Статья «Декорирование одежды с использованием мотивов урало-сибирской росписи и орнаментов народов севера»
ДЕКОРИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОТИВОВ УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСИ И ОРНАМЕНТОВ НАРОДОВ СЕВЕРА
Зуева И.В., преподаватель
Омский филиал ВШНИ
Что такое одежда и для чего люди ее декорируют?
Как пишут в специальной литературе: одежда - это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Основная функция одежды — защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию — украшает человека, как и в любой вещи, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. [6]
Одежда может выполнять только защитную функцию, если связана с какой-либо практической деятельностью человека; может выполнять только эстетическую функцию, если становится воплощенной в материале сообщением, идеей. Однако, исходя из требований современного человека, эти функции могут гармонично сочетаться в элементах одежды, таких как верхняя одежда, платья, головные уборы, сумки, обувь и т.д.
Декорирование одежды – это, как минимум, украшение одежды, а как максимум – выражение индивидуальности человека, его понимания Мира и себя этом Мире. В этом случае декор одежды становится невербальным способом передачи информации о философии, мировоззрении, национальной идентификации и характере человека.
Выбор различных видов декоративно-прикладного искусства в качестве творческого источника для декорирования одежды обусловлен, прежде всего, потребностью человека в изучении своих природных, исторических, культурных условий существования.
Пришедшие к нам из «вчера» предметы декоративно-прикладного искусства становятся историческими проводниками культуры и истории народа в целом и, дают возможность отдельному человеку, ощутить себя частью национального сообщества, трогают какие-то особые струны души.
Одним из таких видов декоративно-прикладного искусства является
урало-сибирская роспись. Урало-сибирская роспись – это одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда а кисть одновременно с белилами берется цветная краска. [9]
В росписи используется ограниченное количество цветов, которые крайне редко смешиваются. Для выполнения урало-сибирской росписи используют следующие краски: белила цинковые, желтую стронциановую или желтый кадмий, охру золотистую, охру красную, краплак, окись хрома, зеленую изумрудную, берлинскую лазурь, синюю парижскую, синий кобальт, ультрамарин, сажу газовую и кость жженую. При этом совершенно не обязательно использовать при росписи все перечисленные краски, поскольку для урало-сибирской росписи характерна бедная палитра, основанная на контрастах между цветами.
Основные мотивы росписи - цветы, ягоды, фрукты, виноград, травки и веточки. Реже используются фигуры птиц, животных и человека. Травки и веточки в композиции играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты и в то же время, обогащая фон, внося разнообразие в композицию (рис.1). [8]
Рисунок 1 – Фрагмент домовой росписи
Урало-сибирская роспись стала одни из наиболее ярких примеров такого вот народного промысла. Её элементы и сейчас ещё можно увидеть на старинной посуде (рис.2), предметах быта (рис.3), кухонной утвари где-нибудь в крестьянских домах отдалённых небольших деревень.
Рисунок 2 – Бураки (туеса)
Рисунок 3 – Фрагмент росписи дверки шкафа
Обычно в таких отдаленных местах и сохраняется самобытное национальное мышление, а в семьях по наследству передают и бережно хранят вещи, изготовленные ещё пра-прадедами. Вот и урало-сибирская роспись – явление, зародившееся в культуре русского народа давно, примерно в 17-18 веках. Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера (рис.4) и экстерьера (рис.5) изб простых людей, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт.
Рисунок 4 – Фрагмент настенной росписи жилого помещения
Рисунок 5 - Белая горница. Роспись Евграфа и Павла Мальцевых Деревня Мезень.1910 г.
Когда восточные окраины Сибири и Урала стали активно осваиваться переселенцами с Поморья и русского Севера, те, естественно, перенесли на новую почву свои традиции, в том числе и художественные. И урало-сибирская роспись стала своеобразным сочетанием живописной манеры местных народов с прибывшими. [2]
Особенности композиции, элементов и ограниченное количество цветов урало-сибирской росписи стали творческим источником для декорирования изделий выпускных квалификационных работ.
В 2012 году Тищенко Кристина и Желудева Мария выполнили декорирование комплекта летней одежды из костюмной хлопчато-бумажной ткани в технике вышивки «в прикреп» бисером (рубкой). Форма, размер и цветовая гамма соответствовали традиционным параметрам росписи (рис.6).
В 2012году Понякина Оксана и Марченко Полина выполнили декорирование верхней одежды в технике сухого валяния.
