Программа по внеурочной деятельности «Урало-сибирская роспись» (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании на заседании метод. совета педагогическим приказом № 1181/1
ШМО учителей (протокол № 4 советом от 28.08.2019 г.
эстетического цикла от 28.08. 2019 г.) (протокол № 5 Директор МБОУ «СОШ №8»
(протокол № от 28.08. 2019 г. /М. В. Антонова/
от 27.08. 2019 г.
Дополнительная образовательная программа
по курсу внеурочной деятельности
«Урало-сибирская роспись»
для 7- х классов
направление внеурочной деятельности: общекультурное
на 2019 - 2020 учебный год
основное общее образование
Составитель: учитель изобразительного искусства высшей категории Пушкова Наталья Борисовна
г. Бийск, 2019
Пояснительная записка
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общественным ценностям, овладение национальным культурным наследием.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.
Изучение Урало-сибирской росписи предполагает изучение регионального компонента.
Главная цель спецкурса – создать условия для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия предметного мира, особенностей восприятия и отражения окружающей действительности.
В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития этого промысла, раскрывать тесную связь с природой, традициями, жизнью народа.
Во время занятий целесообразно использовать записи народной музыки, стихов, а также разнообразный иллюстрационный материал. Научить ребят любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира помогут экскурсии в музей, во время которых целесообразно делать карандашные зарисовки и цветные наброски. Этот материал в дальнейшем поможет им глубже понять происхождение, характер и содержание декоративных форм в народном искусстве, а также даст возможность использовать найденные природные формы для создания собственных художественных изделий.
В работе над орнаментальной композицией деятельность учащихся не только на воспроизведение, известных им мотивов, но и на создание собственных декоративных образов.
Проектирование орнаментальных или сюжетных композиций должно вестись в единстве с целостным решением художественного изделия, что поможет развить у них чувство понимания композиционных законов построения форм и декора.
Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа.
Учащиеся должны сознательно овладеть приемами художественной деятельности на основе понимания коллективного создания образов, мотивов народной росписи, ее основных принципов – повтора , вариации, импровизации.
На основе этого учащийся должен уметь выразить свое собственное отношение к искусству.
Спецкурс разработан для учащихся 7 –х классов. Форма занятий – урок, наполняемость группы – 10 человек. Программа рассчитана на 34 часа.
Цели и задачи обучения:
В области знаний – формирование у учащихся представлений об Урало – сибирской росписи;
В области умений и навыков – развитие у учащихся способности применять полученные знания по спецкурсу для решения практических задач, то есть переводить теоретические знания на уровень практической деятельности;
В области личных качеств – воспитание у учащихся любви к родному краю; развитие художественного вкуса и эстетическое воспитание.
Виды учебных занятий – теория и практические занятия. По окончании года обучения творческий отчет – проведение выставки детского творчества.
Планируемые результаты:
В 7 классе учащиеся должны знать более глубоко историю развития урало-сибирской росписи на Алтае, о произведениях народных мастеров, инструменты, материалы, композицию, законы цветоведения, элементы, мотивы росписи. Самостоятельно применять средства художественной выразительности (цвет, линия, ритм, пропорции, пространство) наиболее подходящие для выполнения замысла.
Уметь анализировать произведения декоративно – прикладного искусства с выделением композиционной основы характера цветовых сочетаний.
Свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного орнамента.
Импровизировать по мотивам росписи.
Активно использовать теоретические знания основ по урало – сибирской росписи в своих работах.
В работе с учащимися развитие декоративного творчества обеспечивается решением художественно–творческих задач разного типа.
Содержание тем курса
Тема1. Монокомпозиция в Урало – сибирской росписи – 1 час.
Теория: Однотонные гармонические сочетания. Гризайльная роспись на потолках, простенках, голбце.
Тема2. Родственная гармония в Урало – сибирской росписи – 1 час.
Теория: Родственные группы в цветовом круге.
Тема3. Изображение сказочного букета – 1 час.
Практическое занятие. Выполнить эскиз сказочного букета.
Тема4. Учебно – творческое задание: Гирлянда в форме круга, квадрата, прямоугольника – 4 часа.
Практическое занятие. Выполнение гирлянды состоящей из цветов и листьев в круге, квадрате, прямоугольнике на различном цветовом фоне.
Тема5. Изображение древа жизни – 1 час.
Практическое занятие. Изобразить древо жизни.
Тема6. Учебно- творческое задание: « Уральские сказы» - 4 часа.
Практическое занятие. Выполнить задание по мотивам Урало – сибирской росписи.
Тема7. Учебно- творческое задание: «Сказочный дворец» - 4 часа.
Практическое занятие. Выполнить задание на тему: «Сказочный дворец».
Тема8. Учебно – творческое задание: «Деревенька моя» - 4 часа.
Практическое занятие. Выполнить задание на тему: «Деревенька моя».
Тема9. Сюжетная композиция на разделочных досках – 4 часа.
