МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВВВР ____________________ А.В. Кем | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 27 ______________________ С.В. Шайдурова Приказ №________________ от _______________ 2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Декоративно-прикладное творчество»
Художественной направленности
Возраст обучающихся - 11-17 лет
Срок реализации программы- 1 год
Количество часов в год –38 часов
Автор составитель программы:
Чернова Дарья Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Сургут, 2024
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная программа декоративно-прикладного творчества, художественной направленности, является модифицированной, и составлена на основе типовой программы с изменением и учетом особенности возраста и уровня подготовки детей. Призвана сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Большое внимание в программе уделено выработке индивидуального стиля учащихся: выбор цвета, конструкционных материалов, соответствии материала выбранной модели, слияния "хочу" и "для меня".
Программма расчитанна на учащихся: 11-17 лет и реализуется в течении 1 года.
Целью обучения является овладение знаниями, навыками и умениями,
приобщение обучающихся к миру технологии изготовления одежды через изучение конструирования, моделирования, декорирования, способов создания коллекций моделей одежды.
Программа состоит из пяти разделов: история моделирования, конструирование костюма, технология пошива изделий, костюм как средство взаимодействия элементов: культура - человек – общество, практика социального общения.
В процессе обучения и на занятиях учащиеся осваивают навыки конструирования моделей по индивидуальным меркам, это способствует развитию образного мышления, пространственного воображения, что поможет при работе с журнальными выкройками и их корректировкой на индивидуальную фигуру.
В процессе работы с журналами «Бурда Моден» развивается эстетический вкус учащихся, они знакомятся с современным направлением подростковой и молодежной моды.
Знакомство с различными технологиями и их реализация обеспечивают благоприятные условия для ведения про ориентационной работы и представляют собой образовательное поле для выполнения у учащихся профессиональных проб в различных сферах деятельности
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27
Название программы | Декоративно-прикладное творчество |
Направленность программы | Художественная |
Уровень программы | Базовый |
Ф.И.О. автора (разработчика)/, Составителя программы | Чернова Дарья Анатольевна, педагог дополнительного образования |
Год разработки/модификации | 2024 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа | Утверждено директором МБОУ СОШ№ 27 приказ Ш 27 -13-305/3 от 04.05.2023. |
Информация о наличии рецензии | Внутренняя экспертиза |
Цель | Цель программы - овладение знаниями, навыками и умениями, приобщение обучающихся к миру технологии изготовления одежды через изучение конструирования, моделирования, декорирования, способов создания коллекций моделей одежды. |
Задачи | Задачи: Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач: 1. в обучении — приобретение следующих представлений, знаний, умений, навыков: - общие представления о назначении одежды, ее классификации и стилях; требованиях к одежде; - элементарные знания по истории костюма; - знание о размерах и пропорциях человеческого тела и умения с помощью одежды скорректировать свой внешний облик; - знание основ и овладение навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды; - обучение умению грациозно и свободно двигаться, демонстрируя модели одежды; - навыков ношения и демонстрации одежды; - навыков создания и постановки показа коллекций одежды. 2. В воспитании: - выработка адекватной самооценки; - приобщение к общечеловеческим ценностям; - помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа; - воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать). 3. Развивающие: - развитие моторных навыков, глазомера и точности движений; - развитие интеллектуального потенциала личности; - развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного; - ориентация в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией; - развитие правильной осанки. |
Планируемые результаты освоения программы | Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течении всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу. |
Срок реализации программы | 1 год |
Количество часов в неделю / год | 1ч. /38 |
Возраст учащихся | 11-17 |
Формы занятий | Теоретические и практические |
