Сценарий мероприятия «Да будет славен труд учителя»
Обоснование выбора номинации: актуальность данной номинации заключается в том, что в настоящее время много говорится о ветеранах ВОВ, о почётных людях разных профессий, внесших вклад в наше государство, но среди них совсем редко упоминается о педагогах, а именно о педагогах из Сибири – нашего Красноярского края. Поэтому захотелось рассказать и показать детям, о том кто такие учителя и чем они могут быть знамениты, чтобы расширить их знания в этой области.
Цель мероприятия: способствовать повышению престижа учительской профессии.
Планируемые результаты мероприятия: сформируется уважительное отношение к труду педагога; активизируется познавательная деятельность; расширятся знания о людях этой профессии и их празднике; разовьются творческие способности и умение работать в команде.
Практическая значимость мероприятия: реализация данного мероприятия позволит повысить и развить у учащихся интерес, уважение и почёт к учителю, его профессии.
Место проведения мероприятия: актовый зал школы
Оборудование: проектор, экран
Ссылка на фотоматериалы (презентацию):
Сценарий мероприятия
Деятельность учителя | Действия обучающихся |
I. Вступление: - Здравствуйте ребята! Скажите, пожалуйста, а вы знаете, что такое подвиг? Подвиг – это героический самоотверженный поступок, это естественное стремление пожертвовать собой во имя других. Беседа (выход на тему): - Ребята, скажите, а какие профессии людей можно считать героическими? - Подвиг может совершить каждый из нас, человек любой профессии: врач, пожарник, летчик-испытатель. Значит, выбор профессии – это тоже подвиг. Стихотворение: Много нужных на земле профессий, - Сегодня мы поговорим об учителях, своими действиями подтвердивших правильность известной фразы “В жизни всегда есть место подвигу”. | - Ответы детей. - Ответы детей. |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: - Ребята, прочитайте тему нашего занятия на слайде. - Послушайте стихотворение: Учительство – не труд, а отреченье, Умение всего себя отдать, Уйти на долгий подвиг и мученье, И в этом видеть свет и благодать. Учительство – когда в глазах холодных, Зажжется понимания заря, И ты поймешь: старался не бесплодно, И знания разбрасывал не зря. Осыпанный цветным дождем букетов И озаренный блеском сотен глаз, Прими, учитель, не слова привета, А часть души от благодарных нас!
Исторические факты: - Ребята, а вы знаете, что Профессия педагога - одна из наиболее древних в мире. Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. При монастырях открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возросло. Знания требовались уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникла необходимость обучать одновременно много учеников. Профессия педагога стала самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер. - Показ известных исторических педагогов на слайдах – посмотрите, ребята, некоторые фамилии вам уже будут знакомы, а о ком то вы узнаете в старших классах на уроках литературы или истории. Например: Поп Сильвестр обучал молодого Ивана Грозного и стал редактором "Домостроя". Василий Жуковский долгое время был придворным учителем. Константин Ушинский разработал основы научной педагогики. Лев Толстой открыл школу для крестьянский детей. Надежда Крупская была домашней учительницей. - Учительство в годы Великой Отечественной войны. – Вы слышали ребята и знаете, что такое ВОВ, в какие годы она была, и когда мы отмечаем большой праздник для нашей страны – День победы? (беседа)- Так вот Великая Отечественная война важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Школа в военное время не только учила, но и помогала не упасть духом, сохранить веру в жизнь. Были разрушены десятки школьных зданий, а в уцелевших размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет, а учебники заменял рассказ учителя. Учителя героически трудились и на фронте, и в тылу. Вместе со своими учениками они прошли через тяжелые годы Великой Отечественной войны и стали образцами достойного поведения для будущего поколения граждан