Практическое занятие. Выполнить сюжетную композицию на разделочной доске.
Тема10. Изображение человека в Урало – сибирской росписи – 1час.
Теория: Последовательность выполнения изображения человека в росписи.
Практическое занятие. Выполнить фигуру человека в Урало – сибирской манере.
Тема11. Сюжетная композиция «Прогулка» - 1час.
Практическое занятие. Выполнение сюжетной композиции на тему «Прогулка» с изображением фигур людей в манере росписи.
Тема12. Учебно – творческое задание: «Птица счастья» - 1 час.
Практическое занятие. Выполнить композицию по теме: «Птица счастья».
Тема13. Учебно – творческое задание: «Волшебные кони» - 1час.
Практическое занятие. Выполнить композицию по теме: «Волшебные кони».
Тема14. Учебно – творческое задание: «Подводный мир» - 1час.
Практическое занятие. Выполнить композицию по теме: «Подводный мир».
Тема15. Учебно – творческое задание: «По мотивам сказок» - 1 час.
Практическое занятие. Выполнить творческое задание: «По мотивам сказок».
Тема16. Учебно – творческое задание: « Украсим прялку» - 1 час.
Практическое занятие. На форме прялки (картон или дерево) по цветному фону украсить орнаментом в манере росписи.
Тема17. Учебно – творческое задание: «Волшебный сундучок» - 1 час.
Практическое занятие. Выполнить оригинальную роспись на форме сундучка (картон).
Тема18. Учебно – творческое задание: «Сказочные наличники» - 1 час.
Практическое занятие. На форме наличников выполнить композицию росписи.
Тема19. Творческая композиция на свободную тему – 1 час.
Практическое занятие. Выполнить творческое задание на любую тему.
Тема20. Организация выставки и проведение выставки, защита проектов – 1 час.
Практическое занятие. Оформление работ учащихся.
Тематическое планирование
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов | Дата проведения | |
Теория | Практика | | ||
1 | Монокомпозиция в Урало – сибирской росписи | 1 | - | 05.09.19 |
2 | Родственная цветовая гармония в Урало – сибирской росписи | 1 | - | 12.09.19 |
3 | Изображение сказочного букета | - | 1 | 19.09.19 |
4,5,6 | Учебно – творческое задание: гирлянда в форме круга, квадрата, прямоугольника) | - | 3 | 26.09.19,03.10.19,10.10.19 |
7 | Изображение древа жизни | - | 1 | 17.10.19 |
8,9,10,11 | Учебно – творческое задание: «Уральские сказы» | - | 4 | 24.10.19,07.11.19,14.11.19,21.11.19 |
12,13,14,15 | Учебно – творческое задание: «Сказочный дворец» | - | 4 | 28.11.19,05.12.19,12.12.19,19.12.19 |
16,17,18,19 | Учебно – творческое задание: «Деревенька моя» | - | 4 | 26.12.19,16.01.20, 23.01.20, 30.01.20 |
20,21,22,23 | Сюжетная композиция на разделочных досках | - | 4 | 06.02.20,13.02.20,20.02.20,27.02.20 |
24 | Изображение человека в Урало – сибирской росписи | - | 1 | 05.03.20 |
25 | Сюжетная композиция «Прогулка» | - | 1 | 12.03.20 |
26 | Учебно – творческое задание: «Птица счастья» | - | 1 | 19.02.20 |
27 | Учебно – творческое задание: «Волшебные кони» | - | 1 | 02.04.20,09.04.20,16.04.20,23.04.20 |
28 | Учебно – творческое задание: «Подводный мир» | - | 1 | 30.04.20 |
29 | Учебно – творческое задание: « По мотивам сказок» | - | 1 | 07.05.20 |
30 | Учебно – творческое задание: « Украсим прялку» | - | 1 | 14.05.20 |
31 | Учебно – творческое задание: «Волшебный сундучок» | - | 1 | 21.05.20 |
32 | Учебно – творческое задание: « Сказочные наличники» | - | 1 | 21.05.20 |
33 | Творческая композиция | - | 1 | 21.05.20 |
34 | Организация выставки и проведение выставки, защита проектов | 0,5 | 0,5 | 21.05.20 |
| Всего: 34 часа | 2,5 | 31,5 | |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы
Оборудование:
Основной рабочий инструмент для росписи – кисти: крупные плоские беличьи, колонковые
№ 4-10 для подмалевки, разживки и живописной росписи;
№ 1-4 для приписок.
Гуашевые краски, мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти, банка с водой, альбом или цветной картон.
Рекомендуемая литература:
Под редакцией С.А. Ан и В.Е. Фоминой. История культуры Алтая в трех частях. Часть первая. Барнаул 1999 г.
В.А.Барадулин Художественная обработка дерева. Москва 1986г.
В.А.Барадулин Народные росписи Урала и Приуралья. Ленинград 1988г.
В.А.Барадулин Сельскому учителю о народных промыслах. Москва 1979г.
8