12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самохвалова Светлана Павловна59
Россия, Челябинская обл., Миасс
5

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА


Самохвалова С.П.

МАДОУ № 101

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования ос­нов самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начина­ется процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, при­роды, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. По­этому воспитание любви к своей Родине, уважения к культуре народов необхо­димо начинать в детские годы.
Богатая культура уральского края имеет большие возможности для воспитания и образования подрастающего поколения. Знакомя детей с красотой уральской земли культурой и традициями народов, живущих на Южном Урале, мы даем возможность детям почув­ствовать себя частичкой великого народа, пробуждаем гордость и любовь к своей Родине.

Начиная работу по ознакомлению детей с историей, культурой и традициями народа, педагогу необходимо самому знать природные, культурные, социальные особенности своего региона. Необходимо продумать, о чем рас­сказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, дос­тупно показать связь родного города со всей страной. Главное, чтобы педагог всегда помнил слова академика Д.С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо вы­ращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Министерством образования и науки Челябинской области в качестве учебного пособия для дошкольного образования рекомендована программа «Наш дом - Южный Урал», разработанной авторами Магнитогорского государственного университета Е.С. Бабуновой, Л.В. Градусовой и др .
Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать его своим достоянием.
Изучив региональную программу «Наш Дом – Южный Урал», мы соотнесли её с нашей коррекционной программой, поставили перед собой цель: сформировать интерес у детей к истории и культуре наших предков; развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности. Поскольку мы проживаем на Южном Урале, у нас имеются большие возможности познакомить детей с бытом и традициями народов, проживающих рядом: русских, башкир. С этой целью мы создали в группе «региональный уголок». Для создания этого уголка продумали и составили перспективный план по ознакомлению детей с бытом названных народов. В работу по накоп­лению материала были привлечены родители, дети. Сейчас наш «региональный уголок» включает в себя:

1. Карта – России

2. Русская изба – жилище русских

3. Юрта – жилище башкир

4. Куклы в национальной одежде

5. Иллюстративный материал

6. Мини – музей посуды

7. Мини – музей глиняной игрушки

8. Коллекция уральских камней


Работу по ознакомлению детей с народами Южного Урала начали с путешествия по карте. Путешествие по ней дало возможность показать обширную территорию всей России и территорию Южного Урала, богатство природы и животного мира, наличие гор и рек, а также большое число городов, знаменитых своей продук­цией.

Следующим этапом в работе мы посчитали нужным включить беседу «Я, ты, он, она - наша дружная семья». Такая беседа дала нам возможность познакомить детей друг с другом как бы заново, давая сведения об именах, фамили­ях. Попутно мы во время беседы знакомили детей с именами других народов.
Следующим звеном своей работы с детьми мы выделили знакомство с русской избой, с башкирской юртой. Проводя беседы, мы ставили цель познакомить детей с особенно­стями жилищ этих народов, с их внутренним устройством, убранством, с укра­шением жилищ как снаружи, так и внутри. Предлагали для рассматривания предметы быта, которые сравнивали с современными предметами техники. Та­кие беседы позволяли нам расширить представления и знания детей о том, ка­кие существовали обычаи, связанные со строительством дома, юрты. Содержание этих бесед предполагали знаком­ить детей с трудом, ремеслами этих народов. Мы видели, что эти беседы, стимулируют положительное эмоциональное отношение к быту народов, развивают и обогащают их знания. За­крепление полученных знаний проходило в свободной, творческой деятельно­сти: «Раскрась юрту», «Подбери узор к сапожкам», «Раскрась ичиги», «Нарисуй половичок», «Укрась печку», «Раскрась коромысло», «Слепим посуду в избу, юрту» и т.д.
Одним из важных компонентов в данной работе является знакомство с одеждой русских, башкир. Каждая познавательная деятельность в этом направлении имеет широкие возможности разносторонне и полно рассмотреть одежду в целом, как у мужчин, так и у женщин, выделить элементы узоров, украшений, а также увидеть некоторое сходство в ней, найти отличительные черты, присущие только данной национальности. В соответствии с методикой мы использовали названия компонентов одежды, употребленных в речи русских, башкир.
Почему мы придавали такое большое значение знакомству с одеждой этих народов? Потому что одежда является наиболее ярким проявлением на­циональной принадлежности человека. В одежде, как в зеркале, отражается ма­териальный и духовный мир людей. С этой целью вносили иллюстративный материал, фотографии с изображениями одежды, обуви, головных уборов, ук­рашений. Такое углубленное знакомство с одеждой позволило нам обратить внимание детей на использование при изготовлении этих вещей материалов животного происхождения: выделанные овечьи и конские шкуры, войлок, сук­но, кожа. Использовались в изготовлении одежды меха и шкуры диких живот­ных. Таким образом, мы плавно переходили к следующей теме: «Ремесла наро­дов (башкир, русских)».
Для закрепления пройденного мы включали ряд дидактических игр: «Оденем русскую куклу», «Оденем куклу-башкирку» - где повторялись названия компонентов одежды, предметы украшений, головные уборы, обувь. Дидактические игры: «Украсим ичиги», «Украсим тюбетей­ку», «Подбери узор к сарафану», «Что подходит к одежде, а что нет», «Что лишнее» - дают возможности для закрепления знаний об орнаментах узоров, композиции. А также через вглядывание, всматривание находить различия и сходство в одежде названных народов.
Знакомство с народами Южного Урала было бы неполным без ознакомления с легендами, сказаниями и сказками. Сначала мы брали только русские народные сказки, теперь мы добавили к ним сказки П. Бажова и башкирские сказки. Эти сказки наполнены народной уральской лексикой, их язык очень красочен. Сказка будит мысль ребенка, заставляет его узнавать о красоте и богатстве родного края. Очень нравится детям легенды о топонимических названиях, т.е. о географиче­ских названиях конкретного места. Не зря говорят, что топонимика - это язык земли, зеркало истории края. Традицией стало проведение сезонных народных праздников, развлечений. На праздниках дети читают стихи, водят хороводы, играют в народные игры. Участвуя в празднике, дети получают много эмоций, радости, фольклорного задора.

Поставленная нами цель достигнута – в результате проведенной работы дети заинтересовались историей своего края, познакомились с традициями народов Южного Урала.


Литература:


Антонов В.Г. Познавательная деятельность детей 6 -7 лет. \ Мысль. 1991\

Бабунова Е. С. Градусова Л. В. Наш дом – Южный Урал \Взгляд. 2005\

Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. \ МаГУ 2004\





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.