Рисунок 6 – Коллекция женской легкой одежды с элементами вышивки бисером по мотивам урало-сибирской росписи
Были использованы по 4 тона одного цвета шерсти для валяния для цветов, 3 тона одного цвета шерсти для валяния для листьев и 1 цвет шерсти для выполнения приписок. Элементы декора урало-сибирской росписи: розаны, купавки, ягодки, листья и приписки повторяют традиционную форму этих элементов, но значительно превышают размер элементов относительно изделия. Цветовая гамма декора соответствует цвету верхней одежды и отличается от традиционной цветовой гаммы урало-сибирской росписи (рис. 7).
В 2012 году Кусовой Ольгой было выполнено декорирование женского пальто в технике сухого валяния. Композиция, размер элементов, цветовая гамма декора максимально приближена к традиционному видению урало-сибирской росписи (рис.8).
Попытки передать красоту и лаконичность урало-сибирской росписи «красками» из шерсти или бисера можно считать удачными не только потому, что изделия с декором по мотивам этой росписи стали
Рисунок 7 – Коллекция верхней женской одежды с элементами декорирования в технике сухого валяния по мотивам урало-сибирской росписи
Рисунок 8 – Женское пальто, декорированное в технике сухого валяния
художественными, индивидуальными, гармоничными, но и привлекли внимание к традиционному промыслу, побудили изучить историю создания этого вида декоративно-прикладного искусства.
Не только природа, но и ее художественное переосмысление в традиционной росписи, стали источниками для создания сюжетов новых видов декорирования и творческого самовыражения.
Стремление человека к получению новых знаний о себе и об окружающем мире побуждает исследовать новые территории, изучать обычаи и культуру проживающих рядом народов. Такое знакомство не только обогащает информационный багаж исследователей, но и становится вдохновением для творческой деятельности.
Территориально сложилось, что народы Севера жили и живут обособленно в отдаленных районах нашей страны. Это не могло не отразиться на выразительном художественном языке коренных народов Севера.
Рассмотрим орнаменты народов севера на примере народа ханты. Ханты, ханти, хандэ, кантэк (самоназвание – "человек»)— один из древних народов Западной Сибири, широко расселившийся по Обско-Иртышскому бассейну от линии Демьянка-Васюган на юге до Обской губы на севере. Традиционные занятия – речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Поэтому в прикладном искусстве сохраняются традиционные орнаменты растительного и зооморфного характера (рис.9). [10]
Одна из ярких особенностей традиционной культуры хантов — большое разнообразие типов жилищ. Одни из них были постоянными, а другие временными, разборными.
а |
б |
в |
г |
д |
е |
Рисунок 9 – Традиционные орнаменты: а) заячьи уши; б) ветви березы;
в) след белки; г) оленьи рога; д) щучьи зубы; е) лошадиный нос.
Каркасные постройки из жердей и покрытием из бересты имели форму шалаша с двускатной крышей, полусферическую, полуконическую и наиболее распространенную коническую — это чум. (рис. 10) Не только стилизованные рисунки явлений природы, растений и животных нашли отражение в орнаментах, но и традиционное жилье – чум (рис.11). [5]
Рисунок 10 – Чум
Рисунок 11 – Макушка чума
С давних пор у хантов, как и у многих других народов, при изготовлении предметов быта существовало разделение труда между мужчинами и женщинами. Мужчины изготовляли изделия из дерева, кожи, кости (рис. 12); женщины шили одежду из меха, сукна, бисера.
а |
б |
в |
Рисунок 12 – Изделия декоративно-прикладного искусства: а) орнамент на бересте в технике соскабливания; б) традиционные ножи кожаных чехлах; в) резьба по кости
У хантов-оленеводов зимой мужчины носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь с ситцевым чехлом cверху (маличная сорочка), капюшоном и пришитыми рукавицами. В дорогу поверх нее надевали совик (гусь или кумыш) — глухую одежду мехом наружу. Летний наряд был такого же кроя, из черного сукна; промысловый — распашной и более короткий. Женщины носили платья, суконные или хлопчатобумажные халаты (шешкан-сах), украшенные аппликацией на манжетах, подоле и полах. Зимние меховые шубы у северных групп шили из оленьего меха, распашные, двухслойные, у других — из меха белки или сукна (раньше — с подкладом из птичьих шкурок). Из рыбьей кожи шили одежду и обувь («рыбьи кожанишки»), теперь делают мешки для хранения соли, пороха и т.п. (рис.13) [3].
