Занятие с применением ИКТ «Нганасаны. Малочисленные народы Севера»

0
0
Материал опубликован 17 April 2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

663340, Красноярский край город Норильск район Кайеркан, ул. Победы дом 7

тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru

 

План- конспект занятия с применением ИКТ

 

педагога Ильиной А.В.

 

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: культурология, информатика и ИКТ.

ТЕМА Занятия: «Нганасаны. Малочисленные народы Севера»

 

ЦЕЛЬ: Овладение знаниями, умениями и навыками в декоративно- прикладном искусстве коренных малочисленных народов Севера, через применение ИКТ.

 

ЗАДАЧИ:

1. Обучить:

* Дифференцировать используемую литературу.

2. Развить:

* Психомоторные функции посредством использования декоративно- прикладного искусства в технике аппликации.

3. Воспитать:

*Бережное отношение к культуре и искусству коренных народов Севера.

 

Демонстрационный материал:

Компьютер, проектор, экран.

Слайд-презентация.

Материалы и принадлежности

-Для педагога: Кожа, картон, ножницы, клей, тесьма, образец готового кулона.

-Для обучающихся: Раздаточный материал, карточки с орнаментами, кожа трёх цветов (шаблоны), картон, ножницы, тесьма, клей.


Ход занятия. I. Организация занятия.

Педагог.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем очень интересное занятие, ведь мы будем работать с компьютерами, а так же познакомимся с одним из малочисленных народов Таймыра, попробуем создать декоративное украшение в технике аппликации.

 

Слайд №1

(Сообщение темы). Разгадав ребус, мы узнаем, с какой народностью нам предстоит познакомиться!

 

Слайд № 2

ответ: «Нганасаны»

 

Слайд № 3

Тема занятия: «Нганасаны. Малочисленные народы Севера»

 

 

II. Познавательные сведения. История.

 

Слайд № 4

П.- Нганасаны - народ, живущий в Таймырской тундре. По данным переписи населения в 2002 году их насчитывается всего 879 человек. А вот так выглядит одежда нганасан :

Слайд №5

П.- Посмотрите, какие красивые геометрические орнаменты у них на одежде. Ведь мы знаем что такое «Орнамент»? (Ответы учащихся: орнамент – это узор, состоящий, из повторяющихся элементов и предназначен для украшения различных предметов.)

П.- Правильно! Сколько народов на Крайнем Севере – столько разновидностей орнаментов. Каждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая определенную символику. До сих пор нганасаны используют только три цвета – белый, красный и черный. Связывают это с легендой, где говорится, что нганасаны произошли от гагары, в оперении которой есть эти три цвета.

Противопоставление белого (красного) и черного цветов имеет очень древнюю основу и определено противопоставлением жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода. Именно нганасанские орнаменты нам предстоит изучить сегодня на занятии. Посмотрите, пожалуйста, на экран:

 

III . Объяснение

Слайд № 6

Нганасанская мужская зимняя одежда - парка - это глухая одежда трапециевидного силуэта с круглым капюшоном, плотно прилегающим к голове. Нганасаны обычно носили две парки - нижнюю и верхнюю. Нижняя парка шьется из шкур диких оленей шерстью внутрь, она длиннее верхней, которая шьётся шерстью наружу из шкур белого цвета, обе парки имеют внизу опушку из светлого меха.

 

Слайд №7

Женская одежда у нганасан распашная, без капюшона, с опушкой вокруг ворота, летняя одежда шьётся из крашеной ровдуги - замши, изготовленной из оленьих шкур.

Обувь шьётся из оленьих камусов. Камус – это часть шкуры, снятая с ног оленя. Особенно ценится на Севере. Очень прочен и красив этот материал. Волос гладкий, блестящий, коричневого, серебристо- серого или белого цвета.

 

Слайд №8

П.- Обратите внимание на экран, где дано задание, которое нужно выполнить с помощью компьютера:

Задание №1.

1. Двойным щелчком на рабочем столе нажать на значок программы «Северная энциклопедия»

2. Открыть программу «Северная энциклопедия»

3. В сноске «Рубрики» выбрать наименование «Народы»

4. Выбрать папку «Самодийская языковая группа»

5. Просмотреть иллюстрации.

 

Слайд № 9

Задание №2

1.В тексте найти информацию об основных традиционных занятиях нганасан. (Ответ: Основное традиционное занятие – охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц (куропаток, гусей, уток). Были развиты также оленеводство и рыболовство.)

2. Найти информацию об одежде и обуви нганасан (какой формы, из какого материала как называется.)

2. Ответ озвучить. (Ответ: Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Покупные ткани (чаще белое, красное и черное сукно) использовали в основном для отделки. Мужская одежда состояла из глухой двойной парки, которую обычно шили из белой оленьей шкуры и оторачивали белым мехом собак, специально разводимых для этой цели. Обувь не имела выема в подъеме, представляя собой как бы цилиндрический чехол. Шили ее из белых камусов (оленьих шкур), подошвы – из оленьих лбов или подстриженных лесенкой (чтобы не скользили при ходьбе) камусов.)

