления ручного труда при обработке различных материалов;

продолжать формирование образного технического мышления и умения

выразить свой замысел на плоскости (с помощью наброска, рисунка, простейшего чертежа, силуэта);

пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших

технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и модели этих объектов, формировать конструкторские знания и умения;

способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать

вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов (выбора материала, способов обработки умения планировать, осуществлять самоконтроль);

развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к

поисковой творческой деятельности, расширять и углублять общетрудовые знания и умения;

совершенствовать навыки работы ручным инструментом;

прививать детям умения и навыки в организации рабочего места, что

помогает им быть более собранными и ответственными во всех делах;

прививать детям любовь к труду, ознакомить учащихся с производствами, с

наиболее распространенными профессиями ( профориентация ).



Актуальность программы в том, что она отвечает потребностям сегодняшнего уровня жизни. Техника все глубже проникает в быт, окружает детей с малых лет, будит интерес, развивает их мысль.

Занимаясь по данной программе дети делают первые шаги в творческой деятельности по созданию технических объектов, участвуют в познавательном процессе, который обогащает школьников общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в области техники.

Практические задания распределены в программе по степени возрастания их сложности. На практических занятиях у детей расширяются и углубляются общетрудовые знания и умения, формируется конструкторское мышление, развивается интерес к технике. Ребята приобретают навыки работы различными инструментами. Немаловажное значение имеет эмоциональная настроенность – радость от полученных результатов, напряжение волевых усилий для достижения намеченной цели, развитие наблюдательности, пространственных наблюдений. Если выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, у ребенка появляется чувство радости и гордости за свой труд, вместе с тем формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство к преодолению трудностей и достижению целей, рождается здоровый азарт труда.

Говоря о политехнической значимости уроков общетехнического моделирования

нельзя не сказать о межпредметных связях. На уроках школьникам приходится выполнять различные расчеты, разбираться в геометрических фигурах, вычерчивать чертежи, художественно оформлять изделия.

Прогностичность программы обусловлена тем, что программный материал значительно опережает программный материал в школе по некоторым предметам, что позволяет учащимся легче усвоить школьную программу.


Контролируемость процесса обеспечивается проверкой промежуточных и конечных результатов, повторением пройденного материала.

Программа может корректироваться педагогом с учетом материально-технической базы, развития учащихся. В случае необходимости возможна перестановка разделов, изменение деталей и частных аспектов, а так же замена методов работы.

Программа рациональна так как предполагает работу с материалом являющимся доступным в местных условиях.

Реалистичность программы отражается в соответствии цели и средств, предлагаемых для ее достижения.

Целостность программы заключена в согласованности, полноте и последовательности действий для ее реализации.

Вывод о важности и возможности реализации поставленных целей основан на материалах педагогической практики.




УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ: программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования, в лагерях труда и отдыха, в школе на уроках технологии, в группах продленного дня и не требует материальных затрат.

Учебный план составлен на три года обучения из расчета на одну группу.

Наполняемость группы 10-15 человек, в зависимости от года обучения. Учебная нагрузка групп первого года обучения 144 часа в год, второго года обучения 216 часов в год. В кружке первого года занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, в кружке второго и третьего года обучения занятия проводятся по 6 часов в неделю. Для детей второго и третьего года обучения предусмотрены как фронтальные так и индивидуальные занятия.

Набор учащихся в группы проводится с учетом их склонности к технике, художественному моделированию, а также желания мастерить своими руками. При комплектовании групп проводится собеседование или тестирование.

Организуя работу творческого объединения надо принимать во внимание возрастные особенности детей. Помещение, где проводятся занятия должно быть оформлено наглядными пособиями, стендами, готовыми работами учащихся, оснащено необходимым материалом и инструментом.

Формы и методы работы могут быть различными: практические занятия, чтение книг и беседы с учащимися, встречи со специалистами, тематические утренники, экскурсии, показ кинофильмов. Сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребенка оказывает игровая деятельность, поэтому большую часть комплекса средств и методов подготовки составляют дидактические, познавательные и развивающие игры.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.


Для достижения поставленных целей необходимо:

к каждой теме составить иллюстративный материал;

разработать наглядные методические пособия;

привлекать к работе родителей, учителей предметников школ, общественных деятелей, бывших воспитанников.

разработать планы занятий по темам;

привлекать трудновоспитуемых детей к труду;

продолжить сбор материала по расширению и углублению планов занятий;

оформить выставку работ кружковцев;

оборудовать помещение.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


По окончании обучения в творческом объединении дети должны знать:


названия и назначения окружающих и часто встречающихся технических объектов и инструментов ручного труда;

приемы и правила работы простейшими инструментами;

свойства и виды бумаги, картона, древесины;

названия основных частей изготовляемых макетов и моделей ;

необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов

конструирования и работы ручным инструментом.


Учащиеся должны уметь:


распределять труд по операциям;

узнавать и называть геометрические фигуры и объемные геометрические

тела;

отбирать нужные инструменты для работы по каждой операции;

выполнять операции разметки, чертить чертежи;

выполнять обработочные операции с использованием необходимых ин

струментов по ходу работы;

выбирать способ соединения деталей;

выполнять сборочно-монтажные операции;

вносить изменения в конструкцию изделия с целью его усовершенство-

вания;

создавать модели своей конструкции, применять новый вид внешней от

делки по собственному замыслу;

просушивать изделия не допуская их деформации;

переносить полученные знания, умения и опыт в новую ситуацию;

владеть приемами выпиливания;

бережно относиться к инструменту и оборудованию, экономить матери

ал, затраты трудовых усилий, время;

соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.




ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

Сентябрь – определение уровня подготовленности детей, собеседование с родителями.


Январь – промежуточная аттестация.


Май – итоговое тестирование, организация выставки работ учащихся.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения









Тема

Количество часов

Всего

На

теорию

На

практику

Вводное занятие. Материалы и инструменты.