нашей страны. Война стала суровым испытанием для всех людей, и детей и взрослых. Главный лозунг людей в те годы был: «Все для фронта, все для победы!». - Предлагаю вам сейчас вспомнить о выдающихся учителях – скромных героях, которые продолжали воспитывать и обучать детей в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Посмотрите на слайды. - Самым знаменитым учителем-героем является Януш Корчак. Польский учитель, писатель, врач, во время Второй Мировой войны он боролся за жизни еврейских детей, которых фашисты считали отбросами, подлежащими уничтожению. В условиях ужаса и отчаяния Корчак продолжал воспитывать, лечить и радовать детей, даже ставил для них спектакли. А также он написал книги - Книга «Право ребенка на уважение» и «Как любить ребенка», которая состоит из четырех частей: «Ребенок в семье», «Интернат», «Летние лагеря», «Дом сирот». - В блокадном Ленинграде многие школы не прекращали работать. Примером для многих служила Первая Образцовая школа Октябрьского района Ленинграда, которая сейчас носит название Второй Санкт-Петербургской гимназии. Завучем и преподавателем истории в Образцовой школе работала Ксения Владимировна Ползикова-Рубец. Сама же учительница после войны написала книгу «Они учились в Ленинграде» — о судьбах детей войны, о своих учениках, коллегах-учителях и блокадной жизни. Вот например воспоминания из ее книги- - Ребята, скажите, а вот такие учителя достойны наград? А что такое награда? "Награда - особая благодарность, почетный знак, орден и т.п., которыми отмечают чьи-нибудь заслуги" Ожегов. У педагогов тоже есть свои награды, которые на протяжении многих лет видоизменялись, расширялись, и в итоге к сегодняшнему дню сложилась следующая система награждения учителей: Государственные награды Российской Федерации (посмотрим на слайд) все учительские награды. - Но и в нашем Красноярском крае были Выдающиеся люди- педагоги, которые известны своими трудовыми подвигами (делами). Давайте посмотрим на слайды. Например: -Дмитрий Семенович Каргополов стал основателем городской библиотеки и краеведческого музея в Ачинске, а также краеведческого музея в Канске. Киренский Леонид Васильевич — российский физик, академик. Научная, педагогическая и общественная деятельность Л. В. Киренского была неразрывно связана с Сибирью. Тридцать лет — половину жизни посвятил он становлению и развитию науки в Красноярске. Астафьев Виктор Петрович родился в с.Овсянка, близ Красноярска. Осенью 1942 г. добровольцем ушел на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом. Начал печататься в 1951 г. в газете «Чусовской рабочий» был опубликован его рассказ «Гражданский человек». В.П. Астафьев — выдающийся русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком. - Праздник «День учителя» впервые отметили в Советском Союзе в 1965 году. Первоначально он проводился 29 сентября. Через 30 лет был установлен международный День учителя и выбрана дата – 5 октября. День учителя отмечается не только в нашей стране, но и по всему миру. В связи с этим событием 4 октября 2011 года на территории Центрального парка города Красноярска состоялось историческое событие: открытие скульптуры – уникальной в жизни образования Красноярского края, первой скульптуры Учителю. Это действительно важная веха в истории города, края и страны в целом. III. Заключительная часть: «Учитель – профессия на все времена"» - Говорят, что быть учителем — это призвание. Л.Н. Толстой говорил «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное». Какой он — педагог с большой буквы? Мы преклоняемся перед мудрыми и талантливыми учителями, которые изо дня в день не только вкладывают знания в головы своих подопечных, но и сеют в их душах разумное, доброе, вечное. Профессия учителя необходима и очень важна. Все, кто работает учителем, любят детей и посвящают свою жизнь воспитанию детей. Каким бы ни был настоящий учитель, память о нем навсегда остается в сердце. Надеюсь, что и на вашем жизненном пути встречались незаурядные педагоги, похожие на героев моей подборки.