 

Слайд №10

Задание № 3

1. В строке «Поиск» написать слово «Орнамент», а в левом разделе выбрать «О. Самодийских народов» Найти информацио об орнаменте нганасан

2. Кратко озвучить ответ. ( Ответ: у нганасан традиция сборного меха переросла в орнаментальную мозаику: полосы с отростками, F- образные и крестовидные фигуры. Узоры имеют вид бордюров, локализуются в местах наиболее архаичных швов и для усиления эффекта группируются в орнаментальные полосы.)

 

Слайд № 11.

П. Теперь можете закрыть программу «Северная энциклопедия» нажав на крестик в верхнем правом углу.

Молодцы! Все очень хорошо справились с этой задачей.

 

Физкультминутка (Проводит педагог)

Теперь, ребята прервемся на физ. минутку. Снимем напряжение с глаз, для этого проделаем следующие упражнения:

 

Гимнастика для глаз «Бабочка»

 

Спал цветок (закрыть глаза помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против).  
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел (поморгать)
Встрепенулся, потянулся (руки поднять вверх, посмотреть на них, вздох)
Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо, влево)
Потянулись, растянулись,
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись –
Вновь занятие идёт.

 

V. Повторение определений. Слайд №12 (Задание для самостоятельной работы).

П.- Отдохнули, а теперь продолжим. Я предлагаю вам, ребята, разгадать кроссворд, и заодно закрепить полученные знания.

Вопросы: По вертикали: 1.Узор, состоящий из повторяющихся элементов и предназначенный для украшения различный предметов. По горизонтали: 1. Замша, получаемая в результате обработки шкуры оленя. 2. Народ, живущий в Таймырской тундре. 3. Зимняя меховая мужская и женская одежда нганасан. 4. Часть шкуры, снятая с ног оленя.
Слайд № 13 Проверь себя! (Ответы: По вертикали: 1. Орнамент. По горизонтали: 1.Ровдуга.2.Нганасаны.3.Парка. 4. Камус.)

Молодцы! Все справились с заданием!

 

VI. Практическая часть занятия.

Слайд № 14.

Педагог читает стих.

Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук и для души.
Рукоделие требует особого терпения, навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать, рисунок как правильно располагать,
Как эстетично цвет подобрать, как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству аппликации будем учиться,
Мы помним: в жизни всё пригодится.

Заключительным этапом нашей работы будет практическое задание: создать украшение в технике аппликации, с использованием традиционного нганасанского орнамента «Лераку», который будет выполнен в традиционной цветовой гамме нганасан, а ведь мы уже знаем с вами, какие три главных цвета они чаще всего использовали? (Ответ детей: красный, белый, черный) Правильно!

Перед вами, на столе, лежат все необходимые инструменты и материалы. Техника аппликации проста и доступна каждому человеку любого возраста.

Слайд № 15.

Но сначала, повторим правила безопасности при работе с инструментами. Ребята, посмотрите внимательно на экран.

Инструкция по технике безопасности:

Работай только на отведенном тебе рабочем месте;

Относись бережно к инструментам и оборудованию, используй их только по назначению;

Покидать кабинет, или менять рабочее место можно только с разрешения педагога;

О малейших травмах, полученных во время работы, сразу сообщай педагогу;

О неисправности инструментов немедленно сообщай педагогу;

Ножницы передавай кольцами вперёд;

По окончании работы, убери своё рабочее место, инструменты и материалы убирай на свои места.

При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

При попадании клея в глаза, обязательно промыть их водой!

 

П.- Теперь можно начинать!

Слайд № 16: У каждого из вас, есть по три детали из кожи: красная, белая и черная.

 

Слайд № 17: Нужно наклеить красную деталь на белый круг, а затем приклеить чёрный орнаментальный круг.

 

Слайд №18: Когда получится лицевая часть украшения, нужно приступить к задней части, для этого, нужно тесьму приклеить к картону, а затем лицевую часть кулона наклеить к картону с тесьмой.

 

Слайд № 19: Украшение готово!

 

VI. Заключительная часть урока.

П.- Ребята, вы все справились с заданием, молодцы. Скажите, что нового вы узнали на занятии? И понравилось ли вам работать на компьютере?

 

Высказывания обучающихся:

Варианты ответов.

-Занятие было очень интересным и запоминающимся. Мне понравилось, что мы выполняли задания на компьютере. Мне бы очень хотелось, чтобы такие занятия проводились чаще.

-Сегодня на занятии я поняла, как пользоваться электронной «северной энциклопедией», мне понравилось.

П.- Молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали, и эти украшения (кулоны) вам останутся на память о нашем занимательном занятии!

Слайд № 20 Спасибо за внимание!

/data/files/w1555929001.pptx (Презентация к занятию)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.