Программа по внеурочной деятельности «Урало-сибирская роспись» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 5 January 2020


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на заседании на заседании метод. совета педагогическим приказом № 1181/1

ШМО учителей (протокол № 4 советом от 28.08.2019 г.

эстетического цикла от 28.08. 2019 г.) (протокол № 5 Директор МБОУ «СОШ №8»

(протокол № от 28.08. 2019 г. /М. В. Антонова/

от 27.08. 2019 г.



Дополнительная образовательная программа

по курсу внеурочной деятельности

«Урало-сибирская роспись»

для 7- х классов

направление внеурочной деятельности: общекультурное

на 2019 - 2020 учебный год

основное общее образование







Составитель: учитель изобразительного искусства высшей категории Пушкова Наталья Борисовна


г. Бийск, 2019



Пояснительная записка


Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общественным ценностям, овладение национальным культурным наследием.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.

Изучение Урало-сибирской росписи предполагает изучение регионального компонента.

Главная цель спецкурса – создать условия для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия предметного мира, особенностей восприятия и отражения окружающей действительности.

В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития этого промысла, раскрывать тесную связь с природой, традициями, жизнью народа.

Во время занятий целесообразно использовать записи народной музыки, стихов, а также разнообразный иллюстрационный материал. Научить ребят любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира помогут экскурсии в музей, во время которых целесообразно делать карандашные зарисовки и цветные наброски. Этот материал в дальнейшем поможет им глубже понять происхождение, характер и содержание декоративных форм в народном искусстве, а также даст возможность использовать найденные природные формы для создания собственных художественных изделий.

В работе над орнаментальной композицией деятельность учащихся не только на воспроизведение, известных им мотивов, но и на создание собственных декоративных образов.

Проектирование орнаментальных или сюжетных композиций должно вестись в единстве с целостным решением художественного изделия, что поможет развить у них чувство понимания композиционных законов построения форм и декора.

Развитие творчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа.

Учащиеся должны сознательно овладеть приемами художественной деятельности на основе понимания коллективного создания образов, мотивов народной росписи, ее основных принципов – повтора , вариации, импровизации.

На основе этого учащийся должен уметь выразить свое собственное отношение к искусству.

Спецкурс разработан для учащихся 7 –х классов. Форма занятий – урок, наполняемость группы – 10 человек. Программа рассчитана на 34 часа.

Цели и задачи обучения:

В области знаний – формирование у учащихся представлений об Урало – сибирской росписи;

В области умений и навыков – развитие у учащихся способности применять полученные знания по спецкурсу для решения практических задач, то есть переводить теоретические знания на уровень практической деятельности;

В области личных качеств – воспитание у учащихся любви к родному краю; развитие художественного вкуса и эстетическое воспитание.

Виды учебных занятий – теория и практические занятия. По окончании года обучения творческий отчет – проведение выставки детского творчества.



























Планируемые результаты:

В 7 классе учащиеся должны знать более глубоко историю развития урало-сибирской росписи на Алтае, о произведениях народных мастеров, инструменты, материалы, композицию, законы цветоведения, элементы, мотивы росписи. Самостоятельно применять средства художественной выразительности (цвет, линия, ритм, пропорции, пространство) наиболее подходящие для выполнения замысла.

Уметь анализировать произведения декоративно – прикладного искусства с выделением композиционной основы характера цветовых сочетаний.

Свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного орнамента.

Импровизировать по мотивам росписи.

Активно использовать теоретические знания основ по урало – сибирской росписи в своих работах.

В работе с учащимися развитие декоративного творчества обеспечивается решением художественно–творческих задач разного типа.





















Содержание тем курса

Тема1. Монокомпозиция в Урало – сибирской росписи – 1 час.

Теория: Однотонные гармонические сочетания. Гризайльная роспись на потолках, простенках, голбце.

Тема2. Родственная гармония в Урало – сибирской росписи – 1 час.

Теория: Родственные группы в цветовом круге.

Тема3. Изображение сказочного букета – 1 час.

Практическое занятие. Выполнить эскиз сказочного букета.

Тема4. Учебно – творческое задание: Гирлянда в форме круга, квадрата, прямоугольника – 4 часа.

Практическое занятие. Выполнение гирлянды состоящей из цветов и листьев в круге, квадрате, прямоугольнике на различном цветовом фоне.

Тема5. Изображение древа жизни – 1 час.

Практическое занятие. Изобразить древо жизни.

Тема6. Учебно- творческое задание: « Уральские сказы» - 4 часа.

Практическое занятие. Выполнить задание по мотивам Урало – сибирской росписи.

Тема7. Учебно- творческое задание: «Сказочный дворец» - 4 часа.

Практическое занятие. Выполнить задание на тему: «Сказочный дворец».

Тема8. Учебно – творческое задание: «Деревенька моя» - 4 часа.