Рисунок 13 – Семья ханты в современной национальной одежде
Орнаментальные системы, к которым обращаются мастерицы на современном этапе, выработаны и отшлифованы в процессе длительной творческой практики. Поэтому изделия из меха с мозаичным декором, как правило, характеризуются высоким уровнем художественного оформления и ярко выраженным своеобразием (рис.14).
Рисунок 14 - Изделия из меха с мозаичным декором
Исстари сложилось так, что в отдельных районах хантыйской территории одни виды декоративно-прикладного искусства развивались больше, другие меньше.
Многие мотивы орнамента имеют символические значения, которые можно распределить по группам. Одни из них связаны с изображением зверей, растительного мира. Другие – с изображением птиц, рыб, земноводных (рис.15). Третьи – с человеком и его бытом. Есть крестообразные орнаменты и орнаменты новой модернизации.
а |
б |
в |
г |
||
д |
е |
ж |
з |
||
и |
к |
л |
Рисунок 15 – Мотивы орнамента: а) солнце; б) лебедь; в) глухарь; г) тетерев; д) дом; е) шишка; ж) луна; з) хант на олене; и) заячьи уши; к)рога лося самца; л) рог дикого оленя. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха (рис.16).
Рисунок 16 - Орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха
Мотивы его отличаются прямолинейными или ступенчатыми очертаниями и имеют довольно крупные размеры. На меховой одежде узоры составлены из широких полос, изогнутых под прямым или тупым углом (рис.17) [3]
Рисунок 17 - Мотивы с прямолинейными и ступенчатыми очертаниями
Одежду и обувь украшали аппликацией (рис.18), мозаикой из меха или сукна (рис.19), бисером (рис.20). [7]
Характерной особенностью культуры хантов является то, что нанесению орнаментов уделяется не меньше времени, чем изготовлению вещи. Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре хантов чрезвычайно устойчив и «умирает» вместе с вещами.
Рисунок 18 – Орнамент из сукна в технике «аппликации»
В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.[1]
Рисунок 19 – Орнамент из меха в технике меховой мозаики
Рисунок 20 – Орнамент из бисера
Таким нетрадиционным использованием стал орнамента с берестяного туеса для украшения одежды. Современное «звучание» многовекового рисунка позволило ему стать композиционным центром современного демисезонного пальто (рис.21). Выпускная квалификационная работа была выполнена в 2013 году Лазаревой А.
Рисунок 21 – Пальто демисезонное с традиционным орнаментом ханты
Хантыйское прикладное искусство, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык станет понятным, откроется красота и выразительность произведений традиционного искусства, их глубокое содержание и непреходящая эстетическая ценность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби: [Электронный ресурс] // Культурное наследие Югры:[сайт].URL::http://hmao.kaisa.ru/object/1810153056. (Дата обращения: 26.11.2017)
История народных промыслов: урало-сибирская роспись:[Электронный ресурс] // Искусство:[сайт].-2014.- URL::http://fb.ru/article/146618/istoriya-narodnyih-promyislov-uralo-sibirskaya-rospis .(Дата обращения: 26.11.2017)
Коренные народы Арктики: [Электронный ресурс] // Живая Арктика:[сайт].-2012.-URL::http://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2012/work/bogdanov/narod.html. (Дата обращения: 26.11.2017)
- Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов [Текст] /Лукина Н.В.- Томск: Издательство Томского университета,1979 , с. 241
Народ ханты: [Электронный ресурс] // ETNIK.RU :[сайт].- URL:: (http://etnic.ru/edu/orn/orn2.html. (Дата обращения: 26.11.2017)
Одежда, костюм и их функции : [Электронный ресурс] // Пошив одежды:[сайт].-2007.- URL:http://www.po6iv.ru/art/Odezhda_kostym_i_ih_funkzii-2007.html (Дата обращения: 26.11.2017)
Традиционный орнамент: [Электронный ресурс] // «Окружной Дом ремёсел» : [сайт].-2017.-URL::http://www.remeslo89.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/item/725-%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 (Дата обращения: 26.11.2017)
Урало-сибирская роспись: [Электронный ресурс] // artorbita.ru: [сайт].- URL: http://artorbita.ru/tipy_rospisi/uralo_sibirskaya.html.(Дата обращения: 26.11.2017)
Урало-сибирская роспись: [Электронный ресурс] // Энциклопедия Технологий и Методик: :[сайт].-2007.- URL: http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-08.htm. (Дата обращения: 26.11.2017)
Ханты: [Электронный ресурс] // Национальный акцент: [сайт].- URL::http://nazaccent.ru/geo/hanti/.(Дата обращения: 26.11.2017)