Методическое Обеспечение (применяемые методики, технологии) | УМК ученика: 1. Технология: 5-8 классы: учебник для учащихся общеобразовательных органи-заций / [В.Д.Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.]. – 3-е изд., пе-рераб. - М.: «Вентана-Граф», 2015. – 160 с.: ил. Полная энциклопедия женских рукоделий в двух томах: вышивка, кружева, вязание.Составлена Наталией Будур. М.: Олма-Пресс, 1999. – 592 с. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 2009г Скопцова, М. Й.Технология. Обслуживающий труд : Учеб. пособие для девочек 5-8 кл. / М. Скопцова. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 473, [1] с.: ил.; 21 см. - (Библиотека школьника). Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда: 5,6,7 класс: Альбом инструкционных карт. - М.: Просвещение, 1993. - 84 Чистякова. С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений- М. «Просвещение», 2007г. Самоукин А.И, СамоукинаН.В. Выбор профессии: путь к успеху. Изд. ООО «Феникс», 2009г. УМК учителя: мода. — журналы мод Шершнёва Л.П. «Конструирование женского лёгкого платья» Лгпромбытиздат 1991 год. Зимняя И.А. и др. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М., 2000. Кибалова Л., Тербенова О. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага, Артия, 1986. Костюм — вещь и образ в русской литературе XIX в. — М., «Книга», 1989. 10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. — М.: Изд-во РОУ, 1996. 11. Пармон Ф.М. Композиция костюма. — М., «Легпромбытиздат», 1985. 12.Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. — М., «ГИТИС»,1994. 13. Трудовое обучение. — М., «Просвещение», 1989. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением; для занятий используется следующее оборудование: •учебные столы •швейное оборудование NEW HOME, для обработки срезов применяется оверлок 51-А класса ПМЗ • манекен • утюги •Гладильные доски •настольное освещение •учебный материал •наглядные пособия Необходимые принадлежности: •портняжные ножницы •мелки •лекала •линейки •резец •сантиметровая лента •наперстки Материалы: •кусочки кожи •ткань •нитки •иглы Технические средства: •компьютер Информационные средства: •справочная, учебная литература и периодические издания •журналы мод •методические материалы Дидактические средства: •образцы выполняемых работ •наглядные пособия •раздаточный материал для самостоятельной работы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Декоративное творчество является частью народного искусства, можно сказать частью фольклора, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями, уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Современный человек все больше утрачивает связь с народным искусством, что приводит к потере связи с поколениями, обнищанию духовного мира человека. Что же делать в этом случае? Возрождение традиций, промыслов, искусства моделировать и конструировать национальную одежду поможет в решении этой проблемы. Мы можем узнать, как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Опираясь на национальное народное творчество, мы сможем приблизить, а в дальнейшем и передавать традиции из поколения в поколение, оставляя в сознании национальную культуру.
Характеризуя актуальность программы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества, способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Направленность программы
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественного и декоративно-прикладного цикла, а также вводятся элективные курсы.
Уровень освоения программы:
Стартовый - уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к определенному виду деятельности.
Отличительные особенности программы
Особенность данной программы состоит во взгляде на костюм, который рассматривается не только как предмет декоративно-прикладного творчества, но и как язык социального общения.
Декоративно-прикладное творчество тесно связано с историей, культурой, бытом народа и поэтому большое значение имеет в эстетическом и трудовом воспитании обучающихся.
На занятиях рассматриваются темы, тесно связанные с историей, культурой и бытом народов ханты-манси. В данном случае интерес обучающихся направлен на изучение национальных мотивов, орнаментов, отделке одежды и других предметов быта народов севера (прил. № 1). Такое, как может показаться, на первый взгляд узкое изучение нескольких тем ни в коей мере не ограничивает кругозор, а также творческую активность ребенка.
Специфика данной программы состоит в достижении начальных профессиональных навыков, в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося, заинтересованности дальнейшего изучения других видов декоративно-прикладного искусства народов ханты-манси.
Адресат программы
Данная образовательная программа предполагает обучение детей с11до 17 лет, но в кружок принимает всех обучающихся желающих заниматься.
Приоритетным основанием для зачисления в группу является активное желание ребенка шить и интерес к данному виду деятельности. Опыт показывает, что, даже если навыков шитья нет и первые самостоятельные опыты неудачны, при большом желании дети осваивают программу довольно успешно, и для них можно даже снизить возрастной порог при приеме. Такие дети приглашаются на пробные занятия (посещают несколько занятий без зачисления в группу) и, если не чувствуют психологического дискомфорта среди детей более старших и успешных, остаются в коллективе.
Уровень подготовки детей при приеме в группы: приглашаются все желающие.
Количество обучающихся в группе: от 15 до 20 человек.
Срок освоения программы
количество недель: 39
месяцев: 9
учебный год: 1
Объём программы :38 часов
Режим занятий:
число занятий в неделю -1
число и продолжительность занятий – 1ч. по 45 минут
Формы занятий
- по количеству детей – коллективная
- по особенностям коммуникативного взаимодействия учителя и обучающихся – рассказ, объяснение, беседа, практикум, конкурс
- по дидактической цели – водное занятие, занятия по углублению знаний, практическое занятие, комбинированные формы занятий;
- дистанционное обучение.