Практическое занятие. Выполнить задание на тему: «Деревенька моя».

Тема9. Сюжетная композиция на разделочных досках – 4 часа.

Практическое занятие. Выполнить сюжетную композицию на разделочной доске.

Тема10. Изображение человека в Урало – сибирской росписи – 1час.

Теория: Последовательность выполнения изображения человека в росписи.

Практическое занятие. Выполнить фигуру человека в Урало – сибирской манере.

Тема11. Сюжетная композиция «Прогулка» - 1час.

Практическое занятие. Выполнение сюжетной композиции на тему «Прогулка» с изображением фигур людей в манере росписи.

Тема12. Учебно – творческое задание: «Птица счастья» - 1 час.

Практическое занятие. Выполнить композицию по теме: «Птица счастья».

Тема13. Учебно – творческое задание: «Волшебные кони» - 1час.

Практическое занятие. Выполнить композицию по теме: «Волшебные кони».

Тема14. Учебно – творческое задание: «Подводный мир» - 1час.

Практическое занятие. Выполнить композицию по теме: «Подводный мир».

Тема15. Учебно – творческое задание: «По мотивам сказок» - 1 час.

Практическое занятие. Выполнить творческое задание: «По мотивам сказок».

Тема16. Учебно – творческое задание: « Украсим прялку» - 1 час.

Практическое занятие. На форме прялки (картон или дерево) по цветному фону украсить орнаментом в манере росписи.

Тема17. Учебно – творческое задание: «Волшебный сундучок» - 1 час.

Практическое занятие. Выполнить оригинальную роспись на форме сундучка (картон).

Тема18. Учебно – творческое задание: «Сказочные наличники» - 1 час.

Практическое занятие. На форме наличников выполнить композицию росписи.

Тема19. Творческая композиция на свободную тему – 1 час.

Практическое занятие. Выполнить творческое задание на любую тему.

Тема20. Организация выставки и проведение выставки, защита проектов – 1 час.

Практическое занятие. Оформление работ учащихся.


















Тематическое планирование


п/п

Тематика занятий

Количество часов

Дата проведения

Теория

Практика


1

Монокомпозиция в Урало – сибирской росписи

1

-

05.09.19

2

Родственная цветовая гармония в Урало – сибирской росписи

1

-

12.09.19

3

Изображение сказочного букета

-

1

19.09.19

4,5,6

Учебно – творческое задание: гирлянда в форме круга, квадрата, прямоугольника)

-

3

26.09.19,03.10.19,10.10.19

7

Изображение древа жизни

-

1

17.10.19

8,9,10,11

Учебно – творческое задание: «Уральские сказы»

-

4

24.10.19,07.11.19,14.11.19,21.11.19

12,13,14,15

Учебно – творческое задание: «Сказочный дворец»

-

4

28.11.19,05.12.19,12.12.19,19.12.19

16,17,18,19

Учебно – творческое задание: «Деревенька моя»

-

4

26.12.19,16.01.20, 23.01.20, 30.01.20

20,21,22,23

Сюжетная композиция на разделочных досках

-

4

06.02.20,13.02.20,20.02.20,27.02.20

24

Изображение человека в Урало – сибирской росписи

-

1

05.03.20

25

Сюжетная композиция «Прогулка»

-

1

12.03.20

26

Учебно – творческое задание: «Птица счастья»

-

1

19.02.20

27

Учебно – творческое задание: «Волшебные кони»

-

1

02.04.20,09.04.20,16.04.20,23.04.20

28

Учебно – творческое задание: «Подводный мир»

-

1

30.04.20

29

Учебно – творческое задание: « По мотивам сказок»

-

1

07.05.20

30

Учебно – творческое задание: « Украсим прялку»

-

1

14.05.20

31

Учебно – творческое задание: «Волшебный сундучок»

-

1

21.05.20

32

Учебно – творческое задание: « Сказочные наличники»

-

1

21.05.20

33

Творческая композиция

-

1

21.05.20

34

Организация выставки и проведение выставки, защита проектов

0,5

0,5

21.05.20


Всего: 34 часа

2,5

31,5








Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы



Оборудование:

Основной рабочий инструмент для росписи – кисти: крупные плоские беличьи, колонковые

4-10 для подмалевки, разживки и живописной росписи;

1-4 для приписок.

Гуашевые краски, мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти, банка с водой, альбом или цветной картон.



Рекомендуемая литература:

Под редакцией С.А. Ан и В.Е. Фоминой. История культуры Алтая в трех частях. Часть первая. Барнаул 1999 г.

В.А.Барадулин Художественная обработка дерева. Москва 1986г.

В.А.Барадулин Народные росписи Урала и Приуралья. Ленинград 1988г.

В.А.Барадулин Сельскому учителю о народных промыслах. Москва 1979г.













8



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.