Занятие с применением ИКТ «Нганасаны. Малочисленные народы Севера»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
663340, Красноярский край город Норильск район Кайеркан, ул. Победы дом 7
тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru
План- конспект занятия с применением ИКТ
педагога Ильиной А.В.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: культурология, информатика и ИКТ.
ТЕМА Занятия: «Нганасаны. Малочисленные народы Севера»
ЦЕЛЬ: Овладение знаниями, умениями и навыками в декоративно- прикладном искусстве коренных малочисленных народов Севера, через применение ИКТ.
ЗАДАЧИ:
1. Обучить:
* Дифференцировать используемую литературу.
2. Развить:
* Психомоторные функции посредством использования декоративно- прикладного искусства в технике аппликации.
3. Воспитать:
*Бережное отношение к культуре и искусству коренных народов Севера.
Демонстрационный материал:
Компьютер, проектор, экран.
Слайд-презентация.
Материалы и принадлежности
-Для педагога: Кожа, картон, ножницы, клей, тесьма, образец готового кулона.
-Для обучающихся: Раздаточный материал, карточки с орнаментами, кожа трёх цветов (шаблоны), картон, ножницы, тесьма, клей.
Ход занятия. I. Организация занятия.
Педагог.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем очень интересное занятие, ведь мы будем работать с компьютерами, а так же познакомимся с одним из малочисленных народов Таймыра, попробуем создать декоративное украшение в технике аппликации.
Слайд №1
(Сообщение темы). Разгадав ребус, мы узнаем, с какой народностью нам предстоит познакомиться!
Слайд № 2
ответ: «Нганасаны»
Слайд № 3
Тема занятия: «Нганасаны. Малочисленные народы Севера»
II. Познавательные сведения. История.
Слайд № 4
П.- Нганасаны - народ, живущий в Таймырской тундре. По данным переписи населения в 2002 году их насчитывается всего 879 человек. А вот так выглядит одежда нганасан :
Слайд №5
П.- Посмотрите, какие красивые геометрические орнаменты у них на одежде. Ведь мы знаем что такое «Орнамент»? (Ответы учащихся: орнамент – это узор, состоящий, из повторяющихся элементов и предназначен для украшения различных предметов.)
П.- Правильно! Сколько народов на Крайнем Севере – столько разновидностей орнаментов. Каждой народности присуща своя цветовая гамма, имеющая определенную символику. До сих пор нганасаны используют только три цвета – белый, красный и черный. Связывают это с легендой, где говорится, что нганасаны произошли от гагары, в оперении которой есть эти три цвета.
Противопоставление белого (красного) и черного цветов имеет очень древнюю основу и определено противопоставлением жизни и смерти, света и тьмы, тепла и холода. Именно нганасанские орнаменты нам предстоит изучить сегодня на занятии. Посмотрите, пожалуйста, на экран:
III . Объяснение
Слайд № 6
Нганасанская мужская зимняя одежда - парка - это глухая одежда трапециевидного силуэта с круглым капюшоном, плотно прилегающим к голове. Нганасаны обычно носили две парки - нижнюю и верхнюю. Нижняя парка шьется из шкур диких оленей шерстью внутрь, она длиннее верхней, которая шьётся шерстью наружу из шкур белого цвета, обе парки имеют внизу опушку из светлого меха.
Слайд №7
Женская одежда у нганасан распашная, без капюшона, с опушкой вокруг ворота, летняя одежда шьётся из крашеной ровдуги - замши, изготовленной из оленьих шкур.
Обувь шьётся из оленьих камусов. Камус – это часть шкуры, снятая с ног оленя. Особенно ценится на Севере. Очень прочен и красив этот материал. Волос гладкий, блестящий, коричневого, серебристо- серого или белого цвета.
Слайд №8
П.- Обратите внимание на экран, где дано задание, которое нужно выполнить с помощью компьютера:
Задание №1.
1. Двойным щелчком на рабочем столе нажать на значок программы «Северная энциклопедия»
2. Открыть программу «Северная энциклопедия»
3. В сноске «Рубрики» выбрать наименование «Народы»
4. Выбрать папку «Самодийская языковая группа»
5. Просмотреть иллюстрации.
Слайд № 9
Задание №2
1.В тексте найти информацию об основных традиционных занятиях нганасан. (Ответ: Основное традиционное занятие – охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц (куропаток, гусей, уток). Были развиты также оленеводство и рыболовство.)
2. Найти информацию об одежде и обуви нганасан (какой формы, из какого материала как называется.)
2. Ответ озвучить. (Ответ: Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Покупные ткани (чаще белое, красное и черное сукно) использовали в основном для отделки. Мужская одежда состояла из глухой двойной парки, которую обычно шили из белой оленьей шкуры и оторачивали белым мехом собак, специально разводимых для этой цели. Обувь не имела выема в подъеме, представляя собой как бы цилиндрический чехол. Шили ее из белых камусов (оленьих шкур), подошвы – из оленьих лбов или подстриженных лесенкой (чтобы не скользили при ходьбе) камусов.)