Цель программы:
Цель программы - овладение знаниями, навыками и умениями, приобщение обучающихся к миру технологии изготовления одежды через изучение конструирования, моделирования, декорирования, способов создания коллекций моделей одежды.
Задачи:
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:
В обучении — приобретение следующих представлений, знаний, умений, навыков:
общие представления о назначении одежды, ее классификации и стилях; требованиях к одежде;
элементарные знания по истории костюма;
знание о размерах и пропорциях человеческого тела и умения с помощью одежды скорректировать свой внешний облик;
знание основ и овладение навыками моделирования, конструирования, технологии пошива одежды;
обучение умению грациозно и свободно двигаться, демонстрируя модели одежды;
навыков ношения и демонстрации одежды;
навыков создания и постановки показа коллекций одежды.
В воспитании:
выработка адекватной самооценки;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
воспитание традиционных женских качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).
Развивающие:
развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
развитие интеллектуального потенциала личности;
развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
ориентация в выборе возможных профессий, связанных с производством одежды и ее популяризацией;
развитие правильной осанки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Колличество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в программу | 11 | 6 | 5 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа |
1.2 | Знакомство с ручными работами | 4 | 2 | 2 | Наблюдение |
1.3 | Освоение работы на электрической швейной машине | 6 | 3 | 3 | Беседа |
2 | История моделирования | 1 | 1 | - | |
2.1 | Тенденции современной моды | 1 | 1 | - | Наблюдение |
3 | Конструирование костюма | 5 | 3 | 5 | |
3.1 | Методы конструирования (расчетный,). Применение этих методов для уточнения конструкций (построение головного убора «бандана») | 2 | 1 | 1 | Беседа |
3.2 | Понятие «плечевых» и «поясных» изделий. Размерные признаки фигуры, основные мерки. Определение размера изделия | 2 | 1 | 2 | Наблюдение |
3.3 | Перевод выкройки из журнала | 1 | 1 | 2 | Беседа |
4 | Технология пошива изделий | 11 | 6 | 5 | |
4.1 | Свойства тканей и ниток | 1 | 1 | - | Наблюдение |
4.2 | Правила раскроя ткани | 2 | 1 | 1 | Беседа |
4.3 | Пошив поясного изделия (юбка) | 8 | 4 | 4 | Наблюдение |
5 | Костюм как средство взаимодействия элементов: культура - человек – общество | 8 | 3 | 5 | |
5.1 | Требования, предъявляемые к одежде, и ее классификация по назначению и стилям | 2 | 1 | 1 | Беседа |
5.2 | Упражнения для выработки походки и осанки. Дефиле | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
5.3 | Репетиции показов. Подбор дополнений и аксессуаров | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
5.4 | Контрольное занятие. Фотосъемка или показ моделей одежды | 2 | - | 2 | Концерт |
6 | Практика социального общения 2 часа | 2 | - | 2 | |
6.1 | Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях | 1 | - | 1 | Выставка |
6.2 | Подведение итогов. Присуждение номинаций | 1 | - | 1 | Выставка |
| Итого: | 38 | 19 | 22 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.Введение в программу ( 11 часов)
1.1. Вводное занятие. 1 ч.
Программа и задачи 1-го года обучения. Ожидаемые результаты. Понятие о моделировании одежды. Составляющие моделирования. Техника безопасности.
1.2. Знакомство с ручными стежками. 4 ч.
Освоение проходит на отдельных маленьких сувенирах.
Практическая деятельность.
Крутка тряпичной куклы. Изготовление куклы и сувениров народов ханты-манси. Изготовление игольницы шляпки, изготовление чехла для мобильного, пошив домашних тапочек. Работы производятся только ручными стежками.
Эвристические задания: выбор цвета, и фактуры материала для изготовления изделия. История возникновения куклы народов ханты-манси
Формы подведения итогов: Внутри школьные выставки, оценка работы другими воспитанницами группы
1.3. Освоение работы на электрической швейной машине 6 ч.
Заправка верхней и нижней нити; подключение машины к сети; работа с тканью (прямая и зигзагообразная строчка); чистка; простейшая наладка машины. Техника безопасности
Практическая деятельность. Упражнения: заправка верхней и нижней нити, подключение машины к сети, упражнения по выполнению прямой и зигзагообразной строчек, регулировка натяжения верхней и нижней нити, замена иглы, чистка челночного устройства, смазка машины. Изготовление небольших сувениров. Работа на внутри школьную выставку.
