Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летние чудеса» художественной направленности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Летние чудеса»
художественной направленности
срок реализации:1 месяц
возраст обучающихся: 7 - 11 лет
Автор-составитель: педагог дополнительного образования Ольховченко Эльвира Анатольевна Год разработки программы – 2023г |
с. Кочубеевское
2023
Пояснительная записка
В течение последних десятилетий использование современных технических средств, стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще говориться о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.
Появление Интернет-обучения – самое значительное изменение в области образовательных технологий за последние 500 лет, то есть с момента появления печатной книги.
Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения.
Актуальность. При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Летние чудеса», в учреждении МБУ ДО ДДТ, в связи с карантином и режимом самоизоляции, возникла потребность в использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом целенаправленное опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения. Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с педагогом.
Цель – формирование практических навыков и развитие творческой личности, способную самостоятельно организовать учебную деятельность применяя дистанционные технологии в условиях карантина, умело использовать полученную информацию.
Задачи:
- создание условий для самостоятельной работы обучающихся;
- предоставление возможности освоения некоторых тем программы без выезда в учреждение дополнительного образования;
- повышение качества обучения за счет средств современных информационных и коммуникационных технологий, предоставления доступа к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое время, удобное для обучающихся.
- личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
- метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
- образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Преимущество использование дистанционных образовательных технологий состоит в индивидуализации обучения. Каждому обучающемуся предоставляется возможность «построить» индивидуальную образовательную траекторию, составить индивидуальное расписание занятий, в том числе и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Для таких ребят составлена программа адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «Летние чудеса», с использованием дистанционных технологий.
Кроме того, занятия с использованием дистанционных образовательных технологий позволяют проводить консультации с педагогом с помощью электронных средств связи в любое удобное время и в удобном месте.
Максимальная эффективность программы «Летние чудеса» зависит от достаточно высокого уровня подготовки технической и теоретической базы, а также заинтересованности педагога и обучающихся.
При выполнении заданий на занятии, время непрерывной работы за компьютером регламентируется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (п. 8.7 СанПиН 2.4.4. 3172-14):
- обучающиеся 11-13 лет - 20 минут;
- обучающиеся 14-16 лет - 25 минут.
Обучающиеся, не имеющие возможность обучаться дистанционно получают задания через почту, телефон в виде проектных и/или творческих работ и других индивидуальных заданий.
Планируемые результаты:
Повышение мотивации к обучению по основной программе «Летние чудеса».
Повышение конкурентоспособности личности через освоение обучающимися ИК технологий для успешного встраивания в систему общественных, профессиональных и межличностных отношений.
Увеличение эффективности коммуникативной деятельности в режиме on - line (общение через сеть Интернет.
Формирование у обучающихся потребности в систематическом и системном повышении внутреннего потенциала, освоение способов познавательной деятельности в пространстве дистанционного образования.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Дата проведения | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | Кол-во часов |
1 | 27.07.2020 28.07.2020 | «Знакомство с традиционными и нетрадиционными способами работы красками» | 2 |
2 | 29.07.2020 30.07.2020 | Практическая работа – изобразить пейзаж красками, используя различные приёмы. | 2 |
3 | 03.08.2020 04.08.2020 | Графика. Векторная графика букв | 2 |
4 | 05.08.2020 06.08.2020 | Зарисовка различными графическими приёмами заглавной буквы своего имени. | 2 |
5 | 10.08.2020 11.08.2020 | Загадки узоров русских росписей | 2 |
6 | 12.08.2020 13.08.2020 | Выполнить декоративную роспись на баночке для карандашей | 2 |
7 | 17.08.2020 18.08.2020 | Роспись «Боди - арт». Выполнить декоративную роспись на лице, по выбранной тематике | 2 |
8 | 19.08.2020 | Мастер-класс «Декоративная открытка». Контрольное занятие. | 2 |
ИТОГО: | 16ч |
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1: «Знакомство с традиционными и нетрадиционными способами работы красками»
http://srednyvek.ru/naryady/ , https://schci.ru/matreshka.html - самостоятельно изучить информацию из данных источников.
Ответить на вопросы.
Проверочные вопросы:
Какие материалы используются при работе красками?
(Бумага, кисти разного номера, планшет или доска, кнопки или скотч, чтобы крепить бумагу, баночка с водой,
Назовите виды красок.
(Акварельные, гуашевые, масляные, акриловые, анилиновые, темперные)
Что общего у всех этих красок?
(Красящий пигмент)
Что различного между ними?
(Связующие составы)
На чём можно работать красками?
(Бумага, картон, ткань, дерево, холст, стекло, камень, глина, стена)
На чём можно писать акварельными и гуашевыми красками?
(Бумага, картон, ткань)
На чём можно работать акриловыми и масляными красками?
(Картон, ткань, дерево, холст, стекло, камень, глина, стена)
Какие вы знаете способы рисования красками?
(лесировка, по сырому – а ля прима, трафаретное рисование, печатанье)
Какие материалы можно применять, чтобы получать дополнительные фактуры красками?
(Губка, щетина, нитки, фольга, фигурные печати, ткань)
Ответы выслать на почту elvira.olhovchenko@mail.ru
ТЕМА 2. Практическая работа: изобразить пейзаж. Работу выполнить на альбомном листе красками, карандашами и др. Выполненную работу сфотографировать и выслать на почту elvira.olhovchenko@mail.ru
ТЕМА 3.