Работа с бумагой. Изготовление простейших моделей, макетов, игрушек и сувениров.

Первоначальные графические знания и умения.

Работа с различными поделочными материалами.

Изготовление макетов и моделей, технических объектов из плоских деталей.

Технические понятия.

Конструирование.

Обработка древесины.

Выжигание.

Выпиливание. Художественное оформление поделок из древесины.

Заключительные занятия.

4


10



6


9


9



8

8

5


12



1

1


1



1


1


1



1

1

1


1


-

3


9



5


8


8



7

7

4


11



1

ИТОГО: 72 9 63

























Тема 1.

Вводное занятие.



1.Знакомство с распорядком и правилами поведения в объединении.

2. Свойства и применение бумаги и картона. Работа с ними.

3. Режущие и колющие инструменты. Изготовление из бумаги самолета.

4. Столярный инструмент. Меры безопасности при работе с ним.

Изготовление из бумаги силуэта катера.

5. Работа с картоном. Изготовление механической игрушки «Зайчик».

6. Работа с бумагой. Изготовление ракеты.



Тема 2.

Работа с бумагой. Изготовление простейших моделей и макетов, игрушек и сувениров.



1. Виды бумаги. Свойства и применение. Изготовление бумажной модели парусника.

2. Виды клея. Сборка и склеивание парусника.

3. Геометрические фигуры. Изготовление аппликации из геометрических фигур. ( кораблик )

4. Сборка. Склеивание аппликации.

5. Шаблон. Трафарет. Изготовление контурной модели машины.

6. Окрашивание. Художественное оформление машины.

7. Техника оригами. Изготовление самолета.

8. Оригами. Изготовление лодочки.

9. Осевая симметрия. Изготовление механической игрушки бабочки.

10. Окрашивание, художественное оформление игрушки.



Тема 3.

Первоначальные графические знания и умения.



1.Чертежный инструмент. Работа с ним.

2. Изготовление игольницы.

3-4. Деление окружности. Изготовление циферблата часов.

5-6. Изготовление парашюта.



Тема 4.

Работа с различными поделочными материалами.



1.Технологические особенности различных материалов. Работа с ними.

2. Изготовление из шишек «Совы».

3. Изготовление панно из листьев.

4-5. Изготовление мозайки из яичной скорлупы.

6-7. Работа с пенопластом. Изготовление лодочки.

8-9. Изготовление из спичечных коробок машины.

9-10. Работа с проволокой.

11-12. Работа с соломкой. Изготовление панно «Парусник».



Тема 5.

Изготовление макетов и моделей, технических объектов из плоских деталей.



1.Понятие о контуре, силуэте. Создание силуэта модели корабля.

2-3. Изготовление контурной модели самолета.

4-5. Щелевидные соединения. Изготовление якоря. (по шаблону).

6-7. Изготовление модели ракеты со щелевидными соединениями.

8-9. Геометрические фигуры. Создание силуэта парусника из геометрических фигур.

10-11. Изготовление аппликаций из геометрических фигур.

12-13. Изготовление контурной модели грузовика.

14-15. Изготовление контурной модели крейсера.



Тема 6.

Технические понятия.



1.Свойство материалов. Знакомство с инструментами (игла, дрель, лобзик, молоток и др.)

2-3. Изготовление по шаблону реактивного самолета.

4-5. Эстетика. Форма. Цвет. Художественное оформление самолета.

6-7. Изготовление легкового автомобиля по шаблону.

8-9. Технические процессы в быту и на производстве. Изготовление корабля.

10-11. Изготовление технических объектов по собственному замыслу.



Тема 7.

Конструирование.



1.Условные обозначения линий чертежа. Правила и порядок чтения чертежей, сборочных схем.

2-3. Понятие о конструировании. Изготовление домика.

4-5. Конструирование мебели.

6-7. Конструирование моторной лодки.

8-9. Правила и порядок чтения сборочных схем Конструирование планера.

10-11. Изготовление катамарана.

12-13. Конструирование трехступенчатой ракеты.

14-15.Конструкторская разработка. Изготовление грузовика.



Тема 8.

Обработка древесины. Выжигание.



1-2. Свойства и применение фанеры. Виды фанеры. Знакомство с выжигателем. Выжигание по контуру.

3-4. Подготовка фанеры к выжиганию. Работа наждачной бумагой. Перенос рисунка на фанеру.

5-6. Выжигание панно «Лето».

7-8. Инструменты для работы с фанерой. Инструменты. Работа инструментом.

9-10. Выжигание панно.

11-12. Выжигание рисунка на разделочной доске.









Тема 9.

Выпиливание. Художественное оформление поделок из древесины.



1.Знакомство с устройством лобзика. Меры безопасности при работе с ним.

2. Правила и приемы выпиливания. Упражнения по выпиливанию.

3-4. Выпиливание контурной модели военного корабля. (Чертеж, выпиливание).

5-6. Изготовление подставки для корабля. Художественное оформление.

7-8. Изготовление механической игрушки «машина».

9-10. Выпиливание модели самолета.

11-12. Изготовление подставки. Художественное оформление.

13-14. Изготовление механической игрушки «Лесорубы».

15-16. Изготовление реек для крепления. Сборка игрушки. Художественное оформление.

17-18. Выпиливание. Изготовление подставки для салфеток «Парусник».

19-20. Изготовление подставки для салфеток «Парусник». (Продолжение).

21-22. Выжигание деталей.

23-24. Сборка. Художественное оформление.

25-26. Изготовление механической игрушки «Дятел».

27-28. Выпиливание дерева для игрушки.

29-30. Сборка, художественное оформление игрушки.

31-32. Изготовление разделочной доски. Выпиливание заготовки.

33-34. Выжигание рисунка (кораблик).

35-36. Изготовление хлебницы. Чертеж. Выпиливание.

37-38. Выпиливание. Сборка. Художественное оформление хлебницы.

39-40. Изготовление подставки для книг «машинка» чертеж, выпиливание деталей.