Эвристические задания. Помощь товарищам в освоении отдельных приемов.
Формы подведения итогов: проверка преподавателем освоения каждого из навыков каждым учащимся; групповой опрос по правилам техники безопасности.
2.История моделирования 1ч.
2.1Тенденции современной моды.
Тенденции и направления современной моды «прет-а-порте» (силуэты, стили, формы, длина, линия талии, цвет, обувь, дополнения, отделки, прически, макияж). Зарубежные и российские показы коллекций одежды «прет-а-порте». Понятие «стиль в одежде».
Практическая деятельность. Просмотр журналов мод, зарисовки моделей, обсуждение.
Эвристические задания: выбор понравившейся модели, соответствующей собственному внешнему облику.
Формы подведения итогов: беседа-опрос о модных тенденциях; учет использования полученной информации при выборе
модели для пошива.
3.Конструирование костюма 5 ч.
3.1. Методы конструирования (расчетный )2 часа. Применение этих методов для уточнения конструкции. Область применения. Достоинства и недостатки.
Практическая деятельность. Построение головных уборов «бандана», берет.
Формы подведения итогов. Беседа-опрос, просмотр и обсуждение готовых изделий и изделий в процессе их изготовления, анализ уточнения готовых выкроек.
3.2. Понятие «плечевых» и «поясных» изделий. Размерные признаки фигуры, основные мерки. Определение размера изделия.2ч.
Понятие «поясных» и «плечевых» изделий. Снятие основных мерок, необходимых для определения размера изделия (Ог, Об, От, рост). Различие в размерах изделия, определенных по российским и европейским стандартам. Стандартизация фигур, стандартные фигуры.
Практическая деятельность. Снятие мерок друг с друга (работа в паре), определение своего размера по российской и европейской классификации.
Формы подведения итогов. Проверка правильности снятия мерок и определение размера.
Практическая деятельность. Снятие необходимых мерок, выполнение расчетов, построение чертежа.
Форма подведения итогов. Проверка правильности снятия мерок, расчетов и построения чертежа.
3.3. Перевод выкройки из журнала. 1ч.
Определение размера в соответствии со своими мерками по таблице в журнале. Нахождение нужного листа выкроек. Нахождение необходимых деталей на листе выкроек. Перенесение выкройки на кальку — обозначения деталей, нити основы (нити основы), рассечки. Прибавки на швы.
Эвристические задания. Уточнить выкройку по своим размерам.
Творческая работа. Внести простейшие изменения в конструкцию.
Формы подведения итогов. Проверка правильности снятия
выкройки, точности линий, данных прибавок.
4. Технология пошива изделий 11 ч.
4.1. Свойства тканей и ниток. 1ч.
Классификация тканей по составу; строение и свойства натуральных волокон, искусственных и синтетических волокон и тканей из них.
Требования к ниткам для шитья.
Учет свойств тканей при выборе модели, раскрое и пошиве в зависимости от назначения костюма и условий его эксплуатации.
Практическая деятельность. Визуальное и тактильное знакомство с тканями различного состава. Знакомство со свойствами тканей в процессе раскроя и пошива изделий.
4.2. Правила раскроя ткани. 2 ч.
Производство тканей на ткацком станке. Нити основы и утка.
Различие свойств ткани в зависимости от направления — по нити основы, утку, косому направлению. Раскрой ткани с учетом расположения нити основы в изделии. Учет направленности и размера рисунка. Раскрой ворсовых тканей, вельвета и бархата. Расположение деталей выкройки на ткани.
Практическая деятельность. Определение нити основы, утка, косого направления ткани.
Определение направленности рисунка, направления ворса, разнооттеночности.
Определение расположения лекал на ткани (в соответствии с направлением нити основы).
4.3. Пошив «поясного» изделия (юбка). 8 ч.
Обработка ткани перед раскроем. Расположение нити основы на юбках и брюках в зависимости от модели и ткани. Раскладка лекал. Правила работы с тканью и ножницами. Раскрой и подготовка к 1-й примерке. Проведение 1-й примерки. Уточнение конструкции. Внесение изменений в конструкцию. Обработка вытачек, боковых швов, шагового шва и шва сидения брюк. Уточнение линии талии. Обработка застежки «молния», пояса. Уточнение и обработка низа изделия.
Практическая деятельность. Раскладка лекал, раскрой, примерка, пошив.
формы подведения итогов. Контроль качества в процессе освоения отдельных операций; контроль качества готового изделия; анализ эстетического, конструктивного и технологического качества после показа коллекции.