- Ребята, конечно и в нашем небольшом городе Назарово живет и работает много достойных педагогов, которые имеют почетные звания и награды. Скажите, а сколько школ в Назарово? А представляете, сколько учителей работает в каждой школе? Обо всех рассказать, конечно, не возможно. Но нескольких учителей нашей школы 7 я вам представлю. - Итак, мой коллега Учитель начальных классов Серикова Любовь Михайловна. Образование высшее, окончила Иркутский государственный педагогический институт. С 1980 года – начало педагогической деятельности. Общий трудовой стаж – 41 год, в МАОУ «СОШ №7» г. Назарово Красноярского края работала с 1984г. Обучение вела - по дидактической системе Л.В.Занкова. В 2013 году награждена Нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», является «Ветераном педагогического труда РФ». Неоднократно награждалась Почетными грамотами управления образования и Администрации города Назарово, Благодарственным письмом Региональной общественной организации Красноярского края за подготовку учащихся к Х краевой олимпиаде интеллектуалов-занковцев. - Ещё один Учитель нашей школы ветеран труда Петрова Зинаида Васильевна – учитель русского языка и литературы высшей категории. «Почетный работник общего образования Российской Федерации» 2003 год. Общий стаж 45 лет, из них 20 лет проработала завучем по учебно-воспитательной работе. В школе №7 работает со дня основания – с 1984года. Имеет Благодарственные письма за весомый вклад в развитие одаренности школьников по русскому языку и литературе. Благодарность за помощь в организации Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». - Особенный для меня Учитель, о котором мне тоже хочется рассказать из Назаровского района – Боргардт Ольга Ивановна (это моя мама). Имеет педагогический стаж 44 года, является ветераном труда и почётным работником образования. 15 лет отработала в Сережской школе, где 7 лет была завучем. Затем в Краснополянской школе учителем географии. Всегда вела классное руководство, имеет много выпусков. Также вела активную общественную жизнь, являлась 12 лет депутатом сельской администрации. - Ребята, то, что вы услышали и увидели об этих замечательных педагогах, это лишь малая часть того, что можно было кратко рассказать про их педагогический длинный путь. Но хочется отдать дань уважения этим людям-женщинам, который посвятил свою жизнь детям. Их жизненный путь – это путь неустанного труда, совершенствования, стремления преданно, до самоотречения служить народу, школе и детям. Ведь такие Учителя любимы у всех поколений, Учителя с большой буквы, Учителя по большому призванию и таланту. Девиз, которых звучит так - «Жизнь, отданная детям» ИТОГ: - Ребята, если вы захотите ещё больше узнать о великих учителях всего мира, то знайте, что есть такой музей - ЭТНОМИР - это самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира. Там имеется выставка- Экcпозиция «Великие учителя человечества» расположена на втором и третьем этажах Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания.- Ребята, вам было интересно на нашем занятии? Что нового и полезного вы узнали для себя? Согласны вы с темой работы? А вам хотелось бы рассказать о ваших учителях? - Тогда для вас следующее задание – вы должны будете создать команду от своего класса, взять интервью у своей учительницы и выпустить о ней газету, о её жизнедеятельности, с фотографиями. Поверьте, вашим педагогам это будет очень приятно! Творческих вам успехов! P/S- все газеты, от каждого класса будут вывешены в холле школы. - Спасибо за работу! До свидания, ребята. | - Читают тему (слайд 1)
- Слушают стихотворение. - Ответы детей. - Слушают исторические факты. - Смотрят портреты древних педагогов (слайд 2-3) - Ответы детей. - Смотрят портреты педагогов в годы ВОВ (слайд 4-5-6-7-8) - Ответы детей, читают и смотрят (слайд 9) - Смотрят (слайд 10-11) известных педагогов Красноярского края и не только. - Смотрят на скульптуру Учителю в г.Красноярске (слайд 12-13)
- Ответы детей. - Смотрят фотографии учителей (слайд 14-20) - Смотрят фотографию (слайд 21) - Ответы детей. - Запоминают Д/З. |
Потамошнева Наталья Алексеевна