41-42. Сборка. Художественное оформление подставки.

43-44. Изготовление «ретро автомобиля». Чертеж. Выпиливание деталей.

45-46. Продолжение Выпиливание деталей ретро автомобиля.

47-48. Сборка. Художественное оформление изделия.



Тема 10.

Заключительные занятия.



1-2. Подготовка выставки работ.

3-4. Работа по желанию. Беседа с родителями.

5-6. Итоговое занятие. Награждение лучших учащихся.





















































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Тема 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты.

Знакомство учащихся с распорядком и правилами поведения в МАОУ ДОД Доме детского технического творчества.

Значение техники в жизни людей. Роль и значение новаторов и изобретателей на производстве. Показ образцов готовых моделей.

Рассказ о свойствах и применении бумаги, картона, древесины, жести, проволоки и других материалов.

Инструменты и способы обработки указанных материалов, назначение инструментов, правила пользования ими. Техника безопасности при работе с инструментами. Демонстрация инструментов, применяемых при обработке различных материалов: ножниц, пилы, плоскогубцев, круглогубцев и т.д.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление из бумаги простейших силуэтов зверей, самолетов, ракет с применением знаний об осевой симметрии.



Тема 2. Работа с бумагой. Изготовление простейших моделей, макетов, игрушек и сувениров.

Рассказ о свойствах и применении бумаги и картона. Виды бумаги, клея. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах, прямоугольнике, круге, половине круга и т.д. Сопоставление форм окружающих предметов с геометрическими фигурами. Начальные понятия о простейших геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Первоначальные понятия о разметке. Элементарные понятия о выкройках, развертках простых геометрических тел. Приемы и вычерчивания, вырезания и склеивания. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы и приемы работы с ними. Способы перевода чертежей и выкроек на кальку, бумагу. Картон. Контурные модели машин, кораблей, ракет и др.

Разметка по шаблону, трафарету. Изготовление симметричных фигур из бумаги.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление бумажных моделей самолетов. Беседа о самолетостроении, достижениях в области авиации. Копирование. Изготовление бумажных моделей кораблей (парусник, пароход, ракета и др.). Демонстрация парусников. Игры- соревнования с бумажными моделями самолетов. Знакомство с простейшими приемами техники оригами. Изготовление изделий на основе показа вариантов складывания бумаги. Изготовление из картона игрушек с подвижными частями.

Тема 3. Первоначальные графические знания и умения.

Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейке, угольнике, циркуле, карандаше, чертежной ученической доске. Их назначения и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа: видимого контура, линия сгиба, линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая. Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Закрепление знаний об условных обозначениях: диаметра, радиуса. Совершенствование умений деления окружности на 3,4,6,8,12 частей и чтения основных размеров.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Разметка с использованием линий чертежа и выполнение бумажных моделей (парашюта, стрелы, модели планера). Изготовление игольниц в виде 4-,6-, 8-, и 12-лепестковых цветков и циферблатов часов с применением циркуля (деление окружности). Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей по клеткам.


Тема 4. Работа с разными поделочными материалами.

Общие сведения о различных поделочных материалов, технологические особенности различных материалов. Изделия из природных материалов, из шишек, соломы, листьев, ракушек и т.д. Моделирование из шишек и желудей. Изделия из коробок. Мозайка из яичной скорлупы, работа с пенопластом. Изделия из проволоки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление панно, игрушек, ботанического лото, закладок и т.д.


Тема 5. Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей.

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: различные прямоугольники , треугольники, круг и т.д. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, подъемного крана, самолета и т.д.). Изготовлении контурных моделей со щелевидными соединениями (якоря, ракеты, самолета, парохода и т.д.) из картона по образцу, рисунку, шаблону, представлению, воображению и собственному замыслу.


Тема 6. Технические понятия.

Углубление знаний о свойствах различных материалов и их использования. Углубление понятий о технических процессах в быту и на производстве. Знакомство с инструментами. Расширение знаний о рабочих инструментах и приспособлениях в быту и на производстве (пила, дрель, тиски, ножовка, молоток и др.)

Наблюдения и опыты по определению и сравнению свойств природных и искусственных материалов. Составление коллекции материалов с образцами изделий из них.

Знакомство с содержанием труда рабочих по отдельным профессиям (монтажник, слесарь, водитель автомобиля, плотник и т.д.) Экскурсия в музей, на выставку, предприятие. Техническая эстетика на производстве. Форма, цвет, пропорции.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление технических объектов по образцу, рисунку, шаблону, представлению, воображению и собственному замыслу.


Тема 7. Конструирование.

Совершенствование графической грамоты (условные обозначения линий чертежа, диаметра, радиуса и др.). Порядок составления эскиза, простейшего чертежа. Правила и порядок чтения технических рисунков , чертежей, сборочных схем. Простейший сборочный чертеж, состоящий из двух-трех деталей. Совершенствование умений в чтении и составлении простейших электрических схем. Понятие о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общее представление о процессе создания машин (основные этапы проектирования и производства). Элементарное понятие о конструировании ( планировать, проектировать, претворяя свой замысел в изделии). Элементы профессионального конструирования, которые входят и конструкторско-технологическую деятельность школьников (обдумывание, осмысление идеи, создание мысленного образа с попыткой выбрать метод конструирования, определить последовательность изготовления изделия, подбор инструментов и т.д.). Основные условия конструкторской разработки по заданию (назначение изделия, условия использования и работы изделия, размеры, эксплуатационные требования и т.д.). Техническое моделирование как один из видов конструкторско -технологической деятельности школьников.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление (из наборов готовых деталей) макетов и моделей технических изделий (по техническому рисунку) с попыткой самостоятельного планирования предстоящих действий. Конструированиемебели, жилых строений, плавающих моделей самолетов моделей автотранспорта.