5.Костюм как средство взаимодействия элементов: культура- человек-общество 8 ч.
5.1. Требования, предъявляемые к одежде, и ее классификация по назначению и стилям. 2ч.
Классификация одежды по назначению и стилям. Понятие стиля, в том числе в одежде. Эстетические, гигиенические и экономические требования к одежде. Оценка качества одежды комплексно, по всем требованиям. История костюма народов ханты-манси.
Практическая деятельность. Анализ соответствия одежды (своей, членов коллектива) требованиям и стилям. Приведение примеров и анализ манеры одеваться людей «стильных». Изготовление костюмов народов ханты-манси.
Эвристические задания. Собственные примеры разделения одежды по назначению и стилям.
Творческая работа. Подбор дополнений к показу коллекции для придания одежде «стиля».
Анализ использования полученных знаний при подготовке к показу коллекции.
5.3. Упражнения для выработки походки и осанки. Дефиле.2 ч
Правильная осанка. Упражнения, способствующие правильной осанке. Красивая походка, ее составляющие. Упражнения, помогающие сделать походку красивой.
Практическая деятельность. Анализ своей осанки и походки (в зеркале); упражнения для улучшения осанки и походки, укрепления позвоночника. Дефиле.
Формы подведения итогов. Анализ показов моделей одежды педагогом и членами коллектива.
5.4. Репетиции показов. Подбор дополнений и аксессуаров. 2ч.
Понятие коллекции моделей одежды. Формирование отдельных моделей в коллекции. Образное решение отдельной модели, Дополнения И аксессуары как элементы создания образа.
Практическая деятельность. Подбор дополнений и аксессуаров. Репетиция показа моделей (дефиле).
Эвристические задания. Нахождение собственного «рисунка» показа.
Формы подведения итогов. Показ моделей и его анализ.
5.5. Показ моделей. Фестиваль «Весенняя фантазия». 2ч.
Отработка навыков дефиле; выступлений перед зрителями; работа над координацией движений.
Навыки оценки своей внешности, манеры держаться в сравнении с другими.
Дисциплина, аккуратность. Внутренняя дисциплина, внимание и организованность.
Навыки взаимодействия и взаимопомощи в коллективе.
Развитие уверенности в своих силах.
Практическая деятельность. Участие в показе. Помощь другим членам коллектива (за кулисами).
Формы подведения итогов. Просмотр и анализ видеозаписи показа.
Практика социального общения 2 ч.
6.1. Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях. 1ч.
6.2.Подведение итогов. Присуждение номинаций.1 ч.
Оценка работы за год каждого обучающегося по 5 показателям. Определение победителей. Присуждение «номинаций» с учетом личных достижений членов коллектива (например, «Мисс элегантность», «Надежда моделирования» и др.). Создание ситуации успеха для каждого обучающегося.
Планируемые результаты:
По завершению курса «Декоративно-прикладное творчество» учащиеся должен знать:
- терминологию:
костюм, композиция костюма, ритм, акцент, пропорции, силуэт, отделка, стиль, микростиль, художественный образ, комплект, ансамбль, коллекция одежды, дизайн, дизайнер, метод проектирования, проектное изделие, дизайн; – основные принципы композиции в костюме;
- основные эпохи истории костюма;
- историю костюма народов ханты-манси;
- средства и свойства композиции костюма, законы зрительных иллюзий в одежде, принципы цветоведения;
- задачи, приёмы и методы работы дизайнера одежды; тенденции в развитии дизайна.
Уметь:
- использовать средства и свойства композиции, применять в работе нетрадиционный материал, решать творческие задачи по дизайну костюма;
- моделировать простейшие виды одежды;
- рисовать модели одежды с помощью пропорциональных схем, изготавливать простейшие аксессуары, применять простейшие приемы ремонта и обновления одежды;
- владеть техникой демонстрационного шага;
- демонстрировать заданный вид одежды;
- подбирать к костюму дополнения, обувь, прическу и макияжа;
- оформлять простейшее портфолио из фотографий.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
составлен в соответствии с ФЗ 273, Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242
Календарный учебный график по дополнительной программе «Декоративно-прикладное творчество» на 1 год.