«Графика. Векторная графика буквы»
https://ru.depositphotos.com/vector-images/%D0%B0%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8B.html - самостоятельно изучить информацию из данного источника.
Ответить на вопросы.
Проверочные вопросы.
Назовите материалы, используемые при графической работе.
Ответ: бумага, карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мелки, шариковые ручки, тушь, перья.
Назовите область искусства, где чаще всего применяется графика?
Ответ: книжная иллюстрация.
Назовите графические изобразительные приёмы?
Ответ: линия, точка, пятно, штрихи.
Как происходит процесс разработки своей художественной идеи?
Ответ: возникает замысел, появляется идея, делаются поиски, рисуются эскизы, разрабатываются эскизы, выбирается лучший вариант, доводится до завершения.
Ответы выслать на почту elvira.olhovchenko@mail.ru
ТЕМА 4.
Зарисовка различными графическими приёмами заглавной буквы своего имени. Работу выполнить на альбомном листе карандашами, фломастерами, шариковыми ручками, мелками и др. Выполненную работу сфотографировать и выслать на почту elvira.olhovchenko@mail.ru
ТЕМА 5. «Загадки узоров русских росписей»
https://www.culture.ru/materials/139105/zagadki-uzorov-russkikh-rospisei
- самостоятельно изучить информацию из данного источника.
Ответить на вопросы.
Проверочные вопросы.
1) Назовите виды традиционных народных росписей.
Ответ: хохломская, гжельская, палехская, жостовская, дымковская, каргопольская, городецкая, мезенская, палехская.
2) Какие цвета характерны для хохломской росписи?
Ответ: золотой, красный, чёрный.
3) Какие цвета характерны для гжельской росписи?
Ответ: синие, голубые, белые.
4) Назовите виды традиционных русских народных игрушек?
Ответ: дымковская, каргопольская, филимоновская.
5) Какие самые известные росписи матрёшек?
Ответ: семёновская, полхово – майдановская.
Ответы выслать на почту elvira.olhovchenko@mail.ru
ТЕМА 6.
Выполнить декоративную роспись на баночке для карандашей. Выполненную работу сфотографировать и выслать на почту elvira.olhovchenko@mail.ru
ТЕМА 7.
Роспись «Боди - арт». Согласно видео из источника https://www.pinterest.ru/pin/544865254911511953/
Выполнить декоративную роспись на лице, по выбранной тематике, с элементами макияжа. Выполненную работу сфотографировать и выслать на почту elvira.olhovchenko@mail.ru
ТЕМА 8.
Мастер-класс «Декоративная открытка».
Используя информацию из данного источника https://1001sovety.ru/otkrytki-svoimi-rukami/
– самостоятельно изготовить открытку. Выполненную работу сфотографировать и выслать на почту elvira.olhovchenko@mail.ru
Контрольное занятие. Выставка открыток. Подведение итогов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
https://studopedia.ru/7_4605_natsiya-natsionalnost-geografiya.html
https://www.kritika24.ru/page.php?id=36350
https://banktestov.ru/test/46553
https://stranamasterov.ru/node/60307?c=popular_inf_1393
Список литературы для педагога
Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения //
Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007 - N 3 - С. 85-92.
Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004 - N 2 - С. 40-42.
Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004 - N 1 - С. 53-61.
Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004 - N 2 - С. 6-7.
Парахина О. В. Новые технологии и классические идеи в ИТ-образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007 - N 11 - С. 37-39.
Раинкина Л. Н. Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008 - N 9 - С. 48-53.
Самари Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования // Аспирант и соискатель. - 2009 - N 5 - С. 84-88.
Тихомирова Ю. Е. Организация профильного интернет-обучения школьников : опыт "Телешколы" в Челябинской области и Пермском крае //Профильная школа. - 2008 - N 4 - С. 25-29.
Чошанов М. А. Обучающие системы дистанционного образования // Школьные технологии. - 2011 - N 4 - С. 81-88.
Шуваева В. В. Дистанционные технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования // Управление персоналом. – 2005 - N 3 - С. 36-
Список литературы для детей и родителей
Аверьянова М.Г. Гжель - российская жемчужина.- М, 1993
Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М., 1989 Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М., 2010
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, 1975
Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность,
Северный паломник, - 2008
Величко Н. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия.
Энциклопедия, АСТ-Пресс Книга, 2009
Вернер Шульце. Украшения из бумаги. - Арт-Родник, 2007 Давыдов С.
Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево, М.: «Изобразительное искусство», 1984
Русские художественные промыслы. - М.: Мир энциклопедий Аванта+,
Астрель, 2010
Клиентов А. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2010
Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы. - М.: Белый город, 2010
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Культура и традиции, 2006 Федотов Г.Я. Энциклопедия ремесел.- М.. Изд-во Эксмо, 2003
Фиона Джоунс Фантазии из бумаги. Техника, приемы, изделия. Астпресс, 2006
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. -
М.: ACT, 1998
http://stranamasterov.ru/technics - страна мастеров.
http://www.liveinternet.ru/ - интересное в блоках.
http://vk.com/club26377721 - идеи работ.
Пермякова Ольга Анатольевна