Тема 8. Обработка древесины. Выжигание

Рассказ о свойствах и применении фанеры. Виды фанеры. Где какой вид фанеры употребляется. Знакомство с выжигателем. Виды выжигания. Копирование рисунка. Подготовка фанеры к выжиганию. Обработка фанеры. Строение древесины. Направление волокон. Инструменты и приспособления для работы с заготовками из древесины и фанерой: линейка, угольник, циркуль, рейсмус, нож, шило, лобзик, ножовка, пила рубанок. Правила хранения инструмента и его расположение на столе при работе. Уход за инструментом. Приемы работы. Правила безопасности труда при использовании колющего, режущего и пилящего инструмента Разметка на древесине и фанере отдельных деталей при помощи линейки, угольника, циркуля, рейсмуса . Использование шаблонов и трафаретов Перенос разметочных линий на древесину. Способы соединения фанерных и деревянных деталей гвоздями, шурупами.

Экскурсия на полиграфический комбинат, почту, мебельную фабрику, деревообрабатывающий комбинат, стройплощадку и др.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление принадлежностей для письменного стола (подставка и стаканчик для карандашей и ручек и др.). изготовление настольных игр и игрушек, домиков и мебели для кукол. Организация выставки работ. Изготовление рисунков, гравюр, предметов домашнего обихода.



Тема 9. Выпиливание. Художественное оформление поделок из древесины.

Особенности организации рабочих мест для выпиливания. Знакомство с устройством лобзика. Правила и приемы выпиливания. Обработка фанеры. Правила переноса рисунка на фанеру. Расширение знаний о рабочих инструментах. Работа с ними. Совершенствование умений выпиливания.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выпиливание однодетальных изделий без внутренних контуров. Выпиливание однодетальных изделий с внутренним вырезом. Выпиливание изделий состоящих из нескольких деталей. Выпиливание многодельных изделий. Изготовление игрушек. Изготовление предметов домашнего обихода (разделочных досок, хлебниц, вазочек и т.д.). Выпиливание контурных моделей кораблей «Аврора», военный корабль и др. Изготовление контурных моделей самолетов, автомобилей. Изготовление плоских игрушек – дергунчиков. Организация выставки работ из фанеры. Конкурс на лучшую игрушку. Игры.


Тема 10. Заключительные занятия.

Подведение итогов работы за год. Подготовка итоговой выставки. Подготовка и проведение итогового праздника. Обсуждение плана работы на 2-й год обучения. Награждение лучших учащихся.









































УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения






Тема

Количество часов

Всего

На

теорию

На

практику

Вводное занятие.

2

1

1

Изготовление макетов, моделей и игрушек из бумаги, картона и древесины.

30

6

24

Основы формообразования и композиции.

20

2

18

Применение пенопласта в изготовление поделок.

20

4

16

Графическая подготовка в общетехническом моделировании.

10

2

8

Работа с «Конструкторами», наборами, посылками.

10

2

8

Электромонтажные работы.

13

4

9

Работа с фанерой. Художественное выпиливание.

37

6

31

Заключительное занятие. Организация выставки.

2

-

-

ИТОГО:

144

27

117



















2 год.

Тема 1.

Вводное занятие.

1-2. Задачи кружка. Материалы, инструменты для работы в творческом объединении. Меры безопасности.

Тема 2.

Изготовление моделей, макетов игрушек из бумаги, картона, древесины.

1-2. Масштаб. Изготовление чертежей.

3-4. Составление эскиза модели лодки. Изготовление.

5-6. Перевод чертежа при помощи копировальной бумаги. Изготовление легкового автомобиля.

7-8. Выпиливание деталей автомобиля.

9-10. Сборка. Художественное оформление.

11-12. Соединение деталей из древесины при помощи шипов и клея. упражнение.

13-14. Изготовление из фанеры самолета. Чертеж. Выпиливание.

15-16. Выпиливание деталей самолета.

17-18. Обработка деталей. Сборка. Окрашивание.

19-20. Изготовление из картона аппликаций из геометрических фигур.

21-22. Изготовление из брусков древесины модели «паровозика» чертеж. Детали.

23-24. Изготовление деталей (продолжение).

25-26. Сборка «паровозика». Художественное оформление.

27-28. Чертеж деталей вагончика. Выпиливание.

29-30. Сборка паровоза. Художественное оформление.

31-32. Использование сборочного чертежа при изготовление поделок. Чертеж автомобиля.

33-34. Выпиливание деталей автомобиля.

35-36. Выпиливание деталей автомобиля (продолжение).

37-38. Сборка автомобиля. Художественное оформление.


Тема 4.

Применение пенопласта в изготовлении поделок.

1-2. Пластмассы в быту и производстве. Техника безопасности. Изготовление из пенопласта домика.

3-4. Использование пенопласта в технике и моделизма. Изготовление самолета.

5-6. изготовление из пенопласта машины. Резка деталей.

7-8. Сборка деталей. Окрашивание.

9-10. Изготовление игрушки – марионетки «дракоша» чертеж деталей.

11-12. Резка деталей.

13-14. Художественное оформление.

15-16. Сборка деталей.

17-18. Изготовление из пенопласта «бабочки». Чертеж.

19-20. Резка деталей. Обработка.

21-22. Сборка. Окрашивание деталей.

23-24. Изготовление игрушки – марионетки «галчонок». Чертеж.

25-26. Изготовление деталей.

27-28. Сборка игрушки. Художественное оформление.


Тема 5.

Графическая подготовка в общетехническом моделирование.

1-2. Технический рисунок. Чертеж. Масштаб. Составление эскизов плоских деталей.

3-4. Увеличение чертежа с помощью масштаба.

5-6. Уменьшение чертежа с помощью масштаба.

7-8. Изготовление плоской модели кораблика. Чертеж на картоне.

9-10. Вырезание. Художественное оформление.

11-12. Составление эскиза плоской модели грузовика на картоне. Чертеж.

13-14. Вырезание. Художественное оформление.

15-16. Создание моделей из геометрических фигур.

17-18. Составление чертежей технических моделей по собственному замыслу.

19-20. Изготовление моделей по собственному замыслу.