№ | Меся ц | Число | Тема занятий | Количес тво часов | Форма занятий | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 4,11,18,25 | Вводный инструктаж ОТ и ТБ Организация рабочего места | 1 | беседа | опрос |
2. | Октябрь | 2,9,16 | Знакомство с ручными работами | 4 | Беседа Практиче ская работа | Наблюдение Самостоятель ная работа |
3. | Октябрь -ноябрь | 23,30 6,13 | Бытовая швейная машина. Работа н швейной машине | 6 | Беседа Практиче ская работа | Наблюдение Самостоятель ная работа |
4. | Ноябрь. | 20,27 | История моделирования. Тенденции современной моды | 1 | беседа | наблюдение |
5. | Декабрь | 4,11,18,25 | Конструирование костюма Построение головного убора «бандана» Определение размера изделия Перевод выкройки из журнала | 5 | Беседа Практиче ская работа | Наблюдение Самостоятель ная работа |
6. | Январь Февраль Март | 15,22,29 5,12,19,26 4,11,18,25 | Технология пошива изделий Свойства тканей и ниток Правила раскроя ткани Пошив поясного изделия (юбка) | 11 | Практиче ская работа | Наблюдение Самостоятель ная работа |
7. | Апрель Май | 1,8,15,22,29 6,13 | Костюм как средство взаимодействия элементов: культура - человек – общество Требования, предъявляемые к одежде, и ее классификация по назначению и стилям Упражнения для выработки походки и осанки. Дефиле | 8 | Беседа Практиче ская работа | Наблюдение Самостоятель ная работа Выставка работ |
8. | Май | 13,20,27 | Практика социального общения | 2 | Беседа | Наблюдение |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.
Основным условием для занятий является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.
Методическое обеспечение: педагогические методики и приёмы и методы организации деятельности по программе.
При реализации программы используется педагогическая технология портфолио, которая заключается в следующем: в течение учебного года обучающиеся собирают творческие папки, в которые помещают свои эскизы, наброски коллекций, фотоматериалы. На итоговых занятиях проводится конкурс портфолио.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ
Помещения, необходимые для реализации программы:
1) Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 15 человек (парты, стулья, доска, шкаф для УМК, рабочие столы для практической работы, шкафы для хранения материалов, инструментов, оборудования и инвентаря).
2) Подсобное помещение для хранения материалов и коллекций одежды.
3) Специальные помещения для переодевания (для девочек и мальчиков).
4) Сценическая площадка (подиум) для репетиций и выступлений.
Оборудование, необходимое для реализации программы:
1) Программное обеспечение.
2) Компьютер с выделенным каналом выхода в Интернет.
3) Мультимедийная проекционная установка или интерактивная доска.
4) Принтер черно-белый, цветной.
5) Сканер.
6) Ксерокс.
7) Цифровой фотоаппарат.
8) Цифровая видеокамера.
9) Флеш-карты.
10) Музыкальный центр и записи инструментальной музыки для сопровождения показов.
11) Осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения презентаций одежды.
12) Выставочные стенды для демонстрации эскизов, аксессуаров.
13) Зеркала (большие, среднего размера).
14) Манекены.
15) Электрические утюги, гладильные доски.
Материалы и инструменты для практической и творческой работы детей: ткань, бумага (офисная белая, цветная, ватман), картон разных размеров и цветов; кисти и краски (гуашь разных цветов, акварельные); цветные карандаши, фломастеры; ножницы, линейки, клей ПВА, клей-карандаш, фотоальбомы, набор лекал для конструирования и моделирования; сантиметровые ленты, линейки закройщика; ассортимент ниток разных цветовю
Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага разных видов и формата (А3, А4); клей, степлеры, ножницы; файлы, папки
Информационные источники
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отражают достижения всего коллектива и каждого обучающегося, в частности.
Формы аттестации в программе являются:
-практические работы;
- портфолио;
- карты оценки результатов освоения программы:
- показы моделей одежды;
- участие в школьных, городских, всероссийских конкурсах;
- проведение выставки (Приложение № 1).
КОМПЛЕКС ОРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Учебно-методический комплекс программы для реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» сформирован учебно-методический комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс имеет следующие разделы и включает следующие материалы:
1. Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся (для младшего и среднего школьного возраста).
2. Методические материалы для педагога
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Сен-Лоран, И. Мода и стиль для девочек и мам. Альбом для раскрашивания. / Ив Сен Лоран. – М.: Махаон, 2012. – 40 с.
2. Сен-Лоран, И. Высокая мода для девочек и мам. Альбом для раскрашивания и фантазий. / Ив Сен-Лоран. – М.: Махаон, 2012. – 40 с.
3. Секреты моды для девочек.