Слайд №10
Задание № 3
1. В строке «Поиск» написать слово «Орнамент», а в левом разделе выбрать «О. Самодийских народов» Найти информацио об орнаменте нганасан
2. Кратко озвучить ответ. ( Ответ: у нганасан традиция сборного меха переросла в орнаментальную мозаику: полосы с отростками, F- образные и крестовидные фигуры. Узоры имеют вид бордюров, локализуются в местах наиболее архаичных швов и для усиления эффекта группируются в орнаментальные полосы.)
Слайд № 11.
П. Теперь можете закрыть программу «Северная энциклопедия» нажав на крестик в верхнем правом углу.
Молодцы! Все очень хорошо справились с этой задачей.
Физкультминутка (Проводит педагог)
Теперь, ребята прервемся на физ. минутку. Снимем напряжение с глаз, для этого проделаем следующие упражнения:
Гимнастика для глаз «Бабочка»
Спал цветок (закрыть глаза помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против).
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел (поморгать)
Встрепенулся, потянулся (руки поднять вверх, посмотреть на них, вздох)
Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо, влево)
Потянулись, растянулись,
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись –
Вновь занятие идёт.
V. Повторение определений. Слайд №12 (Задание для самостоятельной работы).
П.- Отдохнули, а теперь продолжим. Я предлагаю вам, ребята, разгадать кроссворд, и заодно закрепить полученные знания.
Вопросы: По вертикали: 1.Узор, состоящий из повторяющихся элементов и предназначенный для украшения различный предметов. По горизонтали: 1. Замша, получаемая в результате обработки шкуры оленя. 2. Народ, живущий в Таймырской тундре. 3. Зимняя меховая мужская и женская одежда нганасан. 4. Часть шкуры, снятая с ног оленя.Слайд № 13 Проверь себя! (Ответы: По вертикали: 1. Орнамент. По горизонтали: 1.Ровдуга.2.Нганасаны.3.Парка. 4. Камус.)
Молодцы! Все справились с заданием!
VI. Практическая часть занятия.
Слайд № 14.
Педагог читает стих.
Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук и для души.
Рукоделие требует особого терпения, навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать, рисунок как правильно располагать,
Как эстетично цвет подобрать, как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству аппликации будем учиться,
Мы помним: в жизни всё пригодится.
Заключительным этапом нашей работы будет практическое задание: создать украшение в технике аппликации, с использованием традиционного нганасанского орнамента «Лераку», который будет выполнен в традиционной цветовой гамме нганасан, а ведь мы уже знаем с вами, какие три главных цвета они чаще всего использовали? (Ответ детей: красный, белый, черный) Правильно!
Перед вами, на столе, лежат все необходимые инструменты и материалы. Техника аппликации проста и доступна каждому человеку любого возраста.
Слайд № 15.
Но сначала, повторим правила безопасности при работе с инструментами. Ребята, посмотрите внимательно на экран.
Инструкция по технике безопасности:
Работай только на отведенном тебе рабочем месте;
Относись бережно к инструментам и оборудованию, используй их только по назначению;
Покидать кабинет, или менять рабочее место можно только с разрешения педагога;
О малейших травмах, полученных во время работы, сразу сообщай педагогу;
О неисправности инструментов немедленно сообщай педагогу;
Ножницы передавай кольцами вперёд;
По окончании работы, убери своё рабочее место, инструменты и материалы убирай на свои места.
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
При попадании клея в глаза, обязательно промыть их водой!
П.- Теперь можно начинать!
Слайд № 16: У каждого из вас, есть по три детали из кожи: красная, белая и черная.
Слайд № 17: Нужно наклеить красную деталь на белый круг, а затем приклеить чёрный орнаментальный круг.
Слайд №18: Когда получится лицевая часть украшения, нужно приступить к задней части, для этого, нужно тесьму приклеить к картону, а затем лицевую часть кулона наклеить к картону с тесьмой.
Слайд № 19: Украшение готово!
VI. Заключительная часть урока.
П.- Ребята, вы все справились с заданием, молодцы. Скажите, что нового вы узнали на занятии? И понравилось ли вам работать на компьютере?
Высказывания обучающихся:
Варианты ответов.
-Занятие было очень интересным и запоминающимся. Мне понравилось, что мы выполняли задания на компьютере. Мне бы очень хотелось, чтобы такие занятия проводились чаще.
-Сегодня на занятии я поняла, как пользоваться электронной «северной энциклопедией», мне понравилось.
П.- Молодцы, ребята. Вы все очень хорошо работали, и эти украшения (кулоны) вам останутся на память о нашем занимательном занятии!
Слайд № 20 Спасибо за внимание!
/data/files/w1555929001.pptx (Презентация к занятию)