Тема 6.

Работа с «Конструкторами», наборами, посылками.

1-2. Понятие о деталях, механизмах и машинах.

3-4. Конструирование модели машины из готового конструктора.

5-6. Неподвижные соединения. Изготовление модели кораблика.

7-8. Подвижные соединения. Изготовление паровоза из картона.

9-10. Изготовление вагончиков для паровоза. Соединения на клею.

11-12. Конструирование модели самолета из готовых деталей конструктора.

13-14. изготовление планера. Перенос чертежа на картон. Вырезание деталей.

15-16. Сборка склеивание. Соревнования на дальность полета.

17-18. изготовление модели катера. Чертеж катера на фанере. Выпиливание деталей.

19-20. Изготовление днища. Сборка склеивание.

21-22. Установка резиномотора.

23-24. Окрашивание. Художественное оформление.

25-26. Изготовление модели машины. Перенос чертежа на фанеру. выпиливание деталей.

27-28. Выпиливание деталей машины.

29-30. Сборка. Художественное оформление.



Тема 7.

Электромонтажные работы.

1-2. Значение электричества. Живые организмы несущие заряд, атмосферное электричество. Экскурсия в лабораторию для демонстрации электрооборудования.

3-4. Понятия об электрическом токе, электрической цепи. Составление электрической цепи из батареек.

5-6. Источники тока. (батарейки, аккумуляторы).

7-8. Понятие о проводниках электрической энергии. Выключатель.

9-10. Составление электрической цепи из батареек.

11-12. Составление электрической цепи из батареек, выключателя, переключателя, лампочек. Изготовление игры «угадайка».

13-14. Изготовление светофора. Чертеж схемы.

15-16. Сборка светофора. Окрашивание.

17-18. Сборка электрического звонка.

19-20. Сборка электрического звонка.


Тема 8.

Работа с фанерой. Художественное выпиливание. Оформление изделий из фанеры.

1-2. Строение древесины. Механические свойства древесины. Инструменты и приспособления для работы с древесиной.

3-4. Выпиливание плоских моделей технических объектов. Крейсер.

5-6. Разметка деталей при помощи линейки, циркуля, угольника.

7-8. Изготовление из фанеры разделочной доски.

9-10. Приемы и способы выжигания рисунка. Выжигание рисунка на разделочной доске.

11-12. Использование шаблонов и трафаретов для переноса рисунка. нанесение на фанеру чертежа салфетницы «Парусник». Выпиливание деталей.

13-14. Изготовление салфетницы. Выпиливание салфетницы.

15-16. Выпиливание основания салфетницы.

17-18. Способы соединения деталей. Сборка, склеивание, художественное оформление салфетницы.

19-20. Изготовление из фанеры светильника. Чертеж деталей.

21-22. Выпиливание боковых стенок светильника.

23-24. Выпиливание боковых стенок. (продолжение)

25-26. Выпиливание боковых стенок.

27-28. Выпиливание ножек.

29-30. Выпиливание нижнего кольца светильника.

31-32. Выпиливание верхнего кольца.

33-34. Сборка. Художественное оформление.

35-36.Изготовление из фанеры пенала «Машинка». Чертеж.

37-38. Выпиливание деталей.

39-40. Выпиливание деталей.

41-42. Выпиливание колес.

43-44. Сборка. Склеивание. Художественное оформление.

45-46. Изготовление работ по желанию.

47-48. Изготовление работ по желанию.


Тема 9.

Заключительное занятие.

1-2. Организация выставки. Подведение итогов. Награждение учащихся.











Тема 1. Вводное занятие

Задачи кружка. Обсуждение программы и плана занятий. Организационные вопросы. Материалы, инструменты и приспособления для работы в творческом объединении. Правила безопасной работы, санитарии и гигиены.

Практическая работа. Отработка приемов работы простейшим инструментом.


Тема 2. Изготовление моделей, макетов , игрушек из бумаги, картона, древесины.

Расширение сведений о бумаге, картоне, древесине. Выбор масштаба изготовляемой модели. Составление эскизов плоских деталей. Чтение чертежей простых объемных деталей. Соединение деталей из древесины при помощи шипов и склеивания.

Практическая работа. Перевод на заготовку из фанеры, рисунка, чертежа при помощи копировальной бумаги. Сборочный чертеж и использование его при изготовлении поделок. Изготовление моделей грузовых, легковых и специальных автомобилей, ракет, планеров, катеров, подводных лодок. Окончательная отделка поделок, обработка шлифовальной шкуркой, подготовка поверхности под краску. Покраска поделок гуашью, клеевыми, масляными красками.


Тема 3. Применение пенопласта в изготовлении поделок.

Пластмассы в быту и на производстве. Использование пенопласта в технике и моделизме. Сведения о производстве пенопласта и его свойствах. особенности механической обработки. Правила безопасной работы с пенопластом.

Практическая работа. Демонстрация прочности пенопластового образца. Показ термической резки. Изготовление деталей моделей, макетов, игрушек из пенопласта механической обработкой и термической резкой. Сборка деталей из пенопласта.


Тема 4. Графическая подготовка в общетехническом моделировании.

Начальные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже. Различия этих графических изображений. Масштаб. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали. Правила и порядок чтения изображения объемных деталей (наглядное изображение чертежа, развертки и т. Д.). Понятие о сборочном чертеже. Чтение и составление простейших электрических схем. Пропорция, форма и линия – средства выразительности.

Практическая работа. Чтение и составление эскизов, плоских деталей и изделий. Увеличение и уменьшение чертежа деталей с помощью масштаба. Чтение чертежей, разверток, несложных объемных деталей при изготовлении объекта. Создание образа моделей технического объекта (по собственному замыслу) путем манипулирования геометрическими фигурами. Изготовление моделей по собственному замыслу.


Тема 5. Работа с «Конструкторами», наборами , посылками

Беседа о русских изобретателях и конструкторах. Понятие о деталях, механизмах, и машинах. Сопоставление конструкций машин с геометрическими телами. Виды подвижных и неподвижных соединений. Способы и типы соединения деталей и сборочных единиц в технических устройствах. Комбинированные соединения. Правила безопасности труда при работе с «Конструкторами». Экскурсия в цех завода, конструкторское бюро.

Практическая работа. Конструирование моделей из деталей «конструкторов». Изготовление моделей из наборов и посылок. Подготовка инструментов, приспособлений для работы с наборами и посылками. Чтение спецификаций, схем, простейших чертежей и переведение их на заготовки из картона, фанеры, древесины, и пластмассы. Вырезание, выпиливание, шлифование деталей. Сборка и покраска моделей экологически чистыми красителями. Установка резиномотора на модель.


Тема 6. Электромонтажные работы.

Значение электричества. Электричество в природе: атмосферное электричество, живые организмы, несущие электрический заряд. Понятие об электрическом токе и электрической цепи. Знакомство с источниками тока (гальванический элемент, батарейки, аккумуляторы). Понятие о проводниках, выключателе, переключателе, потребителях электрической энергии. Экскурсии в лабораторию для демонстрации электрического оборудования.

Практическая работа. Составление электрической цепи из батареек, выключателя, переключателя и лампочек. Сборка электрического звонка светофора.




Тема 7. Работа с фанерой. Художественное выпиливание. Оформление изделий из фанеры.

Строение древесины. Направление волокон. Основные механические свойства древесины, фанеры. Инструменты и приспособления для работы с заготовками из древесины и фанерой: линейка, угольник, циркуль, рейсмус, нож, шило, лобзик, ножовка, пила, рубанок. Правила хранения инструмента и его расположение на столе при работе. Уход за инструментом. Приемы работы. Правила безопасности труда при использовании колющего, режущего и пилящего инструмента. Разметка на древесине и фанере отдельных деталей при помощи линейки, угольника, циркуля, рейсмуса. Использование шаблонов и трафаретов. Перенос разметочных линий на древесину. Способы соединения фанерных и деревянных деталей гвоздями, шурупами. Понятие о технической эстетике. Понятие о форме, цвете. Подбор цветовой гаммы для художественного оформления поделок. Особенности организации рабочих мест для выпиливания и выжигания. Порядок и последовательность выпиливания по контуру и внутренним очертаниям. Способы соединения частей изделий. Виды, приемы и способы выжигания. Правила безопасности труда. Выпиливание в сочетании с выжиганием и художественным оформлением изделия.

Практическая работа. Изготовление игрушек и сказочных персонажей с применением выпиливания, выжигания и окрашивания. Изготовление разделочных досок сувениров с художественным оформлением их путем выжигания и раскрашивания, росписи (работа индивидуальная). Цветовое сочетание. Теплые и холодные цвета. Изготовление предметов домашнего обихода (хлебницы, вазочки и т.д.).


Тема 8. Заключительные занятия.

Подведение итогов работы кружка. Организация выставки. Перспективы работы в новом учебном году. Рекомендации на летний период.













УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения






Тема

Количество часов

Всего

На

теорию

На

практику

Вводное занятие.

2

1

1

Изготовление моделей транспортной техники.

36

2

34

Разработка и изготовление технических объектов собственной конструкции.

40

4

36

Элементарные основы радиоэлектроники.

16

2

14

Изготовление электрифицированных макетов и моделей.

40

6

34

Работа с фанерой. Изготовление макетов и моделей технических объектов.

20

2

18

Ажурное выпиливание. Изготовление изделий домашнего обихода.

58

6

52

Заключительное занятия.

4

4

-

ИТОГО:

216

27

189



















3 год обучения.

Тема 1.

Вводное занятие.

1-2.План работы. Изготовление изделий по собственному замыслу.

Тема 2.

Изготовление моделей транспортной техники.

1-2. Значение транспорта в жизни людей. Развитие транспорта. Изготовление силуэтных моделей транспорта.

3-4. Устройство резиновых двигателей. Изготовление автомобиля с резиновым двигателем. Чертеж деталей.

5-6. Выпиливание деталей машины.

7-8. Выпиливание деталей машины.

9-10.Сборка изделия. Художественное оформление.

11-12. Установка резиномотора.

13-14. Соревнование по запуску моделей.

15-16. Пусковые устройства для запуска моделей. Изготовление планера с катапультой. Чертеж деталей.

17-18. Выпиливание деталей. Изготовление крыльев планера.

19-20. Сборка изделия. Игры- соревнования.

21-22. Изготовление плавающей модели лодочки на резиномоторе. Чертеж. Беседа о водном транспорте.

23-24. Выпиливание деталей корпуса лодки.

25-26. Выпиливание деталей корпуса.

27-28. Сборка корпуса. Художественное оформление.

29-30. Изготовление днища.

31-32. Установка резиномотора.

33-34. Изготовление силуэтной модели игрушки «Гена и чебурашка» на резиномоторе.

35-36. Сборка игрушки. Установка резиномотора.


Тема 3.

Разработка и изготовление технических объектов собственной конструкции.

1-2. Посещение технической выставки.

3-4. Изготовление самолета «миг-19».

5-6. Изготовление катамарана. Чертеж.

7-8. Вырезание и сборка.

9-10. Форма. Цвет. Художественное оформление катамарана.

11-12. Изготовление самолета 2По-2» из готовых деталей конструктора.

13-14. Сборка. Художественное оформление.

15-16. соревнование по запуску моделей.

17-18. Создание мысленного образа по представлению. Изготовление самолета по собственной разработке. Создание эскиза.

19-20. Изготовление самолета.

21-22. Создание эскиза-выкройки машины по собственному замыслу.

23-24. Создание машины.

25-26. Изготовление поделок из готовых деталей собственной конструкции.

27-28. Изготовление поделок из готовых деталей собственной конструкции.

29-30. Мысленный образ. Создание образа технических моделей по воображению.

31-32. Составление чертежа-эскиза по воображению самолета.

33-34. Изготовление самолета.

35-36. Изготовление из готовых деталей модели «Речной трамвай». Сборка.

37-38. Продолжение сборки модели.

39-40. Изготовление резиномотора. Игры-соревнования.


Тема 4.

Элементарные основы радиоэлектроники.

1-2. Электроника в жизни людей. Компьютерная техника и ее значение.

3-4. Составление эл. цепи.

5-6. Назначение резисторов. Составление схем.

7-8. Сборка схем.

9-10. Понятие о транзисторах. Сборка схем.

11-12. Назначение диодов, конденсатов. Сборка схем.

13-14. Сборка различных схем. 15-16. Экскурсия в лабораторию радиоэлектроники.


Тема 5.

Изготовление электрифицированных макетов и моделей.

1-2. Простейшие электрические схемы. Чтение схем.

2-3. Электрифицированные устройства и механизмы. Изготовление электрифицированной модели машины из фанеры.

5-6. Выпиливание деталей.

7-8. Выпиливание деталей.

9-10. Художественное оформление машины.

11-12. Сборка и установка электродвигателя.

13-14. Игры –соревнования.

15-16. Изготовление электрифицированной игрушки «Луноход» из готовых деталей.

17-18. Сбора деталей «Лунохода».

19-20. Сбора деталей «Лунохода».

21-22. Игры –соревнования.

23-24. Дистанционное управление .Схема.

25-26. Изготовление электрифицированной модели машины с дистанционным управлением из готовых деталей.

27-28. Сборка деталей машины.

29-30. Сборка деталей.

31-32. Сборка деталей машины. Беседа о наземном транспорте.

33-34. установка дистанционного управления.

35-36. Игры –соревнования.

37-38. Самостоятельная работа по сборке электрифицированной игрушки из готовых деталей.

39-40. Выпиливание деталей.


Тема 6.

Работа с фанерой. Изготовление макетов и моделей технических объектов.

1-2. Техника выпиливания. Меры безопасности. Инструмент.

3-4. Перенос рисунка на фанеру. Изготовление спортивного автомобиля.

5-6. Выпиливание деталей.

7-8. Выпиливание деталей.

9-10. Сборка .Художественное оформление.

11-12. Изготовление ретроавтомобиля. Чертеж. Выпиливание деталей.

13-14. Выпиливание деталей.

15-16. Изготовление и крепление колес.

17-18. Сборка. Художественное оформление.

19-20. Выпиливание деталей.




Тема 7.

Ажурное выпиливание. Изготовление изделий домашнего обихода.

1-2. Фанера для ажурного выпиливания. Техника ажурного выпиливания.

3-4. Изготовление настенных часов с встроенным ночником. Чертеж.

5-6. Выпиливание задней стенки.

7-8. Выпиливание стоек карниза.

9-10. Выпиливание стоек малого карниза.

11-12. Выпиливание колонок.

13-14. Выпиливание боковых стенок.

15-16. Выпиливание крышки.

17-18. Выпиливание донышка и кронштейна.

19-20. Выпиливание «Петушка».

21-22. Выпиливание бокового орнамента.

23-24. Виды клея. Сборка, склеивание деталей.

25-26. Установка циферблата часов.

27-28. Установка светодиода.

29-30.Покрытие лаком. Меры безопасности.

31-32. Изготовление светильника «Спокойной ночи». Чертеж.

33-34. Выпиливание нижнего кольца.

35-36. Выпиливание верхнего кольца.

37-38. Выпиливание боковых стенок.

39-40. Выпиливание боковых стенок.

41-42. Выпиливание боковых стенок.

43-44. Изготовление кронштейна.

45-46. Сборка светильника.

47-48. Покрытие лаком.

49-50. Установка лампочки.

51-52. Изготовление декоративных саночек. Чертеж.

53-54. Выпиливание деталей.

55-56. Выпиливание деталей.

57-58. Сборка изделия.


Тема 8.

Заключительные занятия.

1-2. Организация выставки работ.

3-4. Подведение итогов. Награждение учащихся.


Тема 1. Вводное занятие.

Обсуждение плана работы. Распределение обязанностей. Анализ чертежей и демонстрация моделей, изготовленных в предыдущие годы.

Практическая работа. Изготовление изделий по собственному замыслу.


Тема 2. Изготовление моделей транспортной техники.

Значение транспорта в жизни человека. Современные виды транспорта перспективное развитие автомобильного, воздушного, и водного транспорта. Действующие модели. Летающие и плавающие модели.

Части силуэтной модели на колесах6 силуэт, рама, корпус, двигатель, движители. Руль. Способы изготовления силуэтных и полуобъемных моделей. Выбор материалов и способы их обработки. Способы соединения деталей и сборочных единиц.

Резиновые двигатели моделей, их устройство и действие. Способы установки двигателей на моделях. Увеличение продолжительности их действия, мощности. Понятие о двигателях. Пусковые установки для запуска моделей, их устройство и принцип действия.

Практическая работа. Изготовление моделей, ходовые испытания, игры-соревнования.

Силуэтные автомобили с резиновыми двигателями, автомобили с воздушным винтом; простейшие объемные модели грузовых автомобилей, спортивных микроавтомобилей, автокранов.

Летающие модели: бумажные модели парашютов, планеров, самолетов, ракет с катапультой; плоские воздушные змеи; простейший коробчатый змей; модели с резиновыми двигателями, картонная модель планера, запускаемая катапультой.

Плавающие модели: силуэтные модели; объемные (яхта, шлюпка, катамаран, катер, подводная лодка и др.).

Изготовление макетов самолетов, вертолетов, космических кораблей, яхт, лодок и катамаранов из наборов готовых деталей.


Тема 3. Разработка и изготовление технических объектов собственной конструкции.

Посещение технических выставок. Анализ увиденных конструкций. Просмотр технических фильмов, журналов, и альбомов для детей. Рассказ или чтение литературы о достижениях в технике, о рационализаторах, изобретателях. Создание мысленного образа по представлению 9 то, что уже видел ранее), по воображению(то, чего никогда не видел).

Практическая работа. Составление словесного описания мысленного образа поделки. Попытка изготовить желаемый объект с использованием деталей изготовленных самостоятельно из бумаги, картона, фанеры, жести и др.

Изготовление технических объектов и игрушек (из наборов готовых деталей) известной конструкции с внесением дополнений с целью усовершенствования данной конструкции. Изготовление поделок из наборов готовых деталей собственной конструкции. Изготовление поделок из разных материалов по собственным разработкам (мысленный образ, эскиз, выкройка, раскрой материала, обработка деталей, сборка изделия).


Тема 4. Элементарные основы радиоэлектроники.

Электроника в жизни людей. Компьютерная техника и ее значение. Экскурсия в лабораторию радиоэлектроники. Назначения и свойства радиодеталей.

Практическая работа. Составление простейших электрических цепей. Изучение назначения резисторов, диодов, конденсаторов и сборка схем. Понятие о транзисторах и сборка схем. Составление схем.


Тема 5 .Изготовление электрифицированных моделей машин, механизмов и игрушек.

Анализ конструкции электрифицированных устройств и механизмов. Чтение и составление простейших электрических схем таких устройств. Основная схема дистанционного управления игрушкой из наборов готовых деталей конструкторов.

Практическая работа. Изготовление простейших действующих электрифицированных моделей, машин, механизмов и технических игрушек из наборов полуфабрикатов и самодельных деталей из картона, проволоки, жести и др.

Изготовление электрифицированных моделей игрушек с приводом и дистанционным управлением. Игры и соревнования с моделями и игрушками.


Тема 6. Работа с фанерой. Выпиливание. Изготовление макетов и моделей технических объектов.

Свойства фанеры и ее применение. Основные инструменты для работы с фанерой. Устройство лобзика. Обработка фанеры. Правила переноса рисунка на фанеру. Техника копирования. Порядок и последовательность выпиливания по контуру. Способы и типы соединений фанерных деталей. Художественное оформление изделий из фанеры. Виды клея применяемые при склеивании фанеры. Выпиливание в сочетании с выжиганием и окрашиванием. Виды выжигания. Раскрашивание. Теплые и холодные тона.

Практическая работа. Выпиливание и сборка моделей и макетов технических объектов с различными видами соединений. Изготовление моделей кораблей, машин, самолетов.


Тема 7. Ажурное выпиливание. Изготовление предметов домашнего обихода.

Виды фанеры применяемые для ажурного выпиливания. Техника выпиливания внутренних контуров. Перенос рисунка на фанеру. Использование шаблонов и трафаретов. Прокалывание отверстий. Способы соединений готовых изделий. Выжигание. Художественное оформление. Правила безопасности труда при использовании колющего, режущего и пилящего инструмента.

Практическая работа. Изготовление разделочных досок с применением элементов выжигания и раскрашивания. Изготовление хлебниц. Ажурное выпиливание: изготовление настенных часов, конфетниц, вазочек, поставок для салфеток, кашпо, сухарниц вешалок и других предметов домашнего обихода.


Тема 8. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы. Проведение праздника. Награждение лучших учащихся. Организация выставки работ. Проведение родительского собрания вместе с кружковцами.

















ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ДОСУГОВАЯ РАБОТА



СОДЕРЖАНИЕ

Кол-во

часов

Дата

проведения

Праздник «осенние посиделки».

Утренник посвященный празднованию Нового года.

Утренник посвященный празднованию Дня Защитника Отечества.

Викторина «А ну-ка девочки»


Утренник посвященный Международному Женскому дню 8 марта.


Утренник посвященный окончанию учебного года.


Принять участие в городских соревнованиях Младших школьников.


Принять участие в соревнованиях по Начальному техническому моделированию.


Принять участие в проведении НТП


Принять участие в выставках и конкурсах.

Посещение выставок:

Выставки детского технического творчества.

Выставочного зала Союза художников РСО-Алания и др.

Парк культуры и отдыха им. К.Л.Хетагурова

Провести беседы:

О водном транспорте

О воздушном транспорте

О бумажной промышленности и виах бумаг

«день учителя»

«день победы»

«день космонавтики»

«понятия о машине, макете и модели».

Провести открытое занятие для учителей.

2

2


2


2


2



2



2



2



2


-


2

2


2


1

1

1

1

1

1

1

1

1

октябрь

декабрь


февраль


весенние каникулы

март



май



в теч.года



в теч.года



в теч.года


в теч.года


в теч.года

в теч.года


в теч.года


в теч.года

в теч.года

в теч.года

в теч.года

в теч.года

в теч.года

в теч.года

в теч.года

в теч.года





ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ



Бомон Э. История транспортаМ.; «Махаон»,2007.

Лучшие поделки для детей. Перевод Лебедевой Н.Ю.М.:ЗАО «РОСМЭН»,2006.

Фомин Н. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги и картона АРТ-РОДНИК, 2007.

Шмидт Н.Реактивные самолеты из бумаги. Минск:ООО «Поппури»,2004.

Шмидт Н. Птицы из бумаги. Минск:ООО «Поппури»,2004.

Морозов Н.Л. Модели ракет.Пермь,1965.

Кантор С. Первые поделки. Айрис-пресс,2013.

Толкачева С.Г. Руденко Л.П. Федорцова Г.Х. Конструирование и детский дизайн. Новое знание 2010.

Конноли Ш. Большая детская энциклопедия. М: «Махаон»,2003.

Физика и творчество в твоей профессии.-М.:Просвещение,1988.

Гражданский воздушный флот в Великой отечественной войне. Под редакцией-М: Воздушный транспорт1985.

Интернет ресурсы:http://stranakids.ru.

Редакционная подборка «От простого к сложному», Дельта1999.

Учебно- методический центр дополнительного образования детей «Начальное техническое моделирование», М.2016.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.