4. Кузнецова, Д.Ю. Ты - модный дизайнер. Играем и придумываем наряды. / Д.Ю. Кузнецова – М.: Эксмо, 2014. -32с. – (Клуб лучших подружек).
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1) Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Учебное пособие. / Т.О.Бердник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с. – (Учебники XXI века).
2) Бердник, Т.О. Дизайн костюма. / Т.О.Бердник, Т.П. Неклюдова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
3) Бланк, А.Ф. Практическая книга по моделированию женской одежды. / А.Ф.Бланк, З.М.Фомина. – М.: Легпромбытиздат, 1996. – 256 с.
4) Брун, В. История костюма от древности до Нового времени. /Вольфганг Брун, Макс Тильке. – М.: ЭКСМО, 1996. - 464с.
5) Дмитриева, Н.А. Загадки мира моды. / Н.А.Дмитриева. - М.: Сталкер, 1998. – 464 с.
6) Дудникова, Г.П. История костюма. Учебник. / Г.П.Дудникова. - Ростов-наДону: Феникс, 2001. - 416с. – (Учебники XXI века).
7) Ермилова, Д.Ю. История домов моды. Учебное пособие для высших учебных заведений/ Д.Ю. Ермилова. - М.: Академия, 2003. – 288 с.
8) Ревзина, М. Парад моды. Одежда разных эпох. /М. Ревзина. - Новосибирск: Компания «РОС», 1992. - с.
9) Труханова, А.Т. Основы технологии швейного производства. Учебник для проф.учебн. заведений. / А.Т. Труханова. - М.: Высшая школа, 2001. - 336 с.
10) Хачанян, Е. Секреты красоты. Ты и цвет. / Е. Хачанян. - М.: Внешсигма, 2000. - 175 с
Дидактические материалы для учащихся:
- Наглядное пособие «Цветовые сочетания: цветовой спектр, хроматический и ахроматический ряды».
- Наглядное пособие «Композиция костюма».
Медиа пособия, электронные образовательные ресурсы:
- Подборка аудиофайлов с записями популярной инструментальной музыки Раздел «Дефиле» для сопровождения дефиле.
Раздаточные дидактические материалы к программе:
- Тематические образцы технологической обработки узлов и деталей (карманы, подборта, ручные швы, машинные швы);
- Раздаточный материал по теме «История костюма»;
- Схемы построения воротников, основы плечевых и поясных изделий;
- Шаблоны бумажных кукол с моделями одежды;
- Технологические карты выполнения изделий.
Информационные источники
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при составлении программы:
1. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Учебное пособие. / Т.О.Бердник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с. – (Учебники XXI века).
2. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.С. Постников [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/.
3. Володин, В.А. Современная энциклопедия. Мода и стиль. / В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2002. - 480 с.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ, 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29- ФЗ_Об_образовании_в_РФ
5. Климова С.П. Театр моды как форма по созданию среды развития творческих способностей, обучающихся // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 191-193.
6. Конасова, Н.Ю. Оценка результатов дополнительного образования детей. ФГОС. / Н.Ю. Конасова. - Волгоград: Учитель, 2016. – 121с. – (Образовательный мониторинг).
7. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа:http://dopedu.ru/poslednienovosti/kontseptsiya.
8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. – Режим доступа:pionersamara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc. 9. Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 г. № МО-16-09-01/826-ту [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. - Режим доступа: http://pionersamara.ru/content/metodicheskaya-deyatelnost .
10. Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_programmah.pdf
11. Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formah attestacii.pdf. 12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима 18 работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа:http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс]/ Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа:http://dopedu.ru/normativno-pravovoeobespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsii-dopolnitelnogoobrazovaniya-detey.
14. Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа:http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.
Приложение № 1
Карта мониторинга результатов освоения программы объединения «Декоративно-прикладное творчества»
Фамилия, имя учащегося | Показатели результативности освоения программы. Участие в конкурсах, исследовательской, проектной, творческой деятельности, выставки на уровне: | ||||||
школьном | муниципальном | региональном | всероссийском | школьном | выставки | Итоги освоения программы в баллах | |
1. | | | | | | | |
2. | | | | | | | |
3. | | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Баллы проставляются по пятибалльной (или иной) шкале по каждому показателю, затем суммируется и вычисляется среднеарифметический балл, который заноситься в графу «Итоги освоения программы в баллах». Уровень освоения программы выявляется по следующей шкале: 1 – начальный (до 3,5 баллов), 2 – средний (3,6 – 4,5), 3 – высокий (4,6 – 5,0).
Тематическое планирование занятий детского творческого объединения «Декоративно-прикладное творчество»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения занятий (план) | Дата проведени я занятий (факт) |
1. | Вводный инструктаж О Т и Т Б. 1. Организация рабочего места 2. Правила внутреннего распорядка в кабинете 3. ТБ при работе в кабинете. 4. Безопасные приёмы работы с оборудованием, инструментами | 1 | 4.09 | |
Знакомство с ручными стежками 4 часа | ||||
2. | Ручные работы Правила Т Б при выполнении ручных работ. Классификация ручных стежков П.Р. Технология выполнения ручных операций-перенос линий, обметать, заметать. | 1 | 11.09 | |
3. | Изготовление сувениров. Крутка тряпичной куклы. 1 История возникновения тряпичной куклы. 2 выбор цвета. 3 материалы для изготовления. | 1 | 18.09 | |
4-5. | Изготовление сувениров игольница «шляпка». 1 выбор цвета 2 материалы для изготовления 3 последовательность изготовления 4 декорирование. | 2 | 25.09 2.10 | |
Освоение работы на электрической швейной машине 6 часов | ||||
6 | Бытовая швейная машина. История создания швейной машины. 1. Работа машины на холостом ходу 2. Намотка ниток на шпульку 3. Заправка верхней и нижней нитки | 1 | 9.10 | |
7 | Устройство швейной иглы. Подготовка швейной машины к работе. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток 1. Заправка шпульки в шпульной колпачок 2. Выполнение упражнений на швейной машине 3. Регулировка длины стежка | 1 | 16.10 | |
8 | Регуляторы натяжения верхней и нижней ниток. 1. Регулировка качества машинной строчки. 2.Подбор иглы и ниток. 3.Очистка швейной машины. | 1 | 23.10 | |
9 | Изготовление сувениров народов ханты-манси (на швейной машине) 1 История сувениров народов ханты-манси 2 Выбор цвета 3 Материалы для изготовления. | 1 | 30.10 | |
10-11 | Изготовление сувениров. Изготовление куклы народов Ханты-манси. | 2 | 6.11 13.11 | |
История моделирования 1 час | ||||
12 | Тенденции современной моды. 1. Нанесение конструктивных и фасонных линий на чертёж основы. 2. Подбор ткан. | 1 | 20.11 | |
Конструирование костюма 5 часов | ||||
13 | Методика конструирования. Мерки необходимые для построения ос новы чертежа фартука. Снятие мерок. Построение чертежа фартука. | 1 | 27.11 | |
14 | Понятие «плечевых» и «поясных» изделий. Применение расчетных методов для уточнения конструкций | 1 | 4.12 | |
15-17 | Перевод выкройки из журнала. Построение выкройки головного убора(бандана). 1 Правила снятия мерок. 2 Последовательность построения чертежа головного убора. | 3 | 11.12 18.12 25.12 | |
Технология пошива изделий 11 часов | ||||
18. | Свойства тканей и ниток. Классификация текстильных волокон. Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. | 1 | 15.01 | |
19-23 | Правила раскроя ткан. Понятие- «раскрой», «выкраивание». Выкраивание деталей кроя для изготовления изделия | 5 | 22.01 29.01 5.02 12.02 19.02 | |
24-28 | Пошив поясного изделия (юбка). Технологическая последовательность изготовления юбки. Подготовка и проведение первой примерки изделия | 5 | 26.02 4.03 11.03 18.03 25.03 | |
Костюм как средство взаимодействия элементов: культура-человек-общество 8 часов | ||||
29-30 | Требования, предъявляемые к одежде и её классификация по назначениям и стилям. 1. Понятие силуэт, стиль в одежде 2. Требования, предъявляемые к одежде 3.Эстетический вкус | 2 | 1.04 8.04 | |
31-32 | Упражнения для выработки походки и осанки. Искусство красиво и правильно ходить | 2 | 15.04 22.04 | |
33-34 | Репетиция показов. Подбор дополнений и аксессуаров. Показ моделей. | 2 | 29.04 6.05 | |
35-36 | Показ моделей. Подбор моделей «Весенняя фантазия». Подготовка к городскому конкурсу «Весенняя премьера». | 2 | 13.05 13.05 | |
Практика социального общения 2 часов | ||||
37 | Участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, других мероприятиях. | 1 | 20.05 | |
38 | Подведение итогов. Присуждение номинаций. | 1 | 27.05 | |
Кияйкина Наталья Федоровна