Внеклассное мероприятие для 4-ых классов
«Музыка народов мира»
-Вед. (1): Добрый день. В течение года мы изучали музыкальную культуру русского народа и других народов мира. Узнали о том, что песни бывают народные и композиторские. Народные песни сочинял народ, не зная музыкальную грамоту.
- Вед. (2): Шли в поле работать, сочинялась песня, и она стала называться…
– Дети: ТРУДОВАЯ.
- Вед. (1): Провожали на войну или в армию, сочинялась песня, которая получила название…
- Дети: СОЛДАТСКАЯ.
- Вед. (2): В нашем зале находится бабушка, которой до боли знакомы дни военных лет, и она готова нам исполнить песню о войне.
- Вед. (1): Наши мальчики тоже приготовили для бабушки в подарок песню военных лет.
Исполнение песни «Три танкиста»
…Тихо издалека звучит колыбельная песня (на экране слайд)
- Вед. (2): (на фоне музыки) Ночью в избе под напевы метели
Тихо разносится скрип колыбели.
- Вед. (1): Русь – страна очень длинного летнего дня и очень длинной зимней ночи. Поэтому неудивительно, что на Руси возникла такая сильная культура колыбельной песни. Завывание метелей, треск промерзших деревьев в обледенелом лесу, далекий вой волков – все это придавало русской колыбельной песне особенную протяжность и печаль, что отличает русские песни от песен всех остальных народов.
- Вед. (2): Спящий человек, особенно ребёнок, наиболее уязвим для вхождения в него нечисти, для наведения порчи и сглаза. Потому он нуждается в защите и помощи. Малышей следовало оберегать особо, и потому защиты вокруг них было гораздо больше.
- Вед. (1): Колыбельная песня служила не только для того, чтобы усыпить дитя, а в старину считалось, что колыбельная песня отгоняет злых духов и оберегает от всего дурного. Несли эти песни и нравственные начала, и представления о добре и зле.
- Вед. (2): А как называется короткая русская народная песенка (четверостишие) юмористического содержания, исполняемая чаще всего в быстром темпе?
- Дети: ЧАСТУШКА.
Исполнение учащимися 4 класса частушек о школе.
… Звучит протяжно-лирическая песня «Тонкая рябина»
- Вед. (2):(на фоне музыки) Если песня выражала душевные переживания, чувства и настроения простых людей, эти песни назывались…
- Дети: ПРОТЯЖНО-ЛИРИЧЕСКИЕ.
- Вед. (1): В них поётся о любви к родному городу, краю, родине, семье, о горькой тяжёлой доле.
- Вед. (2): Хоровод– один из главных массовых танцев на любом празднике
(на экране слайд)
-Вед. (1): В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места: луга, опушки рощи, луговины за околицей.
-Вед. (2): К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение (пироги, яичницу). Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.
- Вед. (1): Хороводные песни разнообразны. Среди них можно выделить 2 группы: хороводы-игры и хороводы-пляски. Сюжеты хороводов – игр были связаны с народными обычаями: сватовство, выбор невесты, посев, сбор урожая.
Учащиеся демонстрируют хоровод на сцене. Звучит РНП «Во поле берёза стояла».
- Вед. (2): После трудовых будней народ любил повеселиться.
Исполняется песня «А я по лугу».
- Вед.(1): Ах, какие русские пляски всё-таки задорные!
Сольный танец «Вася-Василёк»
-Вед. (2): Народные песни и танцы сопровождались различными народными инструментами.
Выходят дети, показывая и называя инструменты: БАЛАЛАЙКА, ГАРМОНЬ, ГУСЛИ, ЛОЖКИ, ДОМРА, ТРЕЩЁТКИ.
- Вед. (1): Ребята, посмотрите, в какой это мы стране?
На экране слайд прекрасной МОЛДАВИИ (презентация, творческий рисунок- костюм. Семья Мустаевой Алёны представляет эту страну).
-Вед. (2): Не уступает русским пляскам и молдавские танцы.
На сцене сольный молдавский танец «Молдаванка».
- Вед. (1): Музыка кавказского народа привлекает своей индивидуальностью.
Звучит песня «Родной край» на чеченском языке в исполнении Дины Дарцаевой.
-Вед. (2): Лезги́нка — старинный быстрый кавказский народный танец. Он стал своего рода эмблемой или визитной карточкой любого кавказца, выражением души горцев. В танце используется 2 образа. Женщина двигается в образе «лебедя», завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Мужчина двигается в образе «орла», чередует медленный и стремительный темп. Не случайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово «лек» (лезг. лекь) означает орел.
- Вед. (1): Самым известным и распространенным музыкальным инструментом у горских народов является кавказский барабан. На Кавказе считают, что каждый мужчина должен уметь не только танцевать лезгинку, но и сопровождать ее исполнение умелой игрой на барабане.
-Вед. (1): Замечательная страна ИСПАНИЯ.
Семья Алексеева Дениса представляет презентацию об Испании,
Романова Виктория демонстрирует испанский костюм.
-Вед. (2): Испанский музыкальный инструмент - гитара получил большое распространение и в России.
В исполнении дедушки Кристины Шнаревич звучат испанские мотивы.
- Вед. (1): Дружба – важное слово на свете!
- Вед. (2): Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и черных и цветных.
Родители и учащиеся 4 –ых классов исполняют песню «Давайте дружить».
-Вед.(1): До свидания